Функции семьи в современном мелодраматическом сериале: критика и конструирование норм
Автор: Огурчиков П.К.
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Художественная культура
Статья в выпуске: 1 (52), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу критики и приемам конструирования норм в отечественной сериальной продукции последних лет. В работе анализируются особенности реализации образа семьи в отечественном сериале последних лет, характер этого образа, его основные черты, типология, отличия от западных образцов, на основе которых он часто создается. В качестве примеров анализируются драматические конфликты, персонажи сериалов «Псих», «Контейнер», «Чики», «Обычная женщина», «Содержанки», «Триггер». Анализируется фигура семейного психотерапевта, которая занимает важное место в организации драматического повествования. Автор приходит к выводу, что критический элемент в этих сериалах, выпускаемых стриминговыми платформами, уступает необходимости реконструкции семьи и семейных ценностей. В финале статьи автор доказывает, что современный экранный образ семьи формируется на основе не исключения традиционализма, а попытки объединения и совмещения его с феминистским дискурсом. Семейная проблематика позволяет преодолеть фрагментацию аудитории, укрепляет ценностные ориентиры современной российской культуры.
Телевидение, мелодраматический сериал, образ семьи, женские образы, культурная идентичность, традиционализм, феминистский дискурс, семейные ценности
Короткий адрес: https://sciup.org/144163108
IDR: 144163108 | DOI: 10.2441/2310-1679-2024-152-69-76
Список литературы Функции семьи в современном мелодраматическом сериале: критика и конструирование норм
- Аристархова И. Ослепляющий взгляд теорий репрезентации // Женщина и визуальные знаки. Москва: Идея-Пресс, 2000. С. 187-214.
- Бакулев Г. П. Кино и телевидение: рождение взаимовыгодного альянса // Вестник ВГИК. 2022. № 2 (52). С. 134-145.
- Богомолов Ю. Телеэкран, серийность и проблемы художественного времени // Многосерийный телефильм. Истоки. Практика. Перспективы. Москва: Искусство, 1976. С. 131-148.
- Суковатая В. А. От «маскулинности травмы» - к «маскулинности невроза»: гендерные политики в советской и постсоветской массовой культуре. // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 5. С. 37-59.
- Огурчиков П. К. Современный телевизионный криминальный сериал: образ женщины-сыщика // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 2 (112). С. 82-88.
- Падейский В. В. Проектирование телепрограмм. Москва: Юнити-Дана, 2004. 238 с.
- Парсаданова Т. Н. Продюсирование телевизионного контента. Актуальные проблемы. Москва: Юнити-Дана, 2020. 199 с.
- Парсаданова Т. Н. Что нужно знать продюсеру о медиа: учебное пособие. Москва: Юнити-Дана, 2024. 375 с.
- Филиппов А. «Псих»: Доктор Хаос, или Константин Богомолов думает, как все закончить. Платформа КиноТеатр. 6 ноября 2020. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/serial/5790/
- Хитров А. Скучно быть элитой // Искусство кино. 2020. № 7/8. С. 52-56.
- Цыркун Н. А. Российский криминальный сериал: трансформация пафоса и героя // Телекинет. 2019. № 1. С. 9-12.