Функциональные полномочия судебной власти Республики Армения

Бесплатный доступ

В данной статье подробно проанализированы содержательные особенности функциональных полномочий органа судебной власти.Действующие функциональные полномочия судебной власти разнообразны как по форме, так и по содержанию.В статье рассматриваются следующие функциональные полномочия судебной власти: исполнение правосудия (что считается основной функцией): судебный контроль, нормотворческая деятельность, обеспечение единообразного применения законов, разработка судебной политики и т.д.

Судебная власть, функциональные полномочия, правосудие, судебная политика, нормотворческая деятельность, судебный контроль, единообразное применение законов

Короткий адрес: https://sciup.org/170205075

IDR: 170205075   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-5-1-20-24

Текст научной статьи Функциональные полномочия судебной власти Республики Армения

Функциональные полномочия современной судебной власти разнообразны. Функциональные полномочия судебной власти Республики Армения также многочисленны, в частности, осуществление правосудия, нормотворческая деятельность по отношению контроля за досудебным разбирательством, проверка законности административно-правовых актов. Правосудие – особый вид государственной деятельности, установленный Конституцией Республики Армения, который осуществляется только судом путем принятия обязательных судебных решений, обязательными условиями которого являются: при строгом соблюдении установленных законом требований и порядка, обеспечивающих законность, справедливость, обоснованность, с соответствующими процессуальными формами, и направлен на рассмотрение и разрешение конституционных, административных, уголовных, гражданских дел [1]. Судебная власть, как уникальная компетенция судов, рассматривается как преимущественный инструмент и выражение судебной власти. В связи с этим можно сделать следующие выводы:

  • 1)    Судебная власть представляет собой главный метод реализации судебной компетенции.

  • 2)    Судебную власть осуществляют исключительно суды в качестве специализированных органов государства.

  • 3)    Суды применяют правосудие в строгом соответствии с принципами, закрепленными в Конституции и законах.

Задачами судебной власти, как части общей системы государственной власти, являются гарантирование прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, защита от любых нарушений, разрешение споров и других правовых вопросов. Она также обязана соблюдать законодательство и нормативные акты государственных органов и их представителей, осуществлять контроль и применять меры ответственности в случае нарушений, короче говоря, обеспечивать правосудие. Следовательно, правосудие – это вид (форма) общественно-правительственной деятельности государства, сутью которой является разрешение спора о праве. Иными словами, судебная власть представляет собой государственную деятельность, проводимую судом посредством судебных процессов, основанных на принципах, закрепленных в конституции. Её целью является законное и обоснованное разрешение юридических споров в обществе. Через этот особый вид государственной деятельности суды выполняют функции судебной власти, рассматривая гражданские, уголовные, административные дела, а также конституционные споры в соответствии с установленными Конституцией и законами.

Судебная власть - разновидность (ветвь) государственной власти, которую суды, созданные в соответствии с Конституцией и Судебным кодексом РА, осуществляют самостоятельно, свободно и раздельно. Ее суть - осуществление правосудия, особой функции государства. Последнее является монополией судов и не может быть возложено на какой-либо другой орган, оно осуществляется только в порядке, установленном судебным законом (конституционном, гражданском, уголовном, административном) и в определенных процессуальных формах. Формой осуществления правосудия является судебное заседание, в котором участвуют лица, заинтересованные в исходе дела, и их представители.

Юридическое определение и содержание правосудия, иными словами, содержание деятельности судов, в Конституции не даны. Однако анализ конституционного, гражданского, административного и уголовно-процессуального законодательства показывает, что оно осуществляется: а) в порядке, установленном статьями 162 и 163 Конституции, б) права, свободы и законные интересы человека и гражданина, права государства и юридических лиц, а также рассмотрением и разрешением гражданских и административных дел, затрагивающих законные интересы, в судах общей юрисдикции и административных судах, в) уголовных делах, опять же в судебных заседаниях судов общей юрисдикции.

Возникает вопрос, почему законодатель поручил осуществление правосудия только суду. Анализ Конституции и принятого на ее основе соответствующего законодательства показывает, что органы судебной власти в силу своеобразия своей организации и процессуальной формы деятельности поставлены в особые условия, позволяющие им разобраться в сложных обстоятельствах правонарушения по гражданским и административным делам, а также по уголовным делам выяснять сложные обстоятельства преступления, устанавливать истину по делу, правильно толковать и применять материальные и процессуальные законы, совершать законные, обоснованные и мотивированные (справедливые) судебные акты. А поскольку государство в силу Конституции оставило осуществление правосудия только за судом, то считает это его монополией, поэтому императивно запретило всем другим органам и общественным объединениям заниматься судебной деятельностью и осуществлением государственного принуждения к правонарушителям в форме правосудия. Именно поэтому общее положение статьи 2 части 3 Конституции «Узурпация власти любой организацией или лицом является преступлением» в равной степени применимо и к узурпации судебной власти, права осуществлять правосудие.

Осуществление правосудия только судом обусловлено следующими обстоятельствами. Судебная власть, осуществляемая судами: а) полностью независима и независима от законодательной (законотворческой) и исполнительной (правоохранительной, правоприменительной) ветвей власти в сфере осуществления единой государственной власти, подчиняется только Конституции и законам, б) только на судебную власть возложена государственная функция по осуществлению правосудия по гражданским, уголовным, административным делам, а также по конституционным спорам, по подтверждению в судебном порядке вины или невиновности лица, назначению наказания лицам, признанными виновными, для оправдания лиц, не совершивших преступления, от лица государства разрешать споры, применения мер принуждения, лишения гражданина или юридического лица имущественных, личных или иных прав, в) Правосудие в Республике Армения основывается на демократических принципах, заложенных Конституцией и законодательством, а именно: 1) судьи независимы и подчиняются только закону, 2) при осуществлении правосудия запрещаются всякого рода ограничения в зависимости от пола, расы, цвета кожи и других обстоятельств граждан, 3) каждому гарантируется судебная защи- та их права и свободы, 4) рассмотрение дел во всех судах открыто, проводится в присутствии заинтересованных лиц, в условиях состязательности и равенства прав сторон, г) в системе, свойственной правовому государству, на судебную власть в качестве противовеса полномочиям других ветвей власти возлагается также осуществление судебного контроля за их решениями, действиями (бездействием) в целях исключения узурпации власти со стороны любой организации или физического лица, д) в случае неисполнения решений, принятых судами, их исполнение обеспечивается силой государственного принуждения в порядке, четко определенном законом «Об исполнении судебных актов», и, самое главное, е) право обращаться в суд по любому юридическому вопросу с судебной защитой прав и свобод (право на доступность для всех).

В результате комплексного изучения внутреннего законодательства РА и международных документов, входящих в правовую систему РА, можно сделать ряд практических выводов, а именно:

  • а)    другие государственные и общественные органы и организации не должны нарушать функции суда и пытаться разрешить дела, отнесенные законом исключительно суду,

  • б)    решение правовых вопросов другими органами и организациями в пределах их компетенции, например, органами прокуратуры или административного управления, арбитражными судами, согласительными комиссиями, расследующими коллективные трудовые споры, нотариусами, не считается осуществлением правосудия.

  • в)    если правовой вопрос (спор) рассматривается законом несколькими органами, в том числе судом, то окончательным считается вынесенный судебный акт,

  • г)    исполнительный лист на осуществление решения арбитражного суда выдается судом, в ходе которого он проверяет законность этого решения (статья 36 Закона РА «О коммерческом арбитраже»),

  • д)    административные решения могут быть обжалованы в суде (статьи 13 Гражданского кодекса РА и 8 Административно-процессуального кодекса РА).

Для правильного и быстрого решения вышеперечисленных вопросов, конечно, важна и судебная система РА, применение учетных принципов формирования судов, а также подсудности дел, определенных Конституционным законом РА «О Конституционном суде», гражданский, уголовный и административнопроцессуальный кодексы РА, соблюдение правил, учитывая, что никто не может быть лишен права на рассмотрение своего дела в суде и судьей, по решению которого оно было рассмотрено по закону.

Правосудие – это метод (средство) осуществления судебной власти по любому вопросу, вверенному этой власти для разрешения, независимо от его правовой природы. А поскольку законодатель отдал под юрисдикцию судов рассмотрение и разрешение дел, возникающих из конституционных, гражданских, уголовных и административных правоотношений, судебная власть осуществляется посредством таких видов разбирательств: конституционного, гражданского, административного и уголовного.

С понятием «судебное разбирательство», которое фактически представляет собой рассмотрение дела в суде, тесно связано понятие «правосудие», которое осуществляется в судебных заседаниях с участием лиц, заинтересованных в исходе дела.

Тот или иной вид судебного разбирательства, с одной стороны, отражает деятельность суда, осуществляющего правосудие по тому или иному виду дел, а с другой стороны, совокупность процедур, связанных с рассмотрением этих дел. Виды судебных процессов отличаются друг от друга составом участников расследуемых дел, характером спора и правоотношениями между ними, их возбуждением, рассмотрением и разрешением, даже исполнением заключенных ими актов, короче, в особенностях судебной деятельности участников судебного процесса.

Именно поэтому действующее законодательство выделяет четыре вида разбирательств, указанных выше, права и обязанности каждого из участников, в том числе суда, и порядок его проведения. Для кон- ституционного разбирательства эта процедура определяется Конституционным законом РА «О Конституционном суде», для гражданского разбирательства – Гражданским процессуальным кодексом РА, для административного разбирательства – Административно-процессуальным кодексом РА, для уголовного разбирательства – Уголовным кодексом РА.

Судебный контроль за досудебным разбирательством является одним из функциональных полномочий судебной власти.

Процессуальная деятельность, направленная на возбуждение уголовного дела, установление факта преступления, возбуждение и осуществление уголовного преследования, составляют основное содержание и направление предварительного расследования, для осуществления которого прокурор, следователь и орган дознания наделены достаточно широкими полномочиями. Осуществление этих полномочий предполагает определенные ограничения прав и свобод лиц, участвующих в уголовном разбирательстве, поэтому логично, что уголовным законом предусмотрены специальные процессуальные процедуры защиты прав и свобод лиц от незаконных действий и решений компетентных органов и должностных лиц, включающих досудебный контроль судебного разбирательства [2].

В любой правовой системе существует определенная структура контроля. С этой точки зрения не является исключением и уголовный процесс, в котором законность расследования преступлений гарантируется сочетанием различных средств надзора и контроля. В уголовном процессе в Республике Армения прокурорский надзор, ведомственный контроль и судебный надзор составляют единую систему обеспечения законности. Эти механизмы, взаимодействуя синергетически, обеспечивают надежную защиту конституционных прав и свобод личности, а также защищают интересы государства и общества.

Следует отметить, что Уголовнопроцессуальный кодекс Республики Армения 1998 года впервые установил институт судебного контроля за досудебным производством по уголовным делам [3].

Институт судебного надзора за досудебным разбирательством присутствует как в англосаксонской, так и в романогерманской правовых системах. Правовой основой этого контроля служат узаконенные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, подписанные Республикой Армения и являющиеся неотъемлемой частью её правовой системы [4].

Некоторые авторы выводят судебный контроль над досудебным производством из Великой Хартии Свобод 1215 года (Magna Carta Libertatum). В 39-й статье последнего король Англии Иоанн Безземельный обещал феодалам, что ни один свободный человек не будет заключен в тюрьму или насильно лишен своей земли, привилегий и свобод, не будет объявлен вне закона, не сослан или не обанкротится каким-либо иным образом (... ). И мы не пойдем против него, и не пошлем против него (...), не иначе как по указу равных ему или по закону государства. Судебный контроль в наиболее очевидной и окончательной форме был реализован в Законе о Ха-беас корпусе (Habeas corpus), первоначально существовавшем как часть common law, который впоследствии стал законом английского парламента с принятием Акта 1679 г. «О наилучшей безопасности подданных и зарубежном заключении» (statute law).

Сейчас правовой основой этого института являются такие универсальные международные документы, как Всеобщая декларация прав человека [5], Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [7]. (вступил в силу 23 марта 1976 г.), на региональном уровне – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод [8], подписанная в Риме 4 ноября 1950 г. и др. Все эти документы объединяет одно, в частности, они требуют, чтобы судебный контроль осуществлялся независимым, компетентным и беспристрастным судом, который будет создан на основе закона, будет следовать принципам демократии, будет рассматривать дело в разумный срок и факт нарушения прав и свобод человека будет восстановлен в эффективном порядке [9].

Подчеркивая автономию и независимость судебной власти, Конституция РА закрепляет: «Правосудие в Республике Армения осуществляется только судами в соответствии с Конституцией и законами» (статья 162).

Важно отметить, что суды в Республике Армения несут ответственность за справедливость не только во время судебных процессов, но и в процессе контроля за соблюдением прав и свобод человека на стадии предварительного расследования. Предоставление суду таких полномочий направлено на обеспечение доступности правосудия и защиты прав и законных интересов граждан. Кроме того, судебный надзор, осуществляемый в досудебном порядке, призван гарантировать законность проведения предварительного следствия [6].

Список литературы Функциональные полномочия судебной власти Республики Армения

  • Система правосудия Республики Армения. Авторская группа. ЕГУ: Ереван, 2019.
  • "Научно-практические толкования решений Кассационного суда Республики Армения". под общей научной редакцией А. Мкртумяна, Д. Аветисяна, В. Енгибаряна, Р. Меликяна. - Ер.: "Асохик", 2011. - 339 с.
  • "Уголовный процесс Республики Армения. Особенная часть (2-е издание, с дополнениями и изменениями)" // Авторская группа: С. Дилбандян, А. Арутюнян, Г. Газинян и другие - Гос. Университет Еревана. Ереванский университет. изд., 2010. - 226 с.
  • [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/9999-0195_West_pravo_2001_2(4)/19.pdf. (дата обращения: 29.04.2024).
  • [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/en/documents/udhr/ (дата обращения: 01.05.2024).
  • "Справочник судьи. Научно-процессуальный анализ" // авторская группа А. Мкртумян, Д. Аветисян и др., общий редактор: В. Енгибарян. - Ереван, Асогик, 2010. - С. 60-61.
Статья научная