Гормональные исследования у больных с гиперпластическими заболеваниями эндометрия в условиях экологического неблагополучия

Автор: Никулина Ирина Евгеньевна, Васюхина Анна Александровна, Кравцова Ольга Александровна

Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки @izvestiya-ssc-human

Рубрика: Клиническая медицина

Статья в выпуске: 2-2 т.17, 2015 года.

Бесплатный доступ

Определён гормональный статус женщин с гиперпластическими процессами эндометрия. Содержание яичниковых гормонов оценивалось с учетом длительности проживания в экологически неблагоприятных условиях и сопоставлялось с результатами ультразвукового исследования и показателями тестов функциональной диагностики. Исследование показало, что фактором, провоцирующим пролиферативные процессы в эндометрии, является гиперэстрогения, в том числе относительная. Механизмы развития гиперэстрогении могут быть разными в различных условиях проживания. Распределение больных в зависимости от патогенеза гиперпластического процесса позволит более четко дифференцировать терапевтические подходы к рассматриваемой патологии.

Еще

Гиперпластические процессы эндометрия, гормональная секреция, экологически неблагоприятные условия, овуляторный и лютеиновый пики, эстрадиол, прогестерон, гиперэстрогения

Короткий адрес: https://sciup.org/148102274

IDR: 148102274

Текст научной статьи Гормональные исследования у больных с гиперпластическими заболеваниями эндометрия в условиях экологического неблагополучия

Воздействие экологических факторов на здоровье человека в последние десятилетия все больше привлекает внимание ученых разных специальностей. Ряд исследований посвящен проблеме влияния окружающей среды на здоровье женщин. Сегодня общепризнанно, что первыми агрессии в экологически неблагополучных регионах подвергаются органы репродуктивной и эндокринной систем [2; 5; 6]. Нарушения в репродуктивной системе, возникающие вследствие несоответствия между темпами техногенного преобразования среды и адаптационными резервами, рассматриваются как синдром экологогенеративного диссонанса. Подобные изменения находят отражение в развитии патологических состояний эндометрия, в том числе гиперпластических процессов.

Цель исследования : изучение механизма экопатологического воздействия на специфические функции женского организма, определение гормонального статуса женщин с гиперпластическими процессами эндометрия.

Материалы и методы исследования . С учетом особенностей морфологической структуры эндометрия и его зависимости от характера изменений уровня гормонов гипоталамо-гипо-физарно-яичниковой системы мы оценивали гормональную секрецию у 96 больных с гипер-

пластическими заболеваниями эндометрия с сохраненным менструальным циклом. Для дифференциации экологического воздействия и установления степени участия повреждающего атмосферного фактора в развитии и течении заболевания слизистой матки все обследуемые женщины были разделены на основную и контрольную группы в зависимости от техногенной нагрузки среды проживания, по 48 человек в каждой группе.

По гистологической картине соскоба эндометрия больные распределялись следующим образом: с фоновыми заболеваниями эндометрия в основной группе (железистая и железисто-кистозная гиперплазия эндометрия и полипы эндометрия) – 39 пациенток, с предраковыми (аденоматозные полипы и атипическая гиперплазия эндометрия) – 9 пациенток, в контрольной группе 46 и 1 пациентка соответственно. Забор проб крови осуществлялся после гистологического подтверждения диагноза в течение одного менструального цикла до назначения комплексной терапии.

Для объективизации полученных данных содержание яичниковых гормонов оценивалось с учетом длительности проживания в экологически неблагоприятных условиях и сопоставлялось с результатами ультразвукового исследования и показателями тестов функциональной диагностики.

Согласно нормам, принятым в Поволжском регионе, у здоровых женщин с сохраненным менструальным циклом содержание эстрадиола 17-β (Э) колеблется в широких пределах (86,0 – 2924,0 пмоль/л), отчетливо прослеживаются овуляторный и лютеиновый пики. Секреция про- гестерона (П) также имеет циклический характер и варьирует от 0,0 до 96,0 нмоль/л, четкое плато повышенной продукции наблюдается во второй половине менструального цикла.

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Наши исследования, как и данные других авторов [1; 3; 4], подтвердили наличие широких индивидуальных и циклических колебаний секреции яичниковых гормонов у пациенток с патологией эндометрия. Абсолютные показатели эстрадиола у жительниц экологически неблагополучного района варьировали от 215,8 до 2526 пмоль/л при общем среднем показателе в группе 676,3±21,9 пмоль/л. У женщин, проживающих в местности с благоприятными экологическими условиями, размах колебаний был несколько меньше – от 348,1 до 2217 пмоль/л, при более высоком общем среднем показателе – 847,4±16,2 пмоль/л.

Следует отметить, что у больных с гиперпластическими процессами слизистой матки динамика секреции эстрадиола чрезвычайно индивидуальна. Так, пик секреции эстрадиола в середине менструального цикла определен только у 12 (25%) женщин основной и 27 (56,3%) пациенток контрольной группы. Вместе с тем высокие концентрации гормона (879 – 2526), сохранявшиеся на протяжении всего менструального цикла, выявлены у 11 (22,9%) пациенток в основной и у 8 (16,6%) в контрольной группе. У остальных обследованных в обеих группах секреция гормона на протяжении всего менструального цикла была низкой.

Индивидуальные показатели содержания прогестерона колебались у женщин основной группы от 0,75 до 71,7 нмоль/л при общем среднем показателе в группе 11,7±0,9 нмоль/л. У пациенток контрольной группы концентрация прогестерона варьировала от 2,58 до 68,3 нмоль/л и в среднем составила 21,8±1,9 нмоль/л. Вместе с тем у подавляющего большинства женщин (75,0%) из экологически неблагополучного района отмечена монотонная секреция гормона, без повышения его уровня в лютеиновую фазу менструального цикла. У остальных 25% женщин концентрация прогестерона возрастала во второй половине менструального цикла в 5-10 раз, имитируя лютеиновый пик, однако при повторном измерении концентрации гормона на 1-23 дни менструального цикла показатели возвращались практически к базальному уровню.

Монотонная продукция прогестерона выявлена у 23 (47,9%) из 48 обследованных женщин, проживающих в экологически благополучном районе. У 18 (37,5%) пациенток определялось отчетливое повышение концентрации прогестерона в лютеиновой фазе цикла, которая сохранялась длительное время и фиксировалась во время повторного измерения на 21-23 дни цикла. У остальных 7 (14,6%) женщин повышение базальной температуры соответствовало высокому уровню прогестерона, но отмечалось только до 23-24 дня цикла, затем показатели базальной температуры снижались, что мы трактовали как недостаточность лютеиновой фазы цикла.

Сопоставляя полученные данные с показателями тестов функциональной диагностики и ультразвуковой характеристикой яичников, можно с уверенностью утверждать, что у 36 (75,0%) больных в основной и у 23 (47,9%) в контрольной группе имели место нарушения овуляции, что проявлялось в 19,8% случаев кратковременной персистенцией фолликула, у 40 больных – атрезией фолликулов. Сохраненный менструальный цикл с достаточной продолжительностью фазы желтого тела был отмечен у 18 (37,5%) пациенток в контрольной группе и практически отсутствовал у пациенток основной группы, что косвенно указывает на изменения рецепции в самом эндометрии.

У женщин из основной группы при воздействии атмосферного фактора до 3 лет процессы овуляции нарушались, возможно, за счет персистенции фолликула, которое сопровождалось развитием абсолютной гиперэстрогении. Уровень прогестерона при этом оставался достаточно низким и не обеспечивал, по-видимому, секреторных преобразований эндометрия.

Воздействие атмосферного фактора на пациенток, проживающих в экологически неблагополучных районах от 3 до 5 лет, было менее выраженным, что мы связываем с включением компенсаторно-приспособительных механизмов нейроэндокринной системы.

Дальнейшее техногенное воздействие приводило к стойкому угнетению яичниковых гормонов, которое проявлялось в достоверном снижении их концентрации. УЗИ-картина при этом указывала на имеющие место атрезированные фолликулы в яичниках, что подтверждалось тестами функциональной диагностики. Мы связываем этот феномен с истощением компенсаторных резервов женского организма и развитием более глубоких нарушений нейроэндокринного контроля под воздействием повреждающего атмосферного фактора.

Таким образом, исследование динамики яичниковых гормонов на протяжении мен- струального цикла показало, что фактором, провоцирующим пролиферативные процессы в эндометрии, является гиперэстрогения, в том числе относительная. Механизмы развития гиперэстрогении могут быть разными. Для подтверждения этого необходимо исследование гипоталамо-гипофизарной регуляции и функции щитовидной железы, которая также играет важную роль в формировании адаптационных резервов женского организма.

При сопоставлении показателей содержания гонадотропных гормонов у больных, подверженных вредному атмосферному влиянию, с длительностью проживания в экологически неблагоприятном районе нами было выявлено, что общий средний показатель уровня ФСГ при воздействии атмосферного фактора до 3 лет снижался до 6,8±0,2 мМЕ/мл. К 3-5 годам наблюдается его повышение до 7,2±1,1 мМЕ/мл, при этом средний уровень ФСГ в основной группе превышал показатели в контрольной группе. К пятому году его содержание у женщин основной группы значительно снижалось, в то время как у пациенток контрольной группы показатели ФСГ оставались стабильными.

Уровень ЛГ также менялся под воздействием неблагоприятного атмосферного фактора. Базальный уровень пролактина у жительниц экологически неблагополучного района был прямо пропорционален длительности повреждающего воздействия: до 3 лет – 312,4±10,7 мМЕ/мл, от 3 до 5 лет – 398,0±12,4 мМЕ/мл, а к 5 годам и более составил 511,4±13,6 мМЕ/мл, что достоверно выше средних показателей в контрольной группе – 318,4±10,5 мМЕ/мл. Прогрессивное повышение уровня пролактина мы расценивали как срыв адаптационных механизмов гипоталамо-гипо-физарной системы.

Исследования гонадотропной стимуляции больных с гиперпластическими процессами эндометрия подтверждают концепцию о различных механизмах развития патологии у женщин в неодинаковых условиях проживания.

Для установления участия щитовидной железы в сложной системе нейроэндокринной дисфункции, вызываемой атмосферным фактором, исследована тиротропная активность гипофиза и тиреоидная секреция у женщин с патологией эндометрия. У жительниц экологически неблагополучного района по сравнению с женщинами, проживающими в районе экологического благополучия, наблюдалось снижение продукции ТТГ, Т3 и Т4. Данное снижение прямо пропорционально продолжительности воздействия неблагоприятного атмосферного фактора.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенные исследования состояния гипофизарно-тиреоидно-яичниковой системы подтверждают участие повреждающего экологического фактора в патогенезе патологии эндометрия. Анализ полученных результатов позволил выявить несколько механизмов развития гиперпластических процессов слизистой матки.

Одним из механизмов является нарушение гипоталамо-гипофизарной регуляции, которая по принципу прямой связи приводит к формированию ановуляции, появлению монофазных циклов, что в свою очередь способствует изменению обменных процессов в органах-мишенях, в частности в эндометрии, и проявляется в развитии его гиперпластических состояний.

Другой механизм развития гиперэстрогении и, следовательно, патологии эндометрия, основан на внегонадном синтезе эстрогенов в жировой ткани. При этом варианте вторичные нарушения (наиболее часто поликистозные изменения) в яичниках сопровождаются расстройствами функции печени, ответственной за метаболизм гормонов, и характерными изменениями углеводного и жирового обмена.

Третий вариант развития патологии эндометрия основан на изменении рецепции органа-мишени – матки (вследствие имеющихся или возрастных атрофических изменений эндометрия), что даже при нормальной эстрогенной стимуляции приводит к нарушению процесса митоза в клетках эндометрия и соответственно к пролиферативным изменениям слизистой матки.

Распределение больных в зависимости от патогенеза гиперпластического процесса позволит более четко дифференцировать терапевтические подходы к рассматриваемой патологии.

Список литературы Гормональные исследования у больных с гиперпластическими заболеваниями эндометрия в условиях экологического неблагополучия

  • Корнева Е.А., Штоинек Э.К. Гормоны и иммунная система. Л., Наука, 1988. 251 с.
  • Репродуктивное здоровье жительниц мегаполиса с различной территориальной экологической структурой на примере г. Самары: тез. докл. IV Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 1997. С. 76-78.
  • Родкина Р.А., Столярова Е.С. Клинико-морфологическая характеристика гиперпластических процессов и рака тела матки в зависимости от состояния эндокринных клеток эндометрия//Тезисы докл. XXXI науч.-практ. конф. Ульяновск, 1996. С. 408.
  • Трубникова Л.И. Некоторые аспекты эндокринных механизмов патогенеза миомы матки и дифференцированные методы терапии и диспансеризации больных: автореф. дис. … д-ра мед. наук. Душанбе, 1987.
  • Целкович Л.С., Шевчук А.А. Профессиональные вредности как риск репродуктивной патологии//Тезисы докл. XXXIII науч.-практ. конференции. Ульяновск, 1998. С. 351.
  • Целкович Л.С., Рогачев В.С. Репродуктивная функция у женщин, проживающих в условиях воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды//Акушерство и гинекология. 1998. № 2. С. 24-27.
Статья научная