Городская геральдика среднего Поволжья и Заволжья в последней четверти XVIII — первой половине XIX в.

Бесплатный доступ

Герб являлся важным визуально-правовым символом городского статуса в предындустриальной России. В статье уточнены даты утверждения гербов городов Среднего Поволжья и Заволжья, приведена типология городской геральдики региона, показан потенциал геральдики в изучении города как многогранного социокультурного явления. Сделан вывод о том, что городская геральдика напрямую отражала специфику городских центров Среднего Поволжья и Заволжья - аграрный характер городской экономики и «военное» прошлое значительной части городов Пензенской и Симбирской губерний. Городские гербы выполняли двойную функцию - визуализировали правовой статус города и выступали в качестве его презентационного образа в культурно-коммуникативном пространстве империи

Еще

Города, городская геральдика, городской герб, среднее поволжье и заволжье, культурно-историческое пространство города

Короткий адрес: https://sciup.org/148330848

IDR: 148330848   |   DOI: 10.37313/2658-4816-2024-6-4-5-11

Текст научной статьи Городская геральдика среднего Поволжья и Заволжья в последней четверти XVIII — первой половине XIX в.

EDN: ADWSEJ

статочно изученных вопросов, связанных с процессами ранней урбанизации, остается местная геральдика, которая вместе с другими специальными дисциплинами в рамках краеведческих исследований «конструирует местную историческую память, формирует лояльное отношение к образу данного места»1. Не случайно геральдике Самары было уделено заметное внимание в обобщающей коллективной работе по истории региона2. В нашей же статье ставилась цель рассмотреть геральдику целого ряда городов Среднего Поволжья и Заволжья.

Герб «как особый знак, а именно опознавательно-правовой, условный, но составленный по определенным правилам, фиксированный верховной властью»3 являлся символом города как административнотерриториальной единицы и социального сообщества. В «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи» 1785 г. всем городам предписывалось иметь герб, «утвержденный рукою Императорского Ве- личества, и оный герб употребить во всех городовых делах». Городские думы обязаны были хранить экземпляр «Жалованной грамоты» с гербом города «в красках и с описанием»4. Большинство городов региона к моменту реализации реформы города, предпринятой Екатериной II, не имели собственной утвержденной символики. Со времени издания «Титулярника 1672 года» эмблематика городских печатей стала основой для городской геральдики. Впрочем, в указанном издании не было представлено ни одной печати интересующих нас городов5. Первым городом региона, получившим собственный опознавательно-правовой символ, стал Симбирск (1672-1674 гг.). На симбирской печати был изображен стоящий на задних лапах лев с короной на голове, обращенный вправо и держащий в правой передней лапе меч6.

Предындустриальные города региона испытывали в своем развитии значительное влияние военного (армейского) фактора, что нашло отражение не только в их геральдике, но и в самой практике разработки и утверждения гербов. С 1708 г. полки распределялись по губерниям и приписывались к городам, а на знамени полка должна была размещаться эмблема соответствующего города. Отчасти изображения на знаменах являлись символическим наследием предыдущей эпохи, однако в большинстве своем они были заимствованы из книги «Символы и эмблемата» (Амстердам, 1705 г.), включая эмблемы знамен Симбирского и Троицкого полков7. Изображение на старой печати Симбирска было отвергнуто, и на знамени Симбирского полка появилась белая колонна, увенчанная золотой короной. По мнению Н.А. Соболевой, этот символ был выбран из-за броской подписи под ним: «Подперта честию»8. На знамени Троицкого полка у древка расположился золотой крест под короной. Впоследствии именно эти полковые эмблемы были утверждены в качестве официальных гербов Симбирска и Троицка9. Таким образом, гербы этих городов являются самыми старыми городски- ми геральдическими символами региона.

В 1722 г. по приказу Петра I была образована Герольдмейстерская контора. 10 августа 1724 г. был издан указ, предписывавший иметь в судебных местах печати с гербами городов10. Начался новый этап в развитии городской геральдики, который связан с именем итальянского графа Франциска Санти. При разработке гербов Санти руководствовался необходимостью соединить традиции европейской геральдики и новую эмблематику, отражавшую специфику русских городов. В анкетах, отправленных в регионы, были запрошены сведения об особенностях природы, ландшафта, занятиях горожан и историческом прошлом городов. В этот период были разработаны гербы Саратова («в голубом поле 3 стерляди»), Саранска («в серебряном поле красная лисица и три стрелы»), утвержденные в 1781 г. в качестве их официальных символов11, а также Царицына (в красном поле два белых осетра в виде Андреевского креста, перекрестие являлось символом слияния рек Царицы и Волги). В дальнейшем этот герб неоднократно подвергался разнообразным модификациям. В 1854 г. был утвержден новый герб Царицына: осетры были заменены на стерляди, а в верхней части щита расположился герб Саратовской губернии12.

Следующий этап в развитии российской городской геральдики связан с составлением «Знаменного гербовника» под руководством Б.К. Миниха (1728-1730 гг.). В него вошли эмблема Пензенского полка (три снопа, пшеничный, ячменный и просяной, на зеленом поле, эмблема утверждена в качестве герба Пензы в 1781 г.) и прототип герба Самары (1728 г.). В анкете, полученной из Самары, говорилось, что в окрестностях города обитают «медведи, волки, кабаны, лоси, лисицы и куницы, выдры, зайцы, бобры и дикие козы»13. Из перечисленных представителей местной фауны в качестве эмблемы для Самарского полка была выбрана дикая коза, изображение которой к тому же было представлено в сборнике «Символы и эмблемата»14. Автором рисунка был сержант артиллерии Александр Чирков, изобразивший безрогую козу на золотом картуше с серебряной короной. Отметим, что существовало два варианта будущего самарского герба. Один из них выглядел так: «Могила зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании доктурском... , которое значит серу горячую, понеже что в Самаре много могил и в земле множество родится серы»15. Этот вариант отвергли в пользу первой эмблемы – белой козы, видоизмененное изображение которой было утверждено в качестве герба Самары в 1780 г. (коза с рогами, покрытая шерстью, стоящая в лазоревом поле)16.

В 1737 г. был основан Ставрополь – столица крещеных калмыков. Оренбургский губернатор И.И. Неплюев предложил собственный проект городской символики, изображавший «калмыцкую круглую шапку, при реке положенную, позади которой два копья, а над нею… в сиянии крест»17. В итоге был утвержден другой проект (1745 г.). В гербе обыгрывалось название города, в переводе с греческого – «город святого креста»: «В золотом поле красной лапчатой крест в вершине щита и город такого ж цвету, на зеленой подошве щита стоящей… Положенныя ж над городом наподобие Андреева креста два черныя копья показывают, что помянутой город населен новокрещеными калмыками»18. При утверждении городских гербов Симбирского наместничества в 1781 г. он подвергся изменению – крест стал черным, а поле золотым19.

Пик городового герботворчества пришелся на правление Екатерины II. К началу полномасштабной программы по разработке городской геральдики только 8 городов региона имели собственные геральдические знаки (Саратов, Пенза, Симбирск, Самара, Троицк, Саранск, Ставрополь и Царицын). Спустя несколько месяцев после открытия наместничеств Саратовского (7 ноября 1780 г.), Симбирского (15 сентября 1780 г.), Пензенского (15 сентября 1780 г.) и Уфимского (23 декабря 1781 г.) были изданы указы, утверждавшие городскую гербовую символику. Для городов Пензенской губернии (Пенза, Саранск, Троицк, Верхний Ломов, Городище, Инсар, Керенск, Красносло-бодск, Мокшан, Наровчат, Нижний Ломов, Чембар, Шишкеево) - 28 мая 1781 года; для городов Симбирской губернии (Симбирск, Ставрополь-на-Волге, Самара, Ардатов на Алатыре, Алатырь, Канадей, Тагай, Карсун, Котяков, Курмыш, Буинск) – 22 декабря 1780 года; для городов Саратовской губернии (Саратов, Хвалынск, Вольск, Кузнецк, Ат-карск, Петровск, Сердобск, Балашов, Камышин) – 23 августа 1781 года. Гербы городов, располагавшиеся в Заволжье (Бузулук, Бугуруслан, Бугульма, Сергиевск), были утверждены 8 июня 1782 года20.

В 1796-1803 гг. в ходе нового витка административно-территориальной реформы некоторые города региона были выведены за штат (при этом их гербы не упразднялись). В итоге в начале XIX в. в составе каждой из средневолжских губерний было по 10 городов с уездами. В это же время был составлен общий Гербовник с гербами городов, на местах же должны были храниться лишь копии геральдических знаков21. В 1835 г. в Саратовском Заволжье были созданы три новых уезда во главе с городами Николаевском, Новоузенском и Царевом. Цареву герб был дарован уже после вхождения города в состав Астраханской губернии 31 июля 1853 г. (в справочнике фон Винклера неверно указана дата 20 июля 1846 г.)22. Гербы Новоузенска и Николаевска были утверждены спустя полстолетия с момента присоединения городов к Самарской губернии (12 января 1900 г. и 14 апреля 1910 г.)23.

Создание Самарской губернии в 1851 г. привнесло изменения в городскую геральдику края. Министр внутренних дел Л.А. Перовский предложил Сенату свой вариант герба Самары: «Голубой щит разделялся на три части серебряным вилообразным крестом, символизировавшим слияние рек Волги и Самары. В верхней части размещался рог изобилия, из которого сыпались золотые монеты и который олицетворял богатство, полученное от торговли. В других частях по одному золотому снопу пшеницы, главному предмету этой торговли». В итоге столь радикальное преобразование герба Самары было отвергнуто, и 8 июня 1851 г. несколько видоизмененный герб города был утвержден императором. На нем была изображена коза, стоящая на зеленой траве в голубом поле, щит увенчался золотой императорской короной в знак нового статуса губернской столицы24.

В рамках реформы, проведенной бароном Б.В. Кёне, направленной на упорядочивание символики по правилам европейской геральдики, в гербах городов появились элементы, указывающие на статус города. Гербы уездных городов получали серебряную корону-трезубец, губерний – императорскую корону. Губернский герб размещался в правом углу щита25. 5 июня 1878 г. были введены гербы 46 губерний, включая Пензенскую, Саратовскую, Симбирскую (колонна на гербе стала серебряной) и Самарскую (на губернском гербе появился серебряный козел с золотыми рогами, красными глазами и языком и черными копытами)26.

Несколько трансформировав предложенную Е.В. Пчёловым типологию городских гербов27, выделим следующие их типы в рамках изучаемого региона:

  • 1)    Гербы гласные, или «говорящие», отражающие название городов или название природы местности (гербы Наровчата, Верхнего Ломова, Нижнего Ломова, Ставрополя, Городища, Царева, Кузнецка). В описании герба Наровчата указывалось: «В голубом поле гора, на которой видны вновь зачатые норы, означающие имя сего города». На гербе Камышина был изображен камыш. Гербы Верхнего Ломова и Нижнего Ломова содержали изображение пяти железных ломов, положенных звездой острыми концами вверх и вниз соответственно.

  • 2)    Гербы, отражающие особенности городской округи – изобилие природных богатств, полезных ископаемых, уникальный природный ландшафт. К ним относится городская символика Царицына, Вольска, Чембара, Тагая, Вольска, Пензы, Самары,

Саранска, Сызрани, Николаевска, Ново-узенска, Керенска, Ардатова, Сенгилея, Царицына, Краснослободска, Сердобска, Балашова, Котякова, Шешкеева, Бузулука. Так, на гербе Котякова были изображены три меловые горы, расположенные в окрестностях города; Чембара – в «голубом поле летящий золотой журавль, в знак изобилия сего рода птиц»; Аткарска – три птицы-рыболова (вид чаек, получивший название черноголовый хохотун). Медведь, «лежащий… в золотом поле», указывал на обилие медведей в округе Вольска, как и олень на гербе Бузулука. На гербах Царицына, Хвалынска, Саратова, Бугульмы были изображены рыбы (стерляди, осетры и рыба-пеструшка). На гербе Та-гая изображена река с сельдью, означающая название одноименной реки («ибо протекающая в сем городе река имеет сие имя»). Однако город Тагай находился на р. Тагайке – притоке р. Сельди. Вероятно, разработчику герба эта информация показалась менее интересной, поэтому он столь вольно обошелся с географией города.

В тексте указов, утверждавших городские гербы, далеко не всегда можно было встретить пояснение представленного символа. Так, в описании гербов Сызрани («черный бык в золотом поле»), Ардатова («две копны сена в серебряном поле»), Бугуруслана («черная овца в зеленом поле») указывалось на изобилие в округе обозначенного на гербе «предмета». В то же время изображение козы на гербе Самары в указе никак не объяснялось. На гербах Сердобска, Балашова, Сенгилея, Керенска, Краснослободска были размещены символы растительного царства (дыни, арбузы, тыквы, вишни, сливы) как отличительный знак богатства городской округи плодово-ягодными культурами и овощами, с одной стороны, и как указание на занятие горожанами бахчеводством и садоводством, с другой.

  • 3)    Гербы, отражающие особенности экономики города и занятия его жителей (гербы Пензы, Николаевска, Новоузенска, Саранска, Керенска, Сенгилея, Красносло-бодска, Сердобска, Балашова, Кузнецка).

Чаще всего на аграрный характер городской экономики указывали символы снопов или колосьев на гербах (Пенза, Николаевск, Но-воузенск и др.). Герб Кузнецка («наковальня, клещи и молот в красном поле») указывал на значительное число кузнецов, проживавших в городе. Этот герб вполне можно отнести как к 1, так и к 4 типу гербов.

  • 4)    Гербы, связанные с историей города, его происхождением и достопримечательностями. Ряд гербов отражал военно-охранительные функции городов, основанных как крепости (гербы Ставрополя, Алатыря, Карсуна, Курмыша, Канадея, Городища, Инсара). Ратные занятия первопоселенцев отражали гербы Алатыря («три золотых колчана со стрелами в знак воинской доблести»), Карсуна («два чекана, положенные крестообразно»), Курмыша («два золотых лука, положенные крестом»), Канадея («три золотые стрелы»), Инсара («большой лес, окруженный засекой с надолбами и воротами, означающие… находящуюся при оном городе старинную засеку»), Мокшана («в красном поле два бердыша», указывающие на род службы первых горожан). Герб Городища не только являлся «гласным», но и напоминал об историческом прошлом города28.

  • 5)    Гербы, включавшие эмблемы, заимствованные из специализированных справочников. Если у разработчика герба не хватало достаточных сведений об особенностях города, он обращался к подобной литературе. Так, в справочнике «Символы и эмблемата» помимо уже упоминавшихся символов на гербах Симбирска, Самары и Троицка содержится изображение на гербе Петровска – рука, простертая из облака и держащая ключ29.

Отметим, что границы между типами городских гербов весьма условны. В городской геральдике можно было встретить сочетание нескольких типов гербов. Один и тот же герб можно отнести сразу к двум и более категориям, например, символы Кузнецка, Ставрополя, Краснослободска, Царева и др. Городская геральдика напрямую отражала специфику городских центров Среднего Поволжья и Заволжья – аграрный характер городской экономики и «военное» прошлое значительной части городов Пензенской и Симбирской губерний. Можно утверждать, что городские гербы выполняли двойную функцию – визуализировали правовой статус города и выступали в качестве его презентационного образа в культурнокоммуникативном пространстве империи.

Список литературы Городская геральдика среднего Поволжья и Заволжья в последней четверти XVIII — первой половине XIX в.

  • Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. Самарская Лука и Усольская вотчина в имперский период истории России: коллективные труды в жанре "local history" // Память прошлого - сценарии будущего: проблемы региональной гуманитарной науки. Мат. Всерос. науч. конф. Саранск, 2023. EDN: NLFCJB
  • Винклер П.П. фон Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 г. СПб., 1899.
  • Годин В.С. Гербы городов Пензенского края // Поиски и находки: Из записных книжек краеведов. Саратов, 1990. Кн. 2.
  • История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней / Кабытов П.С. (гл. ред.) [и др.], Т.2 (2-е изд., исправ. и доп.). Самара: ООО "Слово", 2020.
  • Закутнов О.И. Реформы Российской геральдической системы барона Б.В. Кёне // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 1 (58). EDN: ZDYRNJ
  • Описание городов Пензенской, Тамбовской и Шацкой провинций. - URL: https://drevlit.ru/docs/russia/XVIII/1720-1740/Opis_gorodov_penz_tambov_schatzk/text.php?ysclid=lyw0vyy9u2578101559 (дата обращения: 23.08.2024).
  • Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. - URL: http://emsu.ru/um/herald/herald.htm (дата обращения: 24.08.2024).
  • Пчёлов Е.В. Городская геральдика дореволюционной России: основные тенденции исторического развития // Вестник РГГУ. Серия "Литературоведение. Языкознания. Культурология". 2018. № 4.
  • Романова Г.В. Исторические корни Геральдической символики Симбирского края // Симбирский научный вестник. 2013. № 3(13). EDN: VTYXHP
  • Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. - URL: http://ogeraldike.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st013.shtml (дата обр.
Еще
Статья научная