Государственная политика в сфере внешкольного воспитания в 1920-1930-е гг
Автор: Жайбалиева Л.Т.
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 2, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется исторический опыт становления и функционирования системы внешкольного воспитания в 1920-1930-е гг. Особое внимание уделяется теоретическому обоснованию и формированию научно-методической базы внешкольной работы, становлению основных видов государственных внешкольных учреждений и организационно-государственной структуры управления ими. Автор приходит к выводу, что учреждения внешкольной работы с детьми в рассматриваемый период и позднее становятся эффективным звеном в системе общественного воспитания, в них быстро накапливается во многом уникальный опыт организации работы и педагогического взаимодействия.
Внешкольное воспитание, воспитательная деятельность, дополнительное образование, внешкольные учреждения, государственная политика
Короткий адрес: https://sciup.org/170205567
IDR: 170205567 | УДК: 37.014”1920-1930” | DOI: 10.24412/2071-5358-2024-2-261-267
Текст научной статьи Государственная политика в сфере внешкольного воспитания в 1920-1930-е гг
В настоящее время происходит совершенствование системы дополнительного образования, которое стало правопреемником внешкольного воспитания после распада СССР. В 2022 г. принята концепция развития дополнительного образования до 2030 г., целью которой является создание необходимых условий для развития талантов подрастающего поколения, самореализации каждого ребенка, воспитания его как гармонично развитой личности с нравственными принципами.
Концепция поставила перед собой следующие задачи: обновить содержание и методы обучения; организовать воспитательную деятельность, опираясь на ценности российского общества и государства (духовные, культурные) и путем формирования патриотизма у подрастающего поколения; создать на базе школ кружки с технологическим, эстетическим, спортивным уклоном; развивать и совершенствовать системы конкурсов, конференций для обучающихся; в целях патриотического воспитания усовершенствовать экскурсионную деятельность, сформировать туристические маршруты, которые должны проводиться по историко-культурным местам; развивать методы подготовки педагогических и управленческих кадров в сфере дополнительного образования.
При совершенствовании системы дополнительного образования всегда проводился анализ предыдущего опыта, поэтому решение указанных выше целей и задач требует внимания к его историческим предпосылкам, формированию и становлению государственной системы внешкольных учреждений.
С установлением советской власти происходит изменение системы внешкольного воспитания: формируется сеть домов и дворцов пионеров, открывается целый ряд новых внешкольных учреждений, дополняется и развивается теория педагогики внешкольной работы с детьми. В советский период внешкольная деятельность приобретает государственный статус, постепенно формируется ее нормативная база, создается система повышения квалификации специалистов.
После Октябрьской революции внешкольное воспитание включено в общую систему народного просвещения. В 1917 г. создан отдел внешкольного образования (с 1921 г. – Главное внешкольное управление), состоявший в Наркомпросе, деятельность которого изначально была направлена на работу со взрослыми, а не с детьми. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительской работы.
На I Всероссийском съезде по просвещению, проходившем в 1918 г., В.И. Ленин призывает отойти от мнения, что школа должна стоять вне политики. В Программе РКП(б), принятой VIII съездом в 1919 г., указывалось, что школа должна стать центром воспитательной деятельности, направленной на формирование мировоззрения, отношения к труду и обществу1.
Однако на данном этапе школы не были готовы к решению поставленных задач: отсутствовала отработанная воспитательная система, остро стояла проблема с детской беспризорностью и неграмотностью, вызванная последствиями Первой мировой войны и разворачивающейся Гражданской войны. В связи с этим начинает развиваться идея внешкольных форм работы с детьми [Коваль 1991: 15].
Система внешкольной работы теоретически подготовлена первыми лицами в стране в сфере народного просвещения – Н.К. Крупской (заведовала внешкольным отделом) и А.В. Луначарским (нарком просвещения). Несмотря на то что решающая роль в воспитании и образовании была отведена школе, они не отрицали значения внешкольных учреждений в этом направлении. Работа учреждений внешкольного воспитания должна отвечать принципам добровольного вступления в них, массового характера, общедоступности, возможности самоопределения в профессиональном плане [Дейч 2013: 414].
Надежда Константиновна Крупская настаивала на установлении связи школьной и внешкольной работы, на участии детей в общественной деятельности. Она выделяла роль возрастных интересов детей при организации внешкольной работы, что определяло развитие интересов, которые могут стать вспомогательным элементом в достижении воспитательной цели, установленной педагогом.
Несмотря на разрешение самоорганизации и самодеятельности коллектива и свободы во внешкольной деятельности, важным заявлением, повлиявшим на историю советской внешкольной работы, стала задача политического просвещения во внешкольных учреждениях. Надежда Константиновна также указывала на необходимость использования различных форм организации внешкольной работы с детьми, таких как проведение экскурсий, развитие массового чтения, создание кружков и трудовых объединений [Крупская 1959: 16].
Большое внимание уделялось коллективу. Для его успешной деятельности необходима связь с социумом, организация самоуправления. Практическим отражением данной теории стала созданная в 1922 г. пионерская организация, которая должна была взять под свой контроль внешкольную деятельность. При этом отдел народного образования не мог проводить внешкольную работу без согласования с местным бюро юных пионеров [Голованов 2019: 86].
Н.К. Крупская стоит и у истоков развития внешкольного детского чтения. Выступая на совещании по библиотечному делу в 1933 г., она заявила о необходимости массового привлечения детей к чтению для развития кругозора и возможности самообразования, но при этом оно должно отличаться от учебной программы школы. Ставился вопрос о квалифицированных кадрах в библиотеках, способных организовать помощь школьникам в подборе детской литературы. По мнению педагога, книга способна воспитать моральные и нравственные нормы подрастающего поколения1.
Идеи социального воспитания получили развитие в трудах С.Т. Шацкого. Созданная им в начале XX в. детская трудовая колония в 1919 г. преобразована в Первую опытную станцию по народному образованию, куда были включены школы и детские сады. На практике были реализованы самоуправление детей, их трудовая деятельность, а также эстетическое воспитание, которое выражалось в чтении, художественных занятиях. Самоуправление и самостоятельность коллектива педагог ставил на первое место, поскольку именно эти компоненты способствуют его укреплению.
Целью воспитания педагог считал личность ребенка, у которой есть свои интересы, предпочтения той или иной деятельности. Впоследствии это не вписывалось в создавшуюся систему воспитания, когда получает развитие подход, ориентировавший не столько на личные интересы ребенка, сколько на политически установленные задачи [Шацкий 1964: 385].
В 1920–1930-е гг. остро стояла проблема беспризорности и преступности среди малолетних. В этой связи развитием своей педагогической системы занимался А.С. Макаренко. Во главе с начинающим педагогом под Полтавой была создана колония для несовершеннолетних (впоследствии она была переведена под Харьков). Центральной идеей педагогической системы А.С. Макаренко выступает идея воспитания в коллективе и через коллектив, который проходит несколько ступеней становления. На этапе существования разобщенной группы детей организующая роль отводилась педагогу. В дальнейшем формируется актив из ребят, занимающих позицию посредника, поскольку, прислушиваясь к установкам педагога, они принимают их и начинают влиять на других. Так происходит параллельное воздействие, когда педагог может оказывать влияние на менее дисциплинированных участников коллектива, используя более инициативных. На данном этапе у каждого члена появляется требование к другим. Новым участникам коллектива помогают вливаться уже ребята, а не педагог.
Наряду с этим А.С. Макаренко выступал как за поощрение, так и за наказание, считая, что, используя всепрощение, невозможно эффективно воспитать подрастающее поколение. Он не говорил о телесных наказаниях, наоборот, это выставлялось как покушение на человеческое достоинство. Оно должно быть равным «неподобающему» поступку [Макаренко 1990: 181].
По мнению педагога, во главе всего воспитательного процесса, наряду с образовательным, политическим и нравственным развитием, должен быть поставлен труд. Именно трудовая деятельность способствует установлению дисциплины, взаимодействию с коллективом. Каждый ребенок должен выбирать для себя наиболее интересный вид деятельности, осознавать, для чего трудится, и приносить практическую пользу [Макаренко 1990: 58].
Однако Н.К. Крупская была не согласна со многими положениями данной системы, несмотря на то что развивала идеи трудового воспитания. Надежда Константиновна считала, что не следует выдвигать из коллектива отдельных личностей, наиболее способных ребят, поскольку это отголоски буржуазного строя, направленного на соревнование, являющееся противоположностью коммунизму. Необходимо строить атмосферу дружественности, взаимопо- мощи в коллективе. Педагог не принимала также положения о наказании детей1.
С критикой системы выступил и А.В. Луначарский, и, в конечном итоге, трудовая колония А.С. Макаренко была закрыта «по причине применения несоответствующих советской педагогике методов воспитания» [Становление... 2011: 278]. Но педагог не стал отказываться от своей идеи и продолжил развитие педагогической теории.
В 1920-е гг. воспитательные педагогические системы и установки государства и партии приобретают политический смысл. В рассматриваемый период внешкольное образование фактически заменяется культурно-просветительной работой, которую проводят внешкольные учреждения [Становление... 2011: 279-280]. Основными формами организации внеурочной деятельности становятся клубы, станции, секции. Их активный рост наблюдается после образования в 1922 г. пионерской организации, когда встает задача создания не только ее штабов в школах, но и других внешкольных баз для работы с детьми для ограничения давления старой школы педагогов и более организованного идеологического воспитания.
Первые внешкольные учреждения любого направления дали толчок их появлению по всей стране. В 1918 г. открывается Биологическая станция юных любителей природы, началось развитие движения юных натуралистов. К 1934 г., когда большое внимание уделялось производственному процессу, главным направлением юннатской работы стало практическое участие детей и молодежи в сельскохозяйственном производстве. Учреждение получает новое название – Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства [Юннатское... 2018: 59].
По предложению рабочих Путиловского завода Петрограда в 1918 г. основывается художественная студия для организации досуга детей. Впоследствии создавались студии музыкального, изобразительного, хореографического, оркестрового направления. В 1920-х гг. открываются детские театры, дома художественного воспитания, библиотеки. Значимое место занимают детские клубы идеологическо-политической направленности: «Трудовая коммуна» (г. Москва), «Школа-коммуна им. Достоевского» (г. Петроград), «Муравейник» (г. Пермь), «Красная звездочка» (г. Черемхов), «Цветы коммунизма» (г. Нолинск) и др. В данных учреждениях управление осуществлялось самими детьми, действовали кружки с политическим, эстетическим, техническим уклоном. После образования решением II Всероссийской конференции РКСМ пионерской организации и последовавшей резолюции «Детское движение» повсеместно создаются пионерские отряды, открываются дома пионеров2.
В первые годы советской власти значительно росло техническое развитие страны, в связи с чем приоритетной задачей становилось привлечение детей к техническому направлению внешкольной работы. Открываются сначала небольшие кружки, действовавшие при домах пионеров, а в 1926 г. образована Центральная детская техническая станция [Никулин 2003: 39].
Разрабатывались формы внешкольной работы для организации летнего отдыха детей. Пионерской организацией создаются лагеря, первым из кото- рых является оздоровительный лагерь «Артек». В 1930-е гг. в стране действовали массовые санаторные лагеря для школьников.
Постановлением Наркомпроса РСФСР от 1932 г. образованы детские экскурсионно-туристические станции. В программу школы включены обязательные экскурсии по району, где она непосредственно расположена. Центральная станция организовывала как туристическую, так и краеведческую внешкольную работу.
В городах страны создавались детские парки, которые являлись местом отдыха, проведения спортивно-развлекательных мероприятий. На их базе осуществлялась культурно-просветительная, политико-воспитательная работа среди детей. Первым специализированным физкультурно-спортивным внешкольным учреждением стал стадион «Юных пионеров». Здесь функционировало несколько секций – волейбольная, футбольная, фигурного катания, легкой атлетики. Для занятий в них построены площадки, корты, обустроены беговые дорожки.
В 1932 г. в Москве с развлекательной целью создана первая детская железная дорога. Однако в конце 1930-х гг. она перестала действовать. В дальнейшем учреждения данного вида занимались профориентационной работой, вели подготовку кадров для железных дорог [Сутягин 2008: 233].
Расширение сети внешкольных учреждений стало итогом решений пленума Государственного ученого совета, проведенного в 1929 г. Развитие учреждений также трактовалось необходимостью включения большего круга детей в пионерское движение, поскольку данная организация была базой внешкольной работы [Печатников 1929: 74].
В 1933 г. СНК РСФСР рассмотрел вопрос о борьбе с детской безнадзорностью и проведении мероприятий, направленных на активизацию внешкольной работы, увеличение числа внешкольных объединений. В связи с этим распространяется такой вид учреждений по работе со школьниками, как дома пионеров. К концу 1940-х гг. их сеть растянулась практически по всем городам страны1.
В период активного образования новых внешкольных учреждений выпускается ряд документов, которые приводят к государственному контролю над ними, а также над всей воспитательной внешкольной работой: «О начальной и средней школе» (1931 г.), «О пионерской организации» (1932 г.). На основе постановлений партии устанавливался централизованный надзор за воспитательной работой, определялись права и обязанности участников этого процесса, росла идеологизация обучения и воспитания. В 1933 г. состоялось Всероссийское совещание по внешкольной работе, на котором принимается установка о массовой работе с детьми без принятия индивидуализма в ней, о необходимости воспитания в коллективе [Каргина 2012: 116].
Исследователь Б.А. Дейч характеризует этот период как переход от внешкольного образования к внешкольному воспитанию, поскольку повышается воспитательная роль внешкольных учреждений [Становление... 2011: 41]. На основании этого к концу 1930-х гг. складывается государственная система воспитания, которая включает в себя набор идейно-политического, эстетического, трудового направлений. Учреждения данного типа становятся центрами внешкольной работы, осуществляющими политико-идеологические цели.
Большое внимание уделялось инструктивно-методической деятельности, обучению педагогов внешкольных учреждений, педагогов школ, организаторов общественной деятельности. Формами организации обучения являлись практикумы, конференции, семинары, на которых велось изучение и обобщение полученного опыта, его передача и внедрение во внешкольную работу. Велась разработка рекомендаций по воспитательной деятельности со школьниками. В целом, организационно-массовая работа была направлена на повышение эффективности воспитательной работы с детьми, на разработку культурно-массовых мероприятий [Дейч 2013: 414].
Таким образом, в первые годы советской власти система внешкольного образования находилась в стадии поиска и становления. Активно развивалась теоретическая сторона педагогического процесса и обосновывалась научнометодическая база внешкольного движения. Впоследствии происходит формирование основных видов государственных внешкольных учреждений и организационно-государственной структуры управления ими. Внешкольное воспитание и внешкольная работа становятся неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процессов.
Список литературы Государственная политика в сфере внешкольного воспитания в 1920-1930-е гг
- Голованов В.П. 2019. Внешкольное образование в контексте педагогических идей Н.К. Крупской. — Педагогическое образование и наука. № 1. С. 83-89.
- Дейч Б.А. 2013. К вопросу о периодизации процесса развития дополнительного образования детей в России. — Вектор науки ТГУ. № 3. С. 412-416.
- Каргина З.А. 2012. Дополнительное образование детей: история, теория, методология. М.: Экон-информ. 232 с.
- Коваль М.Б. 1991. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: автореф. дис. ... д.пед.н. М. 42 с.
- Крупская Н.К. 1959. Педагогические сочинения. Т. 5. М.: Изд-во АПН. 688 с.
- Макаренко А.С. 1990. О воспитании. 2-е изд. М.: Издательство политической литературы. 415 с.
- Никулин С.К. 2003. Становление и развитие системы технического творчества учащихся. — Внешкольник. № 7-8. С. 38-41.
- Печатников А.Д. 1929. Первая сессия Государственного учебного совета. — Педагогическая квалификация. № 4. С. 72-75.
- Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект (конец XIX- начало 90-х гг. XXвв.) (под ред. Б.А. Дейч, И.Ю. Юрочкина). 2011. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 287 с.
- Сутягин Д.В. 2008. Наши детские железные дороги. Т. 1. М.: Железнодорожное дело. 448 с.
- Шацкий С.Т. 1964. Педагогические сочинения. Т. 4. М.: Просвещение. 475 с.
- Юннатское движение: из прошлого в настоящее (под ред. Е.С. Радостевой, И.Б. Шапошник). 2018. Кемерово: МБОУ ДПО «Научно-методический центр». 118 с.