Гражданская позиция личности как социальный феномен

Бесплатный доступ

Рассматриваются теоретические аспекты проблемы формирования гражданской позиции личности обучающихся как социальный феномен и связанное с этим понятие - становление личности и ее ценностные ориентации

Ценностные ориентации, позиция гражданина, ценностные убеждения, гражданственность, гражданский долг, ценностно-ориентационная деятельность

Короткий адрес: https://sciup.org/14239568

IDR: 14239568

Текст научной статьи Гражданская позиция личности как социальный феномен

Е. И. Сморгова

Происходящие изменения в жизне-устроении российского общества, изменившиеся условия и формы взаимоотношений личности, общества и государства нуждаются в новом осмыслении. Содержание понятий, в которых фиксируются проблемы этих отношений, необходимо существенно уточнить с тем, чтобы достаточно определенно направлять усилия по утверждению очевидных, на первый взгляд, ценностей жизни, таких, как гражданственность, гражданский долг, гражданская позиция в качестве жизненнозначимых, действенных культурных составляющих.

В научной литературе имеется ценный опыт по изучению проблемы формирования и развития гражданской позиции старшеклассников в образовательном учреждении (С.В. Митросенко, Э.П. Стрельцова, Н.И. Элиасберг и др.). Исследованы вопросы, связанные с путями ее формирования: в процессе изучения общественных (Г.Я. Гревцева и др.) и гуманитарных (Д.В. Кириллов и др.) дисциплин, средствами рефлексии (Н.Ф. Крицкая и др.) и приобщения к культурно-историческим ценностям ре- гиона (И.В. Молодцова, О.Н. Прокопец и др.), в процессе поисковой деятельности по увековечению памяти павших в годы войны (И.Л. Судакова и др.), в рамках деятельности общественной организации (О.В. Солодова, Т.А. Сухарева и др.), в тренингах и деловых играх (А.С. Прут-ченков и др.), через образовательную среду учреждения (К.И. Маслов и др.) и др.

Что представляет собой гражданская позиция личности как социальный феномен? Позиция — точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением, оценкой. В гражданской позиции выражаются гражданские качества личности, человек идентифицирует себя как полноправного суверенного субъекта социальных отношений, определяя свое место в демократическом обществе, свои жизненные цели и способы их достижения. Формы проявления гражданской позиции разнообразны. Например, условно выделим такие формы: пассивная, в том числе пассивно-равнодушная, или пассивно-оценивающая; конформистская (потребительская); бунтарская (протестная); созидательная. Формы мо- гут переплетаться, изменяться в разных жизненных ситуациях. В условиях демократического государства, с присущим ему плюрализмом, ценностью человеческой личности, свободой «выстраивания» личностной траектории развития за человеком признается право самоопределения, право выбора. При этом общество объективно заинтересовано в адекватной гражданской позиции своих членов, связанной с пониманием, осмыслением и воплощением в процессе жизнедеятельности тех норм, идеалов, ценностей, что значимы для прогрессивного развития социума. Представляется, что критерием такой позиции можно считать способность и желание субъекта активно и ответственно взаимодействовать с обществом на гуманистической основе, с обязательным соблюдением правовых норм, соотнесением индивидуальных и общественнозначимых жизненных целей, интересов. Существуют многочисленные факторы, оказывающие влияние на формирование гражданской позиции личности: семья, институты образования, окружающая реальность, средства массовой информации и т. д.

В условиях современной реальности, когда фактор межчеловеческой отчужденности прогрессирует и создает почву для множества деструктивных явлений, отражающих тенденцию внутреннего саморазрушения общества, когда деятельность приобрела характер, разрушающий человечность в людях, отчуждающий их друг от друга, актуально осмысление тех феноменов, которые могли бы изменить современное общественное сознание, межчеловеческие отношения. Приблизиться к пониманию многомерности феномена «гражданская позиция» необходимо для осуществления перехода на новый уровень развития отношений в современном российском обществе. Традиционные представления о гражданской позиции пока отражают одну, хотя и существенную сторону — взаимоотношения граждан с государством. Они не могут адекват- но отразить структуру и содержание межчеловеческих отношений, представленных в структуре гражданской позиции.

Требуется принципиально новая парадигма исследования этого феномена на иных основаниях и иное видение ее формирования. Сложившаяся общественная ситуация стимулирует осмысление феномена гражданской позиции в контексте культуры, поскольку за всей многогранностью государственно-гражданского устроения стоит развитие человека — трансформация его сознания и поведения, трансформация межчеловеческих отношений, ценностных установок. Такой подход актуализирует знание механизмов, позволяющих задавать интенции развития ценностного сознания, способствующего всемерному обогащению феномена «гражданская позиция».

Общим для всех определений является указание на связь «позиции» с ценностными установками личности. Тогда дефиниция «гражданская позиция» получает дополнительное толкование и отражает не только отношения гражданин — государство, но и отношения гражданин — личность — общество. Это отвечает ведущей тенденции мирового цивилизационного процесса на рубеже тысячелетий, которую, например, известные американские футурологи Д. Нэс-битт и П. Эбурдин назвали «триумфом личности» [1].

Одна из трагических особенностей российской истории заключена именно в непроявленности личностных начал, препятствующих формированию гражданской позиции. Личность и есть социальное бытие индивида, определяющее его жизнь среди других людей в обществе и государстве. Более того, общественное начало входит в само определение личности, как писал В.С. Соловьев: «общество есть дополненная или расширенная личность, а личность сжатое, или расширенное общество», в результате вся человеческая жизнь представляет собой «лично-общественную действи-

Гражданская позиция личности как социальный феномен

Е. И. Сморгова

тельность» [2, с. 286]. Однако стабильность и устойчивость этой действительности зависит от ответа на «роковой вопрос» (В.С. Соловьев): является ли личность для общества целью или только средством?

Если рассматривать гражданскую позицию только как взаимоотношение и связь «гражданин — государство», то речь будет идти о полезности личности для общества в настоящем или будущем, если иметь в виду подрастающее поколение, а это и есть отношение к личности как к средству, которое как раз и выхолащивает самоценные личностные начала. При таком подходе обществу в лице государства достаточно превратить человека из уникальной и неповторимой личности и самоценного субъекта равноправных с ним отношений в «ударника пятилетки», «фактор ускорения», «прораба перестройки», «члена корпорации», «налогоплательщика», «объекта социалки», «представителя электората» и т. д., как с ним можно делать все, что угодно, человек утрачивает свою значимость как носитель гражданственности. Он утрачивает гражданскую позицию, ведь у него отсутствует ценностный стержень в структуре сознания. И теперь он будет ждать и требовать извне, от кого угодно, только не от самого себя судьбоносных идеалов. Неудивительно, что на спрос есть и предложение, то есть государство обретает уверенность, в том, что оно не только может, но и должно давать своим гражданам, подданным эти смысложизненные идеалы, наобещав всевозможных благ, но, конечно, после принятия этих идеалов к руководству и действию. Не случайно уже много лет продолжаются попытки создания современного варианта русской идеи, разработка которой поручается ведущим педагогам, психологам, социологам и философам.

Подобные иллюзии о возможности искусственного формирования мировоззрения и внедрения ценностей в жизнь и сознание людей следуют не в последнюю очередь из трактовки ценностных ориентаций лишь на внешнеоценочном, а не на собственно ценностном уровне. В литературе под ценностной ориентацией понимают, как правило, процесс и результат оценочного выбора индивидом или социальной группой явлений, значимых для удовлетворения тех или иных потребностей или самих ценностей в качестве нормы, образца или идеала как критерия оценки. Их сводят при этом к функционированию оценочного сознания и выработке социальнопсихологических установок. В любом случае речь идет о внешней для человека процедуре оценки, предпочтения и выбора готовых средств удовлетворения потребностей или образцов поведения, то есть, по сути, об оценочной, а не собственно ценностной деятельности. На самом же деле, ценностно-ориентационная деятельность — это не внешняя оценка, предпочтение и выбор готовых ценностей, а сам процесс их формирования в структуре субъекта — индивида или социальной общности. Внешняя оценочная деятельность входит, конечно, как вспомогательная в этот самостоятельный творческий процесс создания ценностей или, точнее, воссоздания вновь и вновь каждым человеком, каждым поколением своей иерархии общечеловеческих и духовных ценностей и соответствующих им уровней культуры. Этот спонтанный, но в конечном итоге сознательный процесс смены ценностных приоритетов и есть внутренний механизм переоценки ценностей. Весь вопрос в том, что представляет собой само понятие ценность. Американский социолог Г. Лассуэл заметил, что ценность напоминает атмосферное давление, которое невозможно увидеть, но все его чувствуют. Эта неуловимость ценностей, вызывающая основные затруднения в их изучении и применении, объясняется сложным, многоуровневым характером их бытия. Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве цен- ностных категорий, норм, целей и идеалов. Они, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь.

По словам Монтескье, формирование человека предшествует его становлению как гражданина. Разделить процессы становления личности и ее ценностной ориентации, ценностных убеждений и позиции гражданина крайне трудно — они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Мысль о том, что воспитание активного гражданина демократиче- ского государства требует гораздо большего внимания к человеку, вряд ли ныне вызывает сомнение. Нравственность все больше выступает как главный критерий политики и социальной философии, как важнейший вопрос бытия и жизненной позиции личности.

Список литературы Гражданская позиция личности как социальный феномен

  • Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы. -М., 1992. С. 342-354.
  • Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. -Соч.: В 2 т. Т. 1. -М., 1988. С. 286.
Статья научная