Гражданско-правовая сущность возмездного оказания услуг

Бесплатный доступ

В статье провидится комплексный анализ понятие и основных аспектов правового режима реализации договора возмездного оказания услуг. Доказывается тезис о том, что сущности услуги в рамках данного договора сводится к ее восприятию в качестве объекта гражданских прав, выражающего собой особый способ удовлетворения потребности человека, оказываемый на возмездных платных началах.

Договор, оказание услуг, правовой режим

Короткий адрес: https://sciup.org/170186902

IDR: 170186902   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11223

Текст научной статьи Гражданско-правовая сущность возмездного оказания услуг

Методология правовой науки включает в себя целую совокупность методов, классифицируемых в качестве общенаучных, частно-научных и специальных, выработанных в рамках указанной области знаний (специальных юридических). В литературе отмечается, что современная правовая наука активно использует, в числе других, социологические методы исследования, к которым относится и конкретносоциологический метод. В отдельных существующих исследованиях рассмотрено применение данного метода в рамках отдельных правовых отраслей и научных дисциплин (например, уголовного права и криминологии [6]), однако в плоскости коммерческого права этот вопрос проанализирован не был, что и обуславливает актуальность темы настоящей статьи.

Для начала необходимо охарактеризовать понятие и сущность исследуемого метода. Отдельные авторы рассматривают конкретно-социологический метод в единственном числе (как один самостоятельный метод), а другие - как совокупность отдельных методов, в связи чем, употребляют вышеуказанный термин во множественном числе [3].

Метод как понятие в своем изначальном содержании следует рассматривать в качестве конкретного действия, приема или способа, в результате применения которых достигается вполне определенная и конкретная цель - в случае с научным мето- дом такой целью выступает, к примеру, исследование какого-либо явления. Позиция первой из названных групп исследователей, как предполагается, обусловлена тем, что каждый конкретный прием (способ) является составным элементом конкретно-социологического метода как согласованной совокупности подобных приемов, объединенных общей целью. Позиция же второй группы исследователей, вероятно, обусловлена тем, что конкретно взятый способ и прием рассматривается как самостоятельный конкретносоциологический метод.

Вполне очевидно, что данные разночтения не имеют практической значимости, однако в целях установления ясности по данному вопросу предлагается рассматривать совокупность приемов и способов, соответствующих сущности конкретносоциологического метода, рассматривать как конкретно-социологический подход к исследованию права, включающий в себя группу вышеуказанных методов.

Сущность исследуемого подхода определяется следующими признаками:

  • 1.    Конкретно-социологические методы направлены на изучение явлений в их индивидуальном проявлении.

  • 2.    Изучение явлений происходит в определенных условиях места и времени.

В данном случае предполагается, что предметом исследования выступает конкретно взятое (индивидуально определенное) явление, а не группа схожих явлений. Так, например, проводится оценка регули- рующего воздействия (эффективность применения норм) конкретно взятого законодательного акта, а не законодательных актов в целом как источников коммерческого права.

В процессе исследования учитывается не просто эффективность применения отдельного взятого законодательного акта вообще, а с учетом сложившихся в конкретное время и в конкретном месте обстоятельств, при которых нормы данного акта будут регулировать отношения, возникающие между субъектами общественных отношений, попадающих под действие этих норм [3].

На основе приведенных примеров становится вполне очевидным, что в практической плоскости применения конкретносоциологический подход в значительной части случаев ориентирован на оценку эффективности правового регулирования, при которой сопоставляется совокупность издержек, связанных с принятием конкретных организационных, экономических и иных мер, и степень достижения ожидаемых результатов правового воздействия на общество.

В совокупность приемов и средств, являющихся составными элементами конкретно-социологического подхода, в литературе включаются:

  • -    наблюдение за деятельностью исследуемого объекта (и сопутствующий сбор фактического материала);

  • -    анализ имеющегося фактического материала (документов, статистических и иных данных);

  • -    опросы (в очной (интервьюирование) и заочной (анкетирование) формах);

  • -    проведение эксперимента посредством искусственного создания условий и форм общественной жизни [4].

Вполне очевидно, что обозначенные приемы и средства присущи любому подходу, имеющему социологическое происхождение, однако именно в совокупности с вышеописанными признаками они и формируют конкретно-социологический подход.

Выделение коммерческого права в качестве самостоятельной правовой отрасли является дискуссионным для отечественной науки вопросом. Тем не менее, не вдаваясь в подробное описание существующих подходов к определению места обозначенной совокупности норм в системе правового регулирования общественных отношений, отмечаем наличие достаточных оснований и целесообразности в выделении таковой в качестве отдельной правовой отрасли. Как очевидно, объектом, подлежащим в рамках коммерческого права регулированию, выступает совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].

Анализируя возможность применения метода конкретно-социологического исследования в коммерческом праве, следует напомнить о том, что метод исследования и метод правового регулирования являются принципиально разными категориями и имеют принципиально разное значение. При этом нет никаких ограничений в возможности включения в методологию правового регулирования приемов и способов, относимых к конкретно-социологическому подходу исследования, если это не противоречит основополагающим принципам права и позволяет решить конкретные практические задачи, обусловленные потребностью в урегулировании отношений.

Использование конкретносоциологического подхода при изучении отношений, составляющих объект и предмет исследования в коммерческом праве, может быть обусловлено целым рядом методологических, теоретических и практических задач. Прежде всего, как уже было ранее указано, для оценки эффективности регулирующего воздействия, осуществляемого в ходе применения законодательного акта, содержащего нормы коммерческого права.

Вполне очевидно, с учетом субъектного состава отношений, относимых к коммерческому праву, что наиболее активная роль при применении конкретносоциологического подхода в исследовании отдельных аспектов коммерческого права отводится субъектам предпринимательской деятельности.

Так, в ходе опроса указанных субъектов можно установить, насколько исследуемый нормативный акт или отдельно взятая правовая конструкция позволяют обеспечить интересы участников коммерческих отношений, или насколько изменились эти отношений с момента применения законодательно определенных правил поведения.

В ходе наблюдения и анализа уже собранных фактических материалов можно установить, каким образом реагируют участники коммерческих отношений на модель поведения, определяемую исследуемыми нормами права, или, к примеру, установить, какие обычаи делового оборота имеют широкое распространение и наибольшее влияние в ситуации, неурегулированной в полной мере законодательством.

В целях социально-экономической стабильности государство проводит определенную бюджетно-финансовую политику [4]- В отношении эксперимента как метода, включаемого в содержание конкретно-социологического подхода, можно со значительной долей условности привести существующий пример из налоговой практики. Так, введение режима налогообложения самозанятых в 2019-2020 гг. было осуществлено поэтапно: сначала соответствующий режим был установлен на уровне регионального законодательства в нескольких субъектах Российской Федерации в порядке эксперимента, и лишь в последующем его действие было распространено на территорию всех иных субъектов [7].

Проведенный в данном случае эксперимент вполне соответствует характеристике эксперимента как приема конкретносоциологического подхода: государством искусственно посредством введения налогового режима в отдельных регионах были созданы изменения в условиях осуществления де-факто коммерческой деятельности частных лиц, и в последующем проведена оценка эффективности указанной ме- ры. Фактически, объектом исследования в данном случае выступила коммерческая деятельность отдельных граждан, ранее осуществляемая без регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Государство преследовало задачу повышения доходной части бюджета, и стимулирования индивидуальной предпринимательской деятельности граждан, и посредством эксперимента убедилось в эффективности налогового режима для самозанятых граждан.

Безусловно, данный пример нельзя однозначно рассматривать как относимый к предмету регулирования коммерческим правом, поскольку по смыслу закона в настоящий момент не удается сделать однозначный вывод о том, приравниваются ли самозанятые граждане к субъектам предпринимательской деятельности - в связи с чем, могут ли рассматриваться в качестве субъектов коммерческого права. Тем не менее, посредством указанного примера можно однозначно утверждать о том, что элементы конкретно-социологического подхода могут найти применение не только при проведении сугубо методологических и теоретических исследований, но и при осуществлении практических исследований, обусловленных задачами правового регулирования общественных отношений - в том числе и в области отношений, регулируемых отраслью коммерческого права.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод конкретносоциологического исследования в коммерческом праве является применимым для решения методологических, теоретических и прикладных задач, и должен рассматриваться в силу своего потенциала как один из ключевых в методологии современной юридической науки в целом. Тем не менее, в литературе отмечается проблема достоверности результатов применения социологических методов в юридических исследованиях [2], в связи с чем, данный вопрос нуждается в дополнительном теоретическом и методологическом осмыслении.

Список литературы Гражданско-правовая сущность возмездного оказания услуг

  • Конcтитуция Роccийcкой Фeдeрации. Принята вceнародным голоcованиeм 12.12.1993 г. // Роccийcкая газeта. - N 7. - 21.01.2009.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32. - ст. 3301.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - N 5. - ст. 410.
  • Кассационное определение Московского городского суда от 12.07.2018 N 4г-9050/2018 // СПС "Консультант Плюс".
  • Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2016 N 13-КГ16-10 // СПС "Консультант плюс".
  • Определение Московского городского суда от 23.05.2018 N 4г-4629/2018 // СПС "Гарант".
  • Беленков Р.А. Гражданское право. - М.: АСТ, 2017. - 450 с.
  • Гришаев С.П. Договор возмездного оказания услуг // Гражданин и право. - 2018. - №7. - С. 11-12.
  • Кузнецов Ф.С. Особенности договора возмездного оказания услуг // Руководитель бюджетной организации. - 2016. - №10. - С. 33-34.
  • Кулаков В.В., Кондратьев В.А. О некоторых вопросах квалификации договора возмездного оказания услуг // Современный юрист. - 2020. - №1. - С. 69-70.
Статья научная