Информационная грамотность как цифровая компетенция педагогов профессиональной образовательной организации

Автор: Иванова Ольга Эрнстовна, Затоковенко Лариса Николаевна, Соколова Марина Геннадьевна

Журнал: Инновационное развитие профессионального образования @journal-chirpo

Рубрика: Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

Статья в выпуске: 1 (33), 2022 года.

Бесплатный доступ

Цифровизация как мейнстрим современного мира требует овладения новыми знаниями, умениями и навыками и цифровыми профессиями. Увеличение выраженности цифровых компетенций педагогов - одно из приоритетных направлений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Целью работы является аналитическая оценка информационной грамотности как одной из ключевых цифровых компетенций. Исследование проведено в профессиональной образовательной организации Челябинской области. Материалы и методы исследования: опросник DigCompSAT (инструмент саморефлексии цифровых компетенций для граждан), онлайн-опрос на платформе Google Forms, критический анализ. Описана структура информационной грамотности как цифровой компетенции. Владение информационной грамотностью (компетенцией) педагогами техникума проанализировано по базовому и среднему уровню в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин, полом и возрастом респондентов. Выявлены критические точки в информационной грамотности педагогов, требующие принятия управленческих решений. Обозначены перспективы исследования.

Еще

Информационная грамотность, цифровизация, цифровая компетенция, профессиональная образовательная организация, педагог

Короткий адрес: https://sciup.org/142234611

IDR: 142234611

Текст научной статьи Информационная грамотность как цифровая компетенция педагогов профессиональной образовательной организации

Цифровизация — тренд изменений в быстро меняющемся мире, охвативший различные сферы жизни общества. Цифровая вселенная, состоящая из всех данных, созданных ПК, сенсорными сетями, местоположением GPS, Wi-Fi, веб-метаданными, биографическими данными из интернета, мобильными устройствами, устройствами с интеллектуальным подключением, включая интернет вещей (IoT) [1], посто- янно расширяется. Аналитики международной исследовательской и консалтинговой компании IDC, специализирующейся на изучении мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций, прогнозируют к 2025 году увеличение сферы данных (Global DataSphere), содержащей «постоянно расширяющийся калейдоскоп человеческих усилий: важную для жизни информацию, историю знаний, операционные инструкции, производственные процессы, хроники эмоций и т. д.» почти в десять раз — с 18,2 до 175 ZB по сравнению с 2015 годом [2].

Перспективы цифровизации в России определяет национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» с учетом новой национальной цели «Цифровая трансформация» [3], предусматривающая реализацию федеральных проектов по шести направлениям:

  • 1)    доступ в интернет, мобильная связь (федеральный проект «Информационная инфраструктура»);

  • 2)    новые навыки и цифровые профессии (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»);

  • 3)    безопасность цифровых данных (федеральный проект «Информационная безопасность»);

  • 4)    новые цифровые решения и технологии (федеральные проекты «Цифровые технологии» и «Искусственный интеллект»);

  • 5)    цифровые госуслуги и госданные (федеральный проект «Цифровое государственное управление»);

  • 6)    создание правового поля для реализации проектов цифровизации (федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды»).

В частности, проект «Цифровые профессии» предполагает к 2024 г. обучение по программам дополнительного образования в сфере ИТ 113 000+ человек. Таким образом, цифровизация в образовании требует увеличения выраженности цифровых компетенций педагогов.

В соответствии с Европейской системой цифровых компетенций для граждан (DigCompSAT), цифровая компетенция означает способность использовать цифровые технологии уверенно, критически, творчески и безопасно для достижения целей, связанных с работой, трудоустройством, обучением, досугом, участием в жизни общества. Для тестируемых данный инструмент оценки выполняет функции измерения существующих компетенций на основе самоанализа респондентов; выявления пробелов в компетенциях; повышения осведомленности [4].

Информационная грамотность — одна из пяти ключевых областей цифровых компетенций для граждан, оцениваемая по классификации Европейского союза наряду с коммуникацией и коллаборацией, созданием цифрового контента, безопасностью и решением проблем. Важность данных рекомендаций и показателей оценки цифровых компетенций (в частности, в области обеспечения безопасности, этичности использования цифровых технологий) с позиции цифрового мира подтверждают отечественные исследователи [5, с. 19].

Цель исследования. Аналитическая оценка информационной грамотности как одной из ключевых цифровых компетенций педагогов. В исследовании выдвигаются гипотезы, связанные с функционированием образовательной организации среднего профессионального образования СПО), в частности, при выполнении требований к кадровому составу (показатель «средний возраст штатных преподавателей и мастеров производственного обучения образовательной организации») и уровню подготовки выпускников образовательных программ СПО.

Гипотезы (Н) исследования:

  • –    (Н 1): чем выше возраст респондентов, тем ниже уровень информационной грамотности;

  • –    (Н 2): уровень информационной грамотности связан с профилем преподаваемых дисциплин, выше по профилю «технические дисциплины».

Материалы, методы и процедура исследования. Исследование информационной грамотности проведено на основе самооценки респондентов по опроснику DigCompSAT в соответствии с рекомендациями Европейского союза по оценке цифровых компетенций для граждан. Объектами измерения явились знания, умения и навыки и отношения. В опроснике данные объекты измерения обозначены, соответственно, терминами «knowledge», «skills», «attitudes». В работе употребляется термин «навык» (эквивалент «skills»), означающий способность делать что-либо компетентно, деятельность, требующая подготовки и знаний, мастерство [6; 7].

Таблица 1

Шкала оценки цифровых компетенций в соответствии с объектом измерения

Объект измерения

Шкала

Знания

0. Я ничего об этом не знаю / никогда об этом не слышал.

  • 1.    Имею некоторое ограниченное представление об этом, мне нужны пояснения.

  • 2.    Я хорошо это знаю.

  • 3.    Я полностью владею этой темой / проблемой и могу объяснить это другим

Окончание таблицы 1

Объект измерения

Шкала

Навык

0. Я не умею это делать.

  • 1.    Я могу сделать это с чьей-то помощью.

  • 2.    Я могу сделать это сам.

  • 3.    Я могу это сделать уверенно, помочь другим

Отношения

0. Совсем нет.

  • 1.    Скорее нет.

  • 2.    Скорее да.

  • 3.    В значительной степени

Источник: составлено на основе [4, р. 15–16].

Оценка информационной грамотности проведена на базе Чебаркульского профессионального техникума в первом семестре 2021/22 уч. г. Респондентами выступили педагоги данной организации среднего профессионального образования. Методом сбора данных явился онлайн-опрос на платформе Google Forms. Приглашение принять участие в опросе (содержащее исследовательскую цель опроса, условия анонимности участия) респонденты получили через группу в мессенджере WhatsApp. Участники опроса оценивали собственный уровень владения знаниями, навыками и отношением, соответствующий компоненту компетенции, по шкале опросника DigCompSAT от 0 (минимальный показатель) до 3 (максимальный показатель) и после завершения анкетирования получали доступ к ознакомлению с результатами исследования в обобщенном виде. Каждый участник мог отправить форму с одного аккаунта один раз. Всего в анкетировании приняли участие 30 человек, большинство — женщины: N = 30, из них F = 76,7 %; данное соотношение респондентов соответствует реальному.

Результаты исследования. Термин «информационная грамотность», введенный в 1977 г. в США и примененный в национальной американской программе высшего образования, означает способность человека к поиску, обработке, размещению, оценке и эффективному использованию информации. Данное понимание информационной грамотности отражает пред- ставления международного сообщества [8]. Информационная грамотность — компетенция; структура информационной грамотности как цифровой компетенции включает: знания о различии в результатах поиска в различных поисковых системах, быстром поиске информации в интернете, фейках, различных носителях информации; навыки использования расширенных возможностей поисковой системы, поиска посещаемого ранее сайта, распознания продвигаемого контента, определения цели источника информации, организации цифрового контента, копирования и перемещения файлов, управления данными; а также отношение — критическую оценку достоверности интернет-инфор-мации. Сортировка результатов самооценки информационной грамотности педагогов произведена по уровням владения компонентами компетенций, возрасту респондентов и профилю преподаваемых дисциплин. Отметим, что компоненты компетенций информационной грамотности оценивались по базовому (F = foundation) и среднему (I = intermediate) уровням в соответствии с окончательным вариантом опросника DigCompSAT [4, р. 154–155], тогда как в пилотных версиях опросника компоненты компетенций распределялись по четырем уровням (не сформирована компетенция; базовый, средний, продвинутый). В таблице 2 представлено распределение суждений — компонентов компетенций — в соответствии с объектом и уровнями измерения.

Таблица 2

Результаты самооценки информационной грамотности педагогов по базовому и среднему уровням

Объект измерения

№ и наименование суждения

Показатель по шкале, %

0

1

2

3

Базовый уровень

Знание

2. Я знаю, какие слова нужно использовать, чтобы быстро найти то, что мне нужно (например, для поиска в интернете или в документе)

3,3

6,7

73,3

16,7

Окончание таблицы 2

Объект измерения

№ и наименование суждения

Показатель по шкале, %

0

1

2

3

Навык

4. Умею найти сайт, который я уже посещал

0

10

50

40

Знание

8. Я знаю, что некоторая информация в интернете является ложной (например, фейк-новости)

3,3

3,3

60

33,3

Навык

10. Умею организовать цифровой контент (например, документы, изображения, видео) с помощью папок или меток, чтобы найти их позже

0

16,7

16,7

66,6

Навык

11. Умею копировать и перемещать файлы (например, документы, изображения, видео) между папками, устройствами или в облаке

0

6,7

60

33,3

Средний уровень

Знание

1. Я знаю, что разные поисковые системы (Google, Yandex) могут выдавать разные результаты поиска, потому что на них влияют коммерческие факторы

6,7

20

53,3

20

Навык

3. Умею пользоваться расширенными возможностями поисковой системы

0

16,7

53,3

30

Навык

5. Умею отличить продвигаемый контент от другого контента, который я нахожу или получаю в интернете (например, распознать рекламу в социальных сетях или поисковых системах)

6,7

13,3

56,7

23,3

Навык

6. Умею определить цель источника информации в интернете (например, информировать, влиять, развлекать или продавать)

0

13,3

66,7

20

Отношение

7. Я критически оцениваю достоверность информации, которую я нахожу в интернете

3,3

23,3

50

23,3

Знание

9. Я знаю о различных носителях информации (например, внутренний или внешний жесткий диски, USB-накопитель, флешка, карта памяти)

0

13,3

56,7

30

Навык

12. Умею управлять данными и анализировать их с помощью программного обеспечения (например, сортировка, фильтрация, расчеты)

3,3

36,7

40

20

Таким образом, как на базовом, так и на среднем уровне владения информационной грамотностью преобладают педагоги с хорошими знаниями и навыками (самостоятельными и уверенными действиями). Вместе с тем среди респондентов выявлены и не имеющие представления о данной цифровой компетенции (объект измерения «знания») и не владею- щие элементами информационной грамотности (объект измерения «навыки»).

Тенденция на снижение уровня исследуемой компетенции в соответствии с возрастом опрошенных коррелирует, начиная с 50 лет и старше. Соотношение среднего количества баллов, набранных респондентами, с возрастом участников опроса, представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение среднего количества баллов в соответствии с возрастом респондентов

Что касается соотношения уровня информационной грамотности с профилем преподаваемых дисциплин [социогуманитарный (Соцгум), естественно-научный и математический (ЕНи-МАТ), технический, экономический], наименьшее количество баллов набрали преподаватели технических дисциплин, причем минимальные показатели по данному профилю зафиксированы только у женщин (рис. 2).

В таблице 3 представлено распределение минимальных показателей по суждениям о владении информационной грамотностью в соотношении с профилем преподаваемых дисциплин, полом и возрастом респондентов.

Рис. 2. Распределение среднего количества баллов в соответствии с профилем дисциплин

Таблица 3

Распределение минимальных показателей информационной грамотности среди респондентов

№ суждения

Профиль преподаваемых дисциплин

Пол

Возраст

1

Технический

Женский

40–49

1

Соцгум

Женский

60+

2

ЕНиМат

Мужской

40–49

5

ЕНиМат

Женский

60+

5

Соцгум

Женский

60+

7

Технический

Женский

40–49

8

ЕНиМат

Мужской

40–49

12

Технический

Женский

30–39

Выводы. Таким образом, оценка информационной грамотности педагогов профессиональной образовательной организации позволила выявить основные критические точки:

  • –    знание о различиях результатов поиска в различных поисковых системах;

  • –    знание ключевых слов для быстрого поиска контента;

  • –    навык отличия в интернете продвигаемого контента от другого;

  • –    знание о фейках и критическая оценка достоверности информации в интернете;

  • –    навык управления данными и их анализа с помощью программного обеспечения.

Выявленные критические точки следует рассматривать как точки роста для принятия управленческих решений о повышении уровня информационной грамотности педагогов. Также целесообразно обратить внимание на развитие критического мышления педагогического персонала — мышления, отличающегося «контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью», «к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений», мышления, руководствуясь которым «думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи» [9, с. 22], «результатом которого являются интерпретация, анализ, оценка и выводы, а также объяснение фактических, концептуальных, методологических, критических или контекстуальных соображений, на которых основывается это рассуждение» [10, р. 3], и инкорпорацию ключевых навыков критического мышления в разработку управленческих решений [11, с. 208].

Исследование частично подтвердило гипотезу Н 1 и не подтвердило гипотезу Н 2. Данная ра- бота свидетельствует об актуальности изучения цифровых компетенций для достижения целей, связанных с работой и обучением. Работа дополняет существующие исследования в области овладения цифровыми технологиями педагогами профессиональной образовательной организации и может быть масштабирована на более крупной выборке, с учетом размера населенного пункта — места жительства респондентов. Перспективными представляются комплексная оценка цифровых компетенций, включая оценку коммуникации и коллаборации, создания цифрового контента, безопасности и решения проблем, а также сравнительный анализ цифровых компетенций педагогов и обучающихся.

Список литературы Информационная грамотность как цифровая компетенция педагогов профессиональной образовательной организации

  • Zwolenski, M. The Digital Universe: Rich Data and the Increasing Value of the Internet of Things / M. Zwolenski, L. Weatherill // Journal of Telecommunications and the Digital Economy. — 2014. — Vol. 2. — № 3. — Р. 9. — DOI: 10.18080/jtde.v2n3.285.
  • Rethink Data: Put More of Your Business Data to Work — From Edge to Cloud. With Research and Analysis by IDC // A Seagate Technology Report. — 2020. — URL: https://www. seagate.com/flles/www-content/our-story/rethink-data/flles/Rethink_Data_Report_2020.pdf (дата обращения: 12.12.2021).
  • Национальные проекты России. Цифровая экономика // Минцифры России : [офиц. сайт]. — 2022. — URL: https://digital.gov.ru/uploaded/presentations/prezentatsiya-tse_mjl6o1Q.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
  • Clifford, I. DigCompSat. A Self-reflection Tool for the European Digital Competence Framework for Citizens / S. Kluzer, S. Troia, M. Jakobsone [et al.] ; ed. by: R. Vuorikari, Y. Punie, J. Muñoz Castaño [et al.]. — Luxembourg : Publ. Office of the European Union, 2020. — 172 р.
  • Оценка цифровой готовности населения России : докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / Н. Е. Дмитриева (рук. авт. кол.), А. Б. Жулин, Р. Е. Артамонов, Э. А. Титов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 86 с. — ISBN 978-5-7598-2518-0.
  • Skill Definition & Meaning // Merriam-Webster Dictionary. — URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/skill (дата обращения: 11.01.2022).
  • Skill definition and meaning // Collins English Dictionary. — URL: https://www.collinsdictionary. com/dictionary/english/skill (дата обращения: 11.01.2022).
  • Лапина, О. А. Характеристики информационного образования личности и их взаимосвязь / О. А. Лапина, А. А. Комарова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PDMN519.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
  • Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн ; пер. с англ. Н. О. Мальгиной, С. Е. Рысева, Л. Л. Царук. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 512 с. — ISBN 5-314-00122-5.
  • Facione, P. A. Critical Thinking: A Statement of Expert Consensus for Purposes of Educational Assessment and Instruction. Research Findings and Recommendations. American Philosophical Association / P. A. Facione. — Newark, Del. : California State University, Fullerton, 1990. — 112 р.
  • Иванова, О. Э. Алгоритмизация разработки управленческих решений / О. Э. Иванова // Передовые инновационные разработки. Перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство : сб. науч. статей Восьмой междунар. науч. конф., 30 сентября 2019 г. — Казань : ООО «Конверт», 2019. — С. 207-209.
Еще
Статья научная