Институциональные изменения на рынках сетевого информационного посредничества на основе кластерообразования

Автор: Мироненко Надежда Викторовна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Экономика

Статья в выпуске: 3 (132), 2013 года.

Бесплатный доступ

Институциональные изменения на рынках информационного посредничества являются составной частью процесса глобализации, а также результатом развития онлайнового обслуживания в развитых странах, ставшего причиной формирования нового типа сетевых отношений. В настоящее время формируются современные перспективные принципы развития экономики, принципы моделирования новых экономических связей, принципы поддержания и развития устойчивых кластерных систем локального и «сетевого», или внегеографического, характера, то есть происходит создание нужной институциональной формы на основе представления о том, как связывать и соорганизовывать разноформационные знания. Базовым принципом формирования кластерного объединения является стремление экономических акторов к максимизации своих конкурентных преимуществ за счет создаваемой добавленной стоимости и экономии на трансакционных издержках и устранении асимметрии информации. В качестве методов исследования мы использовали различные процедуры корреляционного и кластерного анализов, реализованные с помощью пакета анализа данных общественных наук SPSS Base 11.0. Мы пришли к выводу, что в регионах Центрального федерального округа идет постепенное формирование сетевой модели публичного государственного управления, первоначально основанной на двенадцати базовых электронных услугах для граждан (G2C). Формирование системы кластера сетевого информационного пространства в ближайшем будущем позволит сформировать новую парадигму виртуального рыночного пространства.

Еще

Сети, рынки информационного посредничества, кластеры, система, информационное взаимодействие

Короткий адрес: https://sciup.org/14750395

IDR: 14750395

Текст научной статьи Институциональные изменения на рынках сетевого информационного посредничества на основе кластерообразования

Сетевой сектор информационных технологий экономики России и связанных с ними производств подтвердил свои преимущества в 2008–2011 годах в условиях нестабильности экономических отношений. Кризисные явления могли иметь более тяжелые последствия, причем как в базовых отраслях экономики, так и в общественно-экономических отношениях в целом, если бы в стране не уделялось должного внимания развитию различных форм информа- ционных связей и формированию при поддержке государства устойчивых моделей информационного посредничества.

В процессе практического применения модели определенным образом изменялись и приобрели институциональные черты, в которых мы видим и особенности новых

Трансформационные процессы взаимодействия на основе развития сетевого информационного посредничества

экономических реалий. Таким образом, формируются современные перспективные принципы развития экономики. Это принципы инновационного характера, моделирования новых экономических связей, поддержания и развития устойчивых кластерных систем локального и «сетевого», или внегеографического, характера. Иными словами, современные информационные системы и возникшие на их основе посреднические информационные услуги стали основой раз- вития качественно нового уровня экономики, которую уже называют нео-экономической.

Принцип инновационности институциональных изменений означает, что на всех уровнях изменений (национальном – макроуровне, локальном – мезо-уровнеииндивиду-альном – микроуровне) решающую

роль играют институциональные, изначально системные инновации, которые осуществляются всеми субъектами изменений. Возникает система новых социально-экономических связей, в основе укрепления которых лежат различные формы информационного посредничества, что представлено на рисунке.

Как видно из рисунка, по вертикали эти формы отражают изменения в экономической политике государства в соответствии с текущими потребностями экономического и социального характера и являются существенной частью управленческой системы, позволяющей в режиме реального времени влиять на ситуацию, осуществлять взаимный контроль и проводить согласованную политику на всех уровнях власти.

По горизонтали это более сложный эволюционный процесс. В первую очередь, развитие информационных технологий, и прежде всего компьютерных сетей, позволяет на более высоком уровне осуществлять контакты между акторами и способствует активному внедрению новых технологических решений в рамках структуры и задач новой информационной формации.

Структура, содержание, сервисы, услуги, дополнительные ссылки сайтов администраций находятся сегодня под пристальным вниманием интернет-сообщества, и это еще одна форма контроля эффективности власти. Ведется постоянный мониторинг активности сайтов по муниципалитетам, областям, федеральным округам и стране. Так, в первой половине 2010 года в Центральном федеральном округе (ЦФО) в лидерах значились Белгородская и Липецкая области, что оправдано по показателям структуры, содержания, сервисам, дополнительным услугам, предоставляемым на сайтах. В некоторых регионах число предоставляемых государственных услуг доведено до 130 и более, и, судя по динамике развития ИТ в регионах, это далеко не предел [ 3 ] .

Вместе с тем использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти имеет ряд существенных недостатков. В современных условиях во избежание «институциональных ловушек» [5] необходима разработка методики мониторинга по результатам автоматизации деятельности органов власти, поскольку только создается единая система стандартов и регламентов, регулирующая данную область.

Россия активно переходит на мировой стандарт развитых стран: большая часть экономических отношений заимствует сфера услуг.

Конечно, предоставление населению виртуальных общественных благ должно рассматриваться как дополнительный вид услуг, и только с ростом компьютерной грамотности современных управленческих кадров, инновационного потенциала и ИКТ-инфраструктуры онлайновое обслуживание в конечном счете заменит боль- шинство традиционных каналов предоставления услуг. Такие условия подступают столь стремительно, что вопрос встречного опережающего движения со стороны органов государственной власти является существенным моментом управленческой грамотности. Возможно поэтому растущий доступ к сети Интернет не сопровождается автоматическим увеличением использования ресурсов электронного правительства, поскольку степень интереса значительной части пользователей по различным причинам пока относительно невелика.

Отмечается, в частности, что предоставление онлайновых общественных услуг имеет лучший показатель «эффективность – стоимость», чем при предоставлении услуг с использованием других каналов; например, наибольшую эффективность дают интернет-порталы по налогообложению.

Учитывая мировой опыт активизации инновационных процессов в экономике и, следовательно, формирование конкурентных преимуществ экономических систем, не без помощи государства на различных уровнях обеспечивается формирование и функционирование моно-профильных образований кластерного типа.

Анализируя процессы институциональных изменений, Ю. В. Громыко указывает, что «кластер предполагает специальное эпистемическое проектирование – создание нужной институциональной формы на основе представления о том, как связывать и соорганизовывать разноформационные знания» [1]. Построение кластера информационного пространства во многом обусловлено необходимостью конструирования новых узлов инфраструктуры, агрегирования разных технологических решений для того, чтобы информационная инфраструктура функционировала устойчиво.

В рамках функциональной концепции системообразующим отношением выступает отношение между системой кластера информационного посредничества и внешней средой и их взаимное воздействие. Кластер сетевого информационного пространства имеет конкретную нацеленность на решение экономических и социальных задач посредством создаваемых внутри него кластерных механизмов. Их проявлением может выступить разработанная стратегия развития информационной и интернет-индустрии. Центральным звеном могут являться интернет-блоги, интернет-сообщества, основанные на экономических и юридических отношениях с фирмами, образующими кластер сетевого информационного пространства.

Формирование системы кластера сетевого информационного пространства в ближайшем будущем позволит сформировать новую парадигму. В частности, неограниченное виртуальное рыночное пространство; высокую кон- курентоспособность и выход на крупнейшие международные рынки; продуктивность малого и среднего бизнеса; гибкие организации; поддержку партнеров внутри страны (в пределах кластера); ориентацию на инновации.

Теоретически деятельность кластера сетевого информационного пространства заключается в определении того влияния, которое она оказывает на частный бизнес, национальное хозяйство и общество как единое целое. Экономическое содержание кластера сетевого информационного пространства выражено во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, государства и общества (как потребителя информации) по поводу предоставления информационных услуг и получения дохода. Воздействуя на потребление, инвестирование и распределение дохода, социальный кластер воздействует и на распределение ресурсов внутри частного сектора. Учитывая, что экономическая категория отражает в абстрактном виде наиболее существенные стороны отдельных экономических явлений, процессов, механизмов, законов и закономерностей, кластер сетевого информационного пространства представляет собой экономические отношения в регионе, рынке и обществе.

Осуществим многомерную классификацию [2] субъектов ЦФО РФ по следующим статистическим показателям, отражающим индекс инвестиций в основной капитал на душу населения (%) и индекс затрат на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) (%), а также осуществим многомерную классификацию субъектов ЦФО РA по следующим статистическим показателям, отражающим информационную открытость сайтов государственных органов власти субъектов Российской Федерации в 2010 году: степень открытости сайтов государственных органов исполнительной власти (%) и степень открытости сайтов государственных органов законодательной власти субъектов РФ (%). Из рассматриваемой совокупности мы исключили Москву и Московскую область, так как они характеризуются экстремальными значениями по рассматриваемым показателям. В качестве методов исследования используем различные процедуры корреляционного и кластерного анализов, реализованные с помощью пакета анализа данных общественных наук SPSS Base 11.0 [7].

Статистическая независимость рассматриваемых показателей позволяет выполнить кластерный анализ. Рассмотрим трехкластерные решения. При выделении 3 кластеров в первый кластер входят 2 субъекта, во второй – 4, в третий – 10 субъектов.

Для первого кластера формируется единое ИЭП поставщиков, производителей и потребителей, предприятие (или фирма) получает возможность управлять спросом. Для субъектов второго кластера характерна модель «управляе- мой прозрачности» из внешней среды, доступны только разрешенные информационные ресурсы предприятия; доступ к внешним ресурсам практически не ограничивается.

Модель действенной координации основана на организации и развитии обратных связей, позволяющих имитировать в реальном времени экономические решения, в которых задействовано большое количество участников.

Идентификацию кластеров можно выполнить по их арифметическим средним. Результаты для трехкластерной модели приведены в таблице.

Принадлежность субъектов ЦФО РФ к кластерам (компоновка по методу Уорда) [ 5; 33 ]

Кластер

Среднее значение индексов развития ИКТ

Субъекты ЦФО РФ (области)

Индекс инвестиций в основной капитал на душу населения

Индекс затрат на ИКТ

1

1,14

0,00867

Калужская, Липецкая

2

0,39

0,00781

Брянская, Ивановская, Костромская, Орловская

3

0,72

0,01124

Белгородская, Владимирская, Воронежская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская

Примечание. Рассчитано нами в системе SPSS Base 11.0 – по данным мониторинга Института развития свободы информации.

Из таблицы видно, что самые высокие показатели по индексу затрат на ИКТ – в областях третьего кластера, они превышают средние по ЦФО РФ от 0,72 до 2,2. Остальные регионы распределены достаточно симметрично. Так как инвестиционные потоки являются более сбалансированными, можно отметить более равномерное и симметричное распределение по областям ЦФО РФ. Поэтому можно сделать вывод, что масштабы информационной деятельности в регионах ЦФО позволяют говорить об их переходе к информационному обществу, что подтверждается и активным использованием органами государственного управления системы электронного правительства в регионах.

Как видно из таблицы, при анализе полученного решения первый полученный кластер характеризуется высокими средними значениями степени открытости сайтов государственных органов как исполнительной, так и законодательной власти субъектов. Второй кластер при низком среднем значении степени открытости сайтов государственных органов исполнительной власти характеризуется повышенным средним уровнем открытости сайтов государственных органов законодательной власти. Для третьего кластера характерно значение первого показателя, близкое к среднему по РФ, и высокое значение второго показателя. Таким образом, статистический анализ показателей индексов инвестиций в основной капитал на душу населения и затрат на ИКТ позволил выявить основные закономерности, а также установить однородные группы субъектов Российской Федерации.

Базовым принципом формирования кластерного объединения является стремление экономических акторов к максимизации своих конкурентных преимуществ за счет создаваемой добавленной стоимости и экономии на трансакционных издержках.

Однако проведенный нами анализ некоторых сайтов администраций областей ЦФО показал, что административно-творческие решения имеют существенные качественные отличия. Вопрос, на наш взгляд, не в программном обеспечении или технологических решениях, а в понимании открытости и форм этой открытости администраторами сайтов и чиновниками аппаратов управления.

Следует отметить, что в регионах идет процесс информатизации экономики, который представляет собой развитие информационной деятельности и информационных технологий. Он характеризуется удельным весом информационного сектора экономики в ВРП, а также численностью людей, основная деятельность которых связана с использованием ИКТ, передачей и обработкой информации в разных ее формах.

Сетевая модель публичного сетевого государственного управления основана на следующих базовых электронных услугах для граждан (G2C): пользование публичными библиотеками (доступность каталогов, поисковые средства); подача заявлений на поступление в учебные заведения; декларирование подоходного налога; поиск работы через службы занятости; оформление социальной помощи (пособия по безработице и на ребенка, возмещение затрат на медицинские услуги, оплата учебы). На сегодняшний день перечисленные услуги сформированы и предоставляются. Они активно используются населением по мере необходимости.

Ко второй по популярности группе относят: оформление персональных документов (паспорт, водительское удостоверение); регистрация автомобиля (нового, подержанного, импортированного); подача заявлений на строительство; информирование полиции (например, в случае кражи и т. п.); оформление свидетельств (о рождении, браке) – запрос и предоставление; информирование о смене места жительства; услуги, связанные с медициной (интерактивные консультации, доступность медицинских услуг в различных учреждениях, заявки на лечение в конкретном госпитале и др.). Вторая группа пока находится в стадии формирования.

На основе проведенного исследования мы пришли к выводу, что в регионах ЦФО идет постепенное формирование сетевой модели публичного государственного управления в регионах ЦФО, и в части освоения базовых услуг для бизнеса (G2B) нами структурирована следующая последовательность их активности:

  • •    декларирование корпоративных налогов и других налоговых процедур;

  • •    функционирование системы государственных закупок;

  • •    подача статистических данных;

  • •    предоставление сведений о мигрантах.

К сожалению, еще находятся в стадии освоения такие базовые процедуры, как регистрация новой компании и таможенное декларирование.

В результате наблюдаемой в настоящее время высокой интенсивности процессов, формирующих бизнес-систему кластера сетевого информационного пространства, в ближайшие 10 лет почти 90 % бизнес-организаций в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности интернет-технологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками кластера сетевого информационного пространства, а его особенности и возможности будут иметь для субъектов этого кластера большой нтерес.

Список литературы Институциональные изменения на рынках сетевого информационного посредничества на основе кластерообразования

  • Громыко Ю. В. Институт опережающих исследований. Что такое кластеры и как их создавать?/Альманах «Восток». 2007. Вып. 1 (42) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.situation.ru/app/j_art_1178.htm
  • Конева В. В. Управление интеллектуальным капиталом печатного периодического издания//Проблемы теории и практики управления. 2009. № 1. С. 16.
  • Кулькова В. Ю. Проектные технологии как метод социсследований: опыт и проблемы преподавания//Материалы IV конференции «Современные проблемы формирования методного арсенала социолога». М.: Институт социологии РАН, 2010.
  • Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.
  • Результаты оценки официальных сайтов/Институт развития свободы информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svobodainfo.org
  • Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы//Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 2. С. 9-13.
  • Федеральные целевые программы/Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru
  • SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. М.: СПСС Русь, 1998. 397 с.
Еще
Статья научная