Институт общественного контроля в условиях цифровизации системы публичного управления в России и за рубежом
Автор: Попов П.В.
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Политика и экономика Евразии
Статья в выпуске: 5 (76), 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье поднимается проблема цифровизации системы публичного управления и модернизации института общественного контроля. Автор анализирует современные тенденции к интеграции цифровых технологий в деятельность органов публичной власти. Особое внимание уделяется необходимости создания единого цифрового портала общественного контроля, обеспечивающего доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и участию в управленческих процессах. В статье подчеркивается особая значимость правового обеспечения, защиты данных и повышения цифровой грамотности населения. Предлагается концепция «умной системы публичного управления», объединяющей информационные ресурсы и механизмы контроля в целях формирования более открытого и «инклюзивного» публичного управления.
Цифровизация, система публичного управления, общественный контроль, транспарентность, блокчейн, искусственный интеллект
Короткий адрес: https://sciup.org/140313166
IDR: 140313166 | УДК: 342 | DOI: 10.52068/2304-9839_2025_76_5_186
Текст научной статьи Институт общественного контроля в условиях цифровизации системы публичного управления в России и за рубежом
Система публичного управления всегда была и остается основой построения общества и государства. Эпоха цифровизации не могла не оказать существенного влияния на деятельность органов государственной и муниципальной власти, тем самым трансформировав государственное и местное управление под современные реалии. На первый план в осуществлении управленческих функций вышли принципы гласности и открытости функционирования системы публичного управления. Средством успешной реализации данных принципов стали цифровые технологии, стремительно внедряемые в государственную и муниципальную деятельность.
Транспарентность системы публичного управления, прежде всего, обусловлена стремлением граждан к участию в саморегуляции общественных отношений. Как справедливо отмечается в научной литературе, целью управленческой деятельности в государстве является удовлетворение потребностей граждан [8]. Однако последнее представляется невозможным, с одной стороны, без применения правовых механизмов регулирования, а с другой – активного взаимодействия общества и государства.
Обеспечение учета общественного мнения в России и за рубежом осуществляется за счет успешного функционирования института общественного контроля. Именно общественный контроль способствует повышению прозрачности публичного управления, позволяет оценить деятельность органов государственного и местного управления с учетом интересов общества, тем самым создав возможность, во-первых, для реализации гражданских инициатив; во-вторых, для принятия превентивных мер, направленных на исключение рисков возникновения социальных конфликтов.
Цифровизация системы публичного управления не может не оказать соответствующего цифрового влияния на институт общественного контроля, поскольку последний занимает одно из центральных мест в осуществлении публичной власти.
Цифровой модернизации института общественного контроля посвящено немало научных исследований.
Н.А. Третьякова и А.А. Коробов пришли к выводу о том, что реализация политической власти в России построена на строгой нормативно-правовой регламентации. Как следствие, электронные ресурсы используются здесь исключительно для получения обратной связи. В то же время за рубежом акцент в политической жизни делается на международные стандарты, а в некотором роде «движущей силой» выступает свобода гражданских инициатив [7].
Аналогичной мысли придерживается в своем исследовании Я.Ю. Реент, поднимая проблему цифровизации общественного контроля на примере цифровой трансформации пенитенциарной сферы. Ученый называет рассмотрение предложений, заявлений и жалоб «более перспективной формой цифровизации общественного контроля», одновременно отмечая невозможность ее реализации для лиц, находящихся в местах принудительного содержания в силу отсутствия у последних свободного доступа к сети «Интернет» [5].
Довольно интересной с позиции нюансов рассматриваемой темы представляется диссертация Н.С. Лисиной, в которой исследуются особенности административно-правового регулирования института общественного контроля в контексте цифровизации. Отдельного внимания заслуживают научные положения, выносимые диссертантом на защиту. Так, в условиях цифровизации общественных отношений Н.С. Лисина предлагает разделить субъектов общественного контроля на осуществляющих контроль субъектов, субъектов, в отношении которых осуществляется контроль, и специальных субъектов, к которым она относит информационных посредников. Диссертантом также отмечается «фрагментарность» правовой регламентации цифровых технологий в общественном контроле и отсутствие специального инструментария его осуществления в эпоху цифровизации [1].
Однако особой ценностью применительно к обсуждению проблемы модернизации общественного контроля в условиях цифровизации системы публичного управления обладает научное исследование А.В. Тихонова и В.С. Богданова, в котором содержится прямое указание на недостатки современного подхода к цифровизации общественного контроля, заключающиеся, прежде всего, в замене функций «социально ориентированного управления» функциями «цифровой отчетности» [6].
Действительно, сегодня цифровизация выступает элементом бюрократизации политических процедур, когда цифровые платформы и информационные посредники способствуют получению информации от граждан в форме оценки деятельности органов публичной власти. Такого рода оценка выполняет лишь задачу обеспечения соответствия деятельности органов публичной власти требованию транспарентности.
В то же время, разделяя позицию А.В. Тихонова и В.С. Богданова, следует подчеркнуть, что «умное управление» предполагает изменение подхода к цифровизации общественного контроля, а именно: смену алгоритма с «публичное управление – оценка общественности – обеспечение прозрачности деятельности» на «общественная инициатива – публичное управление – оценка – учет общественного мнения – реализация».
Вышеизложенное позволяет предложить иной – более прогрессивный и комплексный – подход к модернизации общественного контроля в условиях цифровизации системы публичного управления. Основой такого подхода может стать концепция создания цифровой системы публичного управления с элементами цифрового общественного контроля.
Актуальность данного предложения обусловлена тем, что цифровизация системы публичного управления постепенно становится неотъемлемой частью развития политической сферы жизни общества и государства. Она позволяет повысить эффективность управления, обеспечить прозрачность управленческих процессов, улучшить качество жизни граждан и усилить общественный контроль.
Практическая основа предлагаемой концепции может быть простроена по принципу организации системы умного дома или умного города. Принцип применения интернета-вещей уже рассматривался в доктрине как один из возможных способов цифровизации общественных отношений, но применительно к правосудию [2]. Как следствие, в рамках предлагаемой концепции «умной системы публичного управления» должна быть создана единая система, объединяющая общественные отношения с механизмами публичного управления и контроля.
Вышеизложенное может быть осуществлено за счет комплексного внедрения следующих инноваций в систему публичного управления.
Во-первых, в систему публичного управления должен быть интегрирован единый цифровой портал общественного контроля, предполагающий создание единого информационного пространства, объединяющего все возможные ресурсы и инструменты общественного контроля. Сегодня портал государственных услуг РФ, системы мониторинга, базы данных, а также веб-сайты профсоюзов и иных общественных организаций находятся в разрозненном состоянии. Разработка, внедрение и применение единого цифрового портала с соответствующим мобильным приложением, основывающихся на единой базе данных общественного мониторинга и связанных со всеми существующими в России онлайн-платфор-мами для голосования и обсуждений, а также системами видеонаблюдения, интегрированными с аналитическими платформами, позволит обеспечить прозрачность процессов и широкий доступ граждан, во-первых, к информации о деятельности органов власти, во-вторых, к непосредственному участию в этой деятельности.
Во-вторых, в системе публичного управления должна активно использоваться технология блокчейн для предотвращения распространения некорректных и ложных данных. Внедрение систем на базе блокчейн может быть осуществлено в целях фиксации обращений, решений и мониторинга исполнения публичных обязательств, а также может рассматриваться в качестве своеобразной гарантии неизменности и защищенности данных. Последнее повысит доверие граждан к инструментам реализации публичной власти.
В-третьих, в системе публичного управления должно получить широкое распространение использование аналитических систем для обработки большого объема данных. Это необходимо для выявления проблемных моментов и рисков общественного недовольства в режиме реального времени. При этом учет мнения граждан должен носить не формальный характер, а стать основой для управленческих решений со стороны органов публичной власти.
В-четвертых, в систему публичного управления должны быть интегрированы нейросетевые модели. Внедрение искусственного интеллекта необходимо для обработки обращений граждан, создания автоматического ответа на типовые вопросы, а также в целях оперативной реакции на обращения в режиме реального времени.
В-пятых, в системе публичного управления должно наблюдаться расширение возможностей участия граждан посредством использования цифровых платформ. Популяризация онлайн-голосований и виртуальных обсуждений, проведение цифровых форумов и общественных слушаний с участием граждан из разных регионов способно повысить эффективность общественного контроля, тем самым улучшив показатели управленческих решений.
В-шестых, повсеместное использование цифровых технологий должно сопровождаться достойным уровнем обеспечения безопасности персональных данных при использовании цифровых платформ. Системы электронной идентификации и аутентификации должны быть адаптированы под современные запросы общества и государства, поскольку вопрос безопасности данных до сих пор остается актуальным. По словам Д.В. Пескова, в связи с активизацией внедрения цифровых технологий в реалии общественной жизни уровень беспокойства граждан относительно безопасности данных значительно возрос, к внедрению машинного разума относятся с осторожностью. Эти утверждения не вызывают сомнений, поскольку сегодня возрастает количество мошеннических схем, направленных на незаконное получение и использование персональных данных. Последнее может быть нивелировано, как отмечает Д.В. Песков, посредством «усиления мер по защите данных и оптимизации пользовательского опыта» [4].
В-седьмых, в рамках цифровизации системы публичного управления и корреспондирующей ей модернизации института общественного контроля должно проводиться бесплатное (в том числе в режиме «онлайн») обучение в целях повышения цифровой грамотности граждан. Реализация обучающих программ необходима для повышения уровня цифровой грамотности населения и получения навыков использования цифровой платформы общественного контроля.
В-восьмых, любая практическая составляющая концепции подразумевает законодательную поддержку – разработку и принятие специальных нормативных актов, регулирующих вопросы интегрирования и использования цифровых технологий как в системе публичного управления, так и применительно к институту общественного контроля. Законодательные новеллы призваны обеспечить правовые гарантии цифровизации и ответственность за возможные в данной сфере нарушения. Не случайно в рамках своих исследований отдельные правоведы неоднократно указывают на необходимость конституализации сервис-ности государства, под которой они, в частности, понимают «внедрение цифровых технологий в процесс взаимодействия граждан, институтов гражданского общества и органов государственной власти и местного самоуправления» [3].
Как следствие, основная идея концепции «умной системы публичного управления и общественного контроля» – объединение различных систем и объектов в единую интегрированную цифровую инфраструктуру, которая собирает, обрабатывает и использует данные для автоматического и управляемого реагирования на потребности граждан в целях повышения качества жизни. В основе лежит принцип взаимодействия граждан, государства и техники через интеллектуальные системы, обеспечивающие динамическое и адаптивное управление. Такой подход позволяет не только автоматизировать рутинные процессы, но и обеспечить транспарентность системы публичного управления, участие граждан в политической жизни страны и устойчивое развитие общества и государства, когда во всех территориальных единицах России установлены системы онлайн-мониторинга в режиме реального времени, любой желающий может получить необходимую для анализа текущей ситуации в стране информацию и повлиять на ход политических процессов и законодательных инициатив «кликом компьютерной мыши». Именно такая система позволит в полной мере реализовать провозглашенный в статье 1 Конституции РФ принцип народовластия.
Таким образом, реалии современной действительности приводят к новым тенденциям – к цифровизации системы публичного управления и модернизации института общественного контроля. В эпоху цифровизации ощущается острая необходимость в создании единого и безопасного цифрового пространства для общественного контроля, во внедрении современных технологий, в повышении вовлеченности граждан через цифровые инструменты, а также в обеспечении гарантированной законом защиты персональных данных субъектов общественного контроля.