Интеграция и дополнительность общенаучных и религиозных знаний в мировоззренческом аспекте высшего образования
Автор: Михалкин Владимир Сергеевич
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Теория и методика обучения и воспитания
Статья в выпуске: 3 (80), 2015 года.
Бесплатный доступ
Обращение к мировой истории показывает, что основами образования в развитых странах мира являются национальные системы вероисповеданий. Правомерность подобных оснований была подтверждена многими специалистами на одном из международных семинаров ЮНЕСКО, где отмечалось, что важнейшей причиной угасания творческого потенциала народа является национальная система образования, далекая от духовных/ сакральных традиций и культуры своего народа. Основой раннего этапа российского образования явилось православно-христианское вероисповедание. Его цели характеризовались понятием образа, которое включало не только обучение, но и воспитание как вертикальный путь развития человека, ведущего к восстановлению в нем «образа и подобия Божия», воплощенного в личности Иисуса Христа (Быт. 9, 6). Исходная сакральность российского образования в начале XX в. была насильственным образом заменена идеологией диалектического материализма, не признающей духовного начала человека и объясняющая его и окружающий мир на осно-ве естественных наук. Современное возрождение конструктивного диалога науки и христианской религии создает новые возможности для становления духовной зрелости человека, как его наивысшей потребности. Она не дается ему от рождения и является результатом сложной и напряженной внутренней работы. В статье обсуждаются обретение как светской, так и религиозной духовности, которые имеют принципиальные отличия. Под светской духовностью человека понимается его интеллектуальное развитие, культура, глубокое познание философии, искусства, стремление к красоте и гармонии и т. д. С точки зрения А. Маслоу, она соотносится с самоактуализацией личности, условием которой является наличие природных способностей и благоприятных социально-исторических условий. Религиозная/сакральная духовность человека основывается на признании недостаточности самоопределения и желания человека в становлении его личности и необходимости его синергии с Божественной энергией (благодатью Божией), запредельной земному миру, но деятельно присутствующей в нем и его преображающей.
Мировоззрение личности, интеграция, синергия, дополнительность, трансцендентность, pro and contra светской и сакральной духовности в современном образовании, world outlook of а person
Короткий адрес: https://sciup.org/147137115
IDR: 147137115 | DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.108
Список литературы Интеграция и дополнительность общенаучных и религиозных знаний в мировоззренческом аспекте высшего образования
- Акимова, Р. С. Синергия знания и веры в стратегии естественнонаучного образования/Р. С. Акимова//Успехи современного естествознания. -2014. -№ 5. -С. 216-219.
- Гессен, С. И. Педагогические сочинения/С. И. Гессен. -Саранск, 2001. -С. 214-215.
- Грибов, Л. Наука и религия: от конфронтации к дополнительности/Л. Грибов//Высшее образование в России. -1993. -№ 2. -С. 26-33.
- Грыжанкова, М. Ю. Духовно-нравственные ценности христианства как основание традиционных культурно-образовательных и воспитательных форм/М. Ю. Грыжанкова//Интеграция образования. -2014. -№ 4. -С. 60-64.
- Димитров, Т. Они верили в Бога: пятьдесят Нобелевских лауреатов и другие великие ученые/Т. Димитров//Перевод: Екатерины и Евгения Устиновичи. -E-book, 1990. -150 с.
- Михалкин, В. С. Методологический ресурс курса физики в достижении целостности воспитания и образования/В. С. Михалкин//Интеграция образования. -2010. -№ 1. -С. 91-93.
- Смык, А. Ф. Взгляды Луи де Бройля на преподавание физики/А. Ф. Смык//Физическое образование в вузах. -2011. -Т. 17, № 4. -С. 72-76.
- Хокинг, С. Черные дыры и молодые вселенные/С. Хокинг. -Санкт-Петербург: Амфора, 2014. -С. 25.
- Физики о себе. -Наука. Ленинградское отделение, 1990. -484с.
- Энциклопедия МИФИ. Кафедра теологии . Режим доступа: http://wiki.mephist.ru/wiki.