Ирония в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: функционально-семантический аспект

Бесплатный доступ

В статье рассматривается феномен иронии в рамках литературного произведения. Ирония понимается в работе как одна из текстообразующих категорий скрытого характера, выступающая в художественном тексте в роли содержательного компонента, который формирует смысловой план литературного произведения и реализует при этом авторскую имплицитную оценку. В качестве источника избран роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Определены место и роль иронии в этом произведении: ирония находит свое выражение при реализации автором имплицитной оценки отношений героев романа между собой и их отношения к определенным фактам действительности, а также при оценке писателем личностных качеств персонажей. При этом посредством иронии Ф.М. Достоевский раскрывает не только нарушение этических норм персонажами романа, но и их отрицательные моральные ценности. Установлено, что для актуализации иронической оценки автор произведения объединяет в одном контексте ряд механизмов иронического смыслообразования: двойную антитезу; антитезу, совмещенную с алогичным выводом; контекстное переосмысление значения лексемы в совокупности с антитезой. Комплексность механизмов реализации иронии в романе придает оценке писателя сложный, многогранный характер.

Еще

Имплицитная оценка, художественный текст, ирония, механизм актуализации иронии, ф.м. достоевский, «братья карамазовы»

Короткий адрес: https://sciup.org/149145702

IDR: 149145702   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2024.1.2

Список литературы Ирония в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: функционально-семантический аспект

  • Ахманова О. С., 1969. Ирония // Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энцикл. С. 185
  • Бахтин М. М., 1986. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит. 486 с.
  • Булатая Е. В., 2016. Ирония как способ выражения неявной оценки в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Мир русского слова. СПб.: О-во преп. рус. яз. и лит. № 4. С. 66–71.
  • Ваулина С. С., Булатая Е. В., 2019. Механизмы иронического смыслообразования в художественном тексте (на примере повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки») // Научный диалог. № 7. С. 56–69. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-7-56-69
  • Захаров В. Н., 1997. Ирония // Достоевский: Эстетика и поэтика: слов.-справ. / сост. Г. К. Щенников, А. А. Алексеев ; науч. ред. Г. К. Щенников. Челябинск: Металл. URL: https://fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/160
  • Кашина Н. В., 1989. Эстетика Ф.М. Достоевского. М.: Высш. шк. 288 с.
  • Кашкин В. Б., Шилихина К. М., 2013. Существует ли «рецепт» иронии? (на материале русского и итальянского языков) // Вопросы когнитивной лингвистики. № 3 (036). С. 98–106.
  • Кузнецова А. В., 2019. Рецептивно-интерпретативное пространство художественного текста: проблемная парадигма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. Т. 12, вып. 12. C. 118–121.
  • Кунильский А. Е., 1994. Проблема «смех и христианство» в романе Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблемы исторической поэтики. № 3. С. 192–200.
  • Логинова Н. И., 1999а. К вопросу об иронии у A.C. Пушкина («Капитанская дочка») и у Ф.М. Достоевского («Подросток») // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. № 5. С. 16–26.
  • Логинова Н. И., 1999б. Формы и функции комического в романах Ф. М. Достоевского: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М. 22 с.
  • Лосев А. Ф., 1995. Форма – Стиль – Выражение. М.: Мысль. 944 с.
  • Маликова Т. О., 2006. Поэтика иронии в сказе В. Высоцкого // Вестник Томского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Филология. № 2 (42). С. 314–315.
  • Накамура К., 2011. Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / пер. с яп. А. Н. Мещерякова. СПб.: Гиперион. 399 с.
  • Паси И., 1980. Ирония как эстетическая категория // Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. М.: Наука. С. 60–84.
  • Петрова О. Г., 2009. Ирония как способ создания образов персонажей в идиостилях Ч. Диккенса и У.М. Теккерея // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 36. С. 73–77.
  • Пивоев В. М., 1982. Ирония как эстетическая категория // Философские науки. № 4. С. 54–61.
  • Пивоев В. М., 2000. Ирония как феномен культуры. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. 106 с.
  • Походня С. И., 1989. Языковые средства и виды реализации иронии. Киев: Наукова думка. 126 с.
  • Розанов В. В., 1996. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях / под общ. ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика. 702 с.
  • Скуридина С. А., 2007. Поэтика имени у Ф.М. Достоевского (на материале романов «Подросток» и «Братья Карамазовы»). Воронеж: Науч. кн. 302 с.
  • Тынянов Ю. Н., 1921. Достоевский и Гоголь (к теории пародии). Петроград: ОПОЯЗ. 48 с.
  • Щенников Г. К., 2007. Сатира и трагедия как жанровые составные русского классического романа: «Господа Головлевы», «Братья Карамазовы» // Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения / под ред. Т. А. Касаткиной. М.: Наука. С. 687–693.
Еще
Статья научная