Исход к постмодернизму: Сувчинский и музыка

Автор: Колобова Юлия Игоревна

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Евразийство

Статья в выпуске: 3, 2003 года.

Бесплатный доступ

Петра Сувчинского обычно сравнивают с двуликим Янусом, имея в виду две грани его общественной деятельности: политическую и музыкально-публицистическую. Однако, если в истории русской общественно-политической мысли 1920-1930-х годов его роль идеолога, организатора и активного участника евразийского движения достаточно хорошо изучена, то его культурная деятельность в период эмиграции еще требует серьезной теоретической разработки. В статье рассматривается эволюция музыкальных пристрастий известного философа и музыкального критика - от знаменного распева до музыкального авангарда. Будучи человеком разносторонних интересов, обладая глубокими знаниями в искусстве, великолепно разбираясь в современной ему социокультурной ситуации, Сувчинский сумел оказать значительное влияние на формирование творческого кредо таких великих композиторов XX века, как И. Стравинский, С. Прокофьев, П. Булез. Сам он неизменно оставался в тени и мог даже жертвовать своим авторским честолюбием. По мнению автора, тут сказалось влияние политической стороны деятельности Сувчинского - привычка к игре в заговор и конспирацию, усвоенная за годы евразийских увлечений. Опыт евразийства не прошел бесследно еще и в том смысле, что Сувчинский становится рьяным поборником независимости от любого идеологического воздействия. В этом отношении - как, впрочем, и в других - он оказывается одним из предтечей постмодернизма.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911847

IDR: 14911847

Список литературы Исход к постмодернизму: Сувчинский и музыка

  • Письма М. Горького П. П. Сувчинскому/Публикация, комментарии Дж. Мальмстада//Диаспора: Новые материалы. Париж -СПб., 2001. С. 346.
  • Асафьев Б. О себе//Воспоминания о Б. В. Асафьеве. Л., 1974. С. 492
  • Мальмстад Дж. К истории «Евразийства»: М. Горький и П. П. Сувчинский//Диаспора... С. 329.
  • Нестьев И. В. Четыре дружбы. П. Сувчинский и русские музыканты//Советская музыка, 1987. № 3. С. 83.
  • Сувчинский П. Стравинский вблизи и поодаль//Петр Сувчинский и его время. Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. М., 1999. С. 284.
  • Савенко С. «Мир Стравинского». М., 2000.
  • Петр Сувчинский и его время. Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. М., 1999. С. 275.
  • Сувчинский П. Типы творчества (Памяти А. Блока)//Петр Сувчинский и его время. Русское музыкальное зарубежье в материалах и документах. М., 1999. С. 130.
  • Сувчинский П. Сергей Прокофьев//Петр Сувчинский и его время... С. 106.
  • Козовой В. О Петре Сувчинском и его времени//Там же. С. 43.
  • Кузнецов А. «Вергилий по кругам современной музыки». Переписка П. Сувчинского и М. Юдиной//Музыкальная академия, 1992. № 3. С. 171.
  • Сувчинский П. Эти из «Domaine Musical»//Петр Сувчинский и его время... С. 407.
  • Из переписки П. П. Сувчинского и М. В. Юдиной//Петр Сувчинский и его время... С. 332.
  • Осипова Н. О. П. Сувчинский: литературный вектор культурфилософии русского евразийства//Интеллектуальная элита России на рубеже XIX-XX веков. Киров, 2001. С. 158.
  • Переписка Б. Пастернака и П. Сувчинского//Козовой В. Поэт в катастрофе. Париж -Москва, 1994. С. 212.
Еще
Статья научная