Испанская новелла как отражение национального менталитета
Автор: Хорева Лариса Георгиевна
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Образование и педагогические науки
Статья в выпуске: 3-2 т.9, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрена историческая ситуация как одна из основополагающих категорий формирования жанровых констант в национальных литературах. Коммуникативная ситуация, складывающаяся в результате диалога читателя, автора и героя произведения, конституирует жанр и придает ему отличающие его функции. Историческая среда во многом обусловливает облик жанрового комплекса и определяет жанровые формы, которые этот самый комплекс формируют. Однако отношения между этими исторически складывающимися жанровыми формами, входящими в новеллистический жанровый комплекс, часто были очень размыты, так как малые жанры в разной степени обладали «литературностью», функциональностью. Под влиянием складывающейся постепенно литературной традиции, а главное, культурно-исторических изменений, эти формы эволюционировали, начинали приобретать характерные черты, отвечающие настроениям и запросам публики. В Испании длительное сосуществование арабской и национальной культур привело к тому, что в испанской литературе так и не появился тип анекдота, из которого вышли такие жанры, как итальянское новеллино, французское фаблио и немецкие шванки. Любой намек на скабрезность нещадно изгонялся из испанской литературы, оставляя место только для благопристойных текстов, что определяет жанровый состав новеллистических сборников Испании, состоящих из притч, аллегорий, сказок, рассказов о чуде и благонравных анекдотов.
Новелла, анекдот, картина мира, жанр, испанская культура, коммуникативная ситуация
Короткий адрес: https://sciup.org/14951734
IDR: 14951734 | DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-3/2-197-202
Список литературы Испанская новелла как отражение национального менталитета
- Евдокимова Л. Системные отношения между жанрами средневековой французской литературы XIII-XV вв. и жанровые номинации//Проблема жанра в литературе вья. -М., 1994. -С. 236-282.
- Зейферт Е.И. Жанр и этническая картина мира в поэзии российских немцев второй половины XX -начала XXI вв./Е.И.Зейферт. -Германия, Лаге: BMV Verlag Robert Burau, 2009. -534 с.
- Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики/П.Зюмтор. -СПб.: Алетейя, 2003. -544 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. -Человек-текст-семиосфера -история/Ю.М. Лотман. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. -464 с.
- Шидфар Б. Арабская проза и средневековая испанская литература//Теоретические проблемы восточных литератур. -М., 1969. -С. 45-89.
- Яусс Г.-Р. К проблеме диалогического понимания/Г.-Р. Яусс//Бахтинский сборник. -М., 1997. -С. 34-56.
- Graupera C. La influencia árabe en la cultura espaňola/C.Graupera. -Madrid: Publucaciones espaňolas, 1968. -179 p.
- Historia y crítica de la literatura espaňola. Edad Media: Primer suplemento/Ed. Aurora Gloria Egido Martinez. -Barcelona, 1991. -Vol.1.
- Lacarra M.J. Cuentistica medieval en Espaňa: los origenes/M.J. Lacarra. -Zaragoza: Crítica, 1979. -318 p.
- Lida de Malkiel M.R. Estudios sobre la literatura espaňola del siglo XV/M.R. Lida de Malkiel. -Madrid: J. Porruá Turanzas, 1978. -417 p.
- Marsan R.E. Itineraire espagnol du conte medieval/R.E. Marsan. -Paris: Klincsieck, 1974. -630 p.
- Neuschafer H.-J. Boccaccio und der Beginn der Novelle. -Munchen, 1969. -70 р.
- Pabst W. La novela corta: la teoria. -Madrid, 1987. -198 р.