Исследование эмоционального состояния членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Автор: Давыдова Валентина Яковлевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 1, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье отражены результаты исследования эмоционального состояния членов семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, проведенного в Республике Саха (Якутия). Выборку составили 117 человек. Были использованы: авторская анкета, выявляющая личностные проблемы; методики В. Зунге, тест анализа семейной тревоги. Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью программы SPSS; использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Была выявлена связь безработности членов семьи с ее малообеспеченностью, приводящая к повышению тревоги в семье, возникновению неуверенности в завтрашнем дне и росту напряженности; межличностных конфликтов - с чувством вины, низким уровнем доходов, алкогольной зависимостью. Обнаружена корреляционная обусловленность пьянства одного из членов семьи с развитием депрессии, ростом тревоги у остальных, а также с напряженностью внутрисемейного взаимодействия; заболеваемости члена семьи - с нормативным кризисом в ней. Результаты исследования могут быть использованы психологами центров социально-психологической поддержки семьи и молодежи в практической работе.
Эмоциональное состояние, семья, трудная жизненная ситуация, конфликт, алкогольная зависимость, безработность, тревога, напряжение
Короткий адрес: https://sciup.org/149141881
IDR: 149141881 | DOI: 10.24158/spp.2023.1.11
Текст научной статьи Исследование эмоционального состояния членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Северо-Восточный федеральный университет, Якутск, Россия, ,
North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, ,
Считается, что семья основана на единой деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства1.
Объектом социологического изучения семья впервые стала в работах Ф. Ле-Пле (1806– 1882), который считал, что понимание общества и процессов, в нем происходящих, связано с институтом семьи и его устойчивостью (Ле-Пле, 2011).
Т. Парсонс представлял семью как целостную систему, имеющую взаимосвязи с внешним и внутренним миром, которая состоит из людей, поддерживающих друг друга экономически, психологически и социально (Parsons, 1949). Ученый противопоставлял две модели семьи – традиционную и современную, отмечая, что происходит переход от расширенной ее формы к ядерной, а также то, что некоторые функции семьи, кроме начальной социализации детей и эмоциональной стабилизации взрослых, во многом передаются другим социальным институтам (Parsons, 1949).
Изучению эмоционального состояния членов ядерных семей большое внимание уделяли представители системного подхода в психотерапии. М. Боуэн и его последователи отмечали, что тревога может проявляться в заболевании или эмоциональной дисфункции, приводящей к социальным болезням. Кроме того, ученые обнаружили, что она может быть «заразна», поэтому быстро распространяется на всю ядерную семью и на общество (Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика …, 2008).
По мнению Р. Мэй, к середине ХХ века общество перешло от эпохи скрытой тревоги к эпохе явной. Однако автор утверждает, что такое состояние имеет смысл, и тревогу можно использовать конструктивно (Мэй, 2001).
Л. Берг-Кросс выделил физиологические механизмы тревожного состояния, проявляющиеся в невозможности концентрироваться на необходимых задачах, тревожном сне и ощущении беспокойства (Берг-Кросс, 2004).
Психологический подход в определении трудной жизненной ситуации базируется на субъективном восприятии ее как сложной, с которой индивид не в силах справиться самостоятельно и вынужден обратиться за помощью к другим людям или социальным службам в связи с нарушением адаптации и невозможностью удовлетворить свои базовые потребности, реализовать свои стремления2 (Василюк, 1984: 8; Комарова, Антонова, 2021: 151, 152, 154).
Безуспешное стремление преодолеть трудные ситуации негативно сказывается на работоспособности человека, его психологическом состоянии и социальном взаимодействии, провоцирует возникновение кризисных, экстремальных, напряженных обстоятельств3 (Володина, 2020: 16–17). Восприятие, отношение, интерпретация и когнитивное оценивание ситуации определяют совладающее поведение индивида4.
«Трудная жизненная ситуация» как предмет изучения в психологической науке представлена исследованием субъективного отражения в сознании индивида реальных жизненных обстоятельств.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 195–ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»5 определил клиента социальной службы как гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги6. При этом под «трудной жизненной» в документе понималась ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина в связи с инвалидностью, неспособностью к самообслуживанию, преклонным возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, безработицей, одиночеством, отсутствием, определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье и тому подобным, которую гражданин не может преодолеть самостоятельно.
В Федеральном законе от 17.07.1999 № 178–ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной социальной помощи» термин «трудная жизненная ситуация» трактуется как обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, и последствия, которые он не может самостоятельно преодолеть7.
Целью нашего исследования является изучение эмоционального состояния членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в Республике Саха (Якутия).
В ходе работы были использованы методики: тест «Анализ семейной тревоги» (АСТ)1, шкала определения уровня депрессии В. Зунге в адаптации Т.Н. Балашовой2, авторская анкета, направленная на выявление социальных и личностных проблем членов семьи, среди которых были указаны малообеспеченность, инвалидность, алкогольная зависимость, отсутствие собственного жилья или его аварийное состояние, конфликты в семье, одиночество, смерть близкого и т.п.
Выборку исследования составили 117 человек в возрасте от 21 до 71 года, проживающие в столице республики, ее северных и центральных районах (в равных долях) и находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Конфликты в семье отметили 35 % респондентов, злоупотребление члена семьи алкоголем -25 %; 23 % опрошенных указали, что в семье есть безработный (преимущественно жители сельской местности), инвалидность взрослых обозначили 12,8 % участников, инвалидность ребенка - 11,1 %, отсутствие собственного жилья волнует 10,2 % опрошенных, недавнюю смерть близкого человека и одиночество переживают 9,4 % респондентов, тяжелую болезнь кого-то из членов семьи - 7,7 % участников исследования.
Среди представителей семей, отметивших конфликтные отношения как причину возникновения сложных жизненных обстоятельств, 35,7 % переживают нормативные кризисы, семейная напряженность была обнаружена у 35,9 % опрошенных. Все это создает наиболее выраженный неблагоприятный психологический фон, свидетельствующий о том, что этим людям часто приходится нервничать, находиться под воздействием стресса. У 11,1 % респондентов выявлена семейная тревожность с присущими ей сомнениями, страхами, опасениями, касающимися членов семьи и неуверенностью в различных аспектах совместной жизни; у 5 % участников исследования ее уровень превышен.
Диагностика депрессивного состояния членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, свидетельствует о том, что в состоянии легкой формы данного расстройства невротического или ситуационного характера находились на момент исследования 13,7 % респондентов. В основном это женщины (81,3 %), жители сельской местности (56 %) и люди, состоящие в браке (56 %)3.
Анализ связей с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволил определить, что безработность членов семьи связана с малообеспеченностью r = 0,207 (при р < 0,05), повышением тревоги r = 0,260 (при р < 0,01), повышением напряжения r = 0,241 (при р < 0,01) и общим уровнем семейной тревожности r = 0,233 (при р < 0,05). В целом данный фактор провоцирует развитие у индивидов неуверенности в завтрашнем дне.
Конфликты в семье вызывают чувство вины r = 0,286 (при р < 0,01). Их количество уменьшается с возрастом членов социальной группы: чем моложе семья, тем больше конфликтов.
Обнаружена связь тревожного эмоционального состояния индивидов с малообеспеченно-стью семьи r = 0,195 (при р < 0,05), алкоголизмом отдельных ее членов r = 0,189 (при р < 0,05), безработицей r = 0,260 (при р < 0,01), скандалами в семье r = 0,227 (при р < 0,05). Семейные ссоры, конфликты повышают уровень тревоги в семье, отрицательно влияют на настроение ее членов, формируя симптоматическое поведение. Выявлено, что семейные конфликты более способствуют повышению общей тревоги членов социальной группы, чем злоупотребление алкоголем одного из них. Однако пьянство в семье ведет к общей депрессии: r = 0,261 (при р < 0,01), а также к развитию чувства вины: r = 0,296 (при р < 0,0), ощущению напряженности, повышая общий уровень тревоги в семье: r = 0,376 (при р < 0,01). Депрессивное состояние женщин приводит к разрушению отношений между супругами, оказывает отрицательное воздействие на эмоциональное состояние детей, вызывает у них негативные переживания, чувство вины, влияет на успеваемость в школе, снижает уверенность в себе и самооценку4.
Обнаружена связь инвалидности и заболеваний взрослых членов семьи с нормативными кризисами r = 0,214 (при р < 0,05), ощущением напряжения во взаимоотношениях r = 0,221 (при р < 0,05). Семьям приходится справляться с тяжелыми физическими нагрузками вследствие проживания в суровых климатических условиях, с напряжением, тревогой и психологическими переживаниями, приводящими к хронической «печали».
Выявлена взаимосвязь бедности семьи и уровня образованности ее членов r = 0,187 (при р < 0,05): чем выше уровень образования, тем лучше материальная обеспеченность социальной группы.
Таким образом, психологическая атмосфера в семье зависит не только от внутренних, но и от внешних процессов, от межличностного взаимодействия членов социальной группы. В большей мере именно они становятся причиной возникновения трудной жизненной ситуации в семье, которая негативно сказывается на всех аспектах ее жизни. В психологическом смысле данное понятие представляет собой не реальные обстоятельства, а субъективное их отражение в индивидуальном сознании членов семьи. Эмоциональное состояние людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, характеризуется повышенной напряженностью, нервозностью. В семьях с алкоголезависимыми членами обнаруживается рост депрессивных настроений, эмоциональный фон наполнен чувством вины. Общий уровень семейной тревожности в семьях с трудной жизненной ситуацией далек от нормы и взаимосвязан с конфликтами между их членами. В целом, нормативные кризисы в таких семьях приводят к предразводному состоянию. Индикаторами напряженности в них являются безработность и алкогольная зависимость.
По результатам исследования был разработан проект «Медиация и семейное консультирование в кризисной ситуации». Основной идеей его подразумевалась психологическая поддержка – консультирование семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, проживающих в труднодоступных арктических и северных районах, с использованием различных подходов: системного семейного консультирования (Лаврищева, 2020: 87–89), краткосрочной психологической помощи, арт-терапии, юнгианской песочной терапии. Задачи проекта: психологическое консультирование, развитие базовых социально-поведенческих навыков в решении конфликтных ситуаций посредством обучающих занятий, повышение психологической культуры в области функционирования семьи и семейного детско-родительского взаимодействия, психотерапевтическая и психокоррекционная помощь в кризисных ситуациях.
Проект был подготовлен для участия в конкурсе на предоставление президентских грантов по направлению «Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Результаты исследования могут использоваться в области практики психологического консультирования семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Список литературы Исследование эмоционального состояния членов семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. М., 2004. 528 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. 200 с.
- Володина Т.А. Анализ исследований по проблеме трудной жизненной ситуации в неблагополучных семьях // Вестник научных конференций. 2020. № 5-3 (57). С. 16-18.
- Комарова С.Д., Антонова Н.С. Социально-психологические особенности детей в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. Улан-Удэ, 2021. С. 149-155.
- Лаврищева А.В. Системный подход в психологическом сопровождении семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Непрерывное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на примере Ленинградской области). СПб., 2020. С. 86-90.
- Ле-Пле Ф. Основная конституция человеческого рода: идеи, нравы и учреждения благоденствующих народов. М., 2011. 235 с.
- Мэй Р. Смысл тревоги. М., 2001. 379 с.
- Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варги. М., 2008. 494 с.
- Parsons Т. The Social Structure of the Family // The Family: Its Function and Destiny / ed.: R.N. Anshen. N. Y., 1949. Р. 173-201.