Исследование современного положения информационной грамотности при использовании мобильных телефонов студентами в провинции Шэньси

Бесплатный доступ

Анкетирование 445 студентов из трех различных типов университетов провинции Шэньси КНР позволило в значительной степени выявить общий уровень информационной грамотности в использовании мобильных телефонов студентами в провинции Шэньси. Проведенное исследование показывает: информационная грамотность в использовании мобильных телефонов студентами в целом находится на среднем уровне; существует определенная необходимость в её повышении; главным стимулом использования мобильных телефонов студентами выступает досуг и развлечение, в суждениях студентов в отношении использования мобильных телефонов существует феномен слепого следования за модой; на основании результатов исследования поиск эффективного пути повышения у студентов уровня грамотности в использовании мобильных телефонов.

Еще

Студенты, мобильные телефоны, информационная грамотность

Короткий адрес: https://sciup.org/147218043

IDR: 147218043

Текст научной статьи Исследование современного положения информационной грамотности при использовании мобильных телефонов студентами в провинции Шэньси

Для начала необходимо остановится на концептуально важном вопросе: кто и как должен реализовывать медиаобразование в школе? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от решения задачи включения компонента медийно-информационной грамотности в школьную программу на систематической основе. ЮНЕСКО предлагает три способа решения этой задачи:

«1) Школа включает в программу конкретные предметы, связанные с цифровой, медийно-информационной грамотностью, соответственно, формируются специальные программы и предметы.

  • 2)    Школа выбирает стратегию наложения учебных планов, полагая, что обучение способности критического отбора информации из медиа и формирование навыков создания и обмена информацией при помощи ИКТ

должны стать частью преподавания во всех дисциплинах, причем учить этому надо как учеников, так и учителей.

  • 3)    Школа принимает решение об интеграции медиаобразования практическим, неформальным путем в дополнение к конкретным предметам или вместо них, или их перекрестное использование. Во внеурочное время ученики издают школьные газеты и журналы, выпускают радиопередачи, создают аудиовизуальные модули, на практике обучаясь использованию различных медиа ресурсов и технологий»[11].

Заметим, что первый вариант предполагает не только введение в сетку расписания отдельного или даже нескольких предметов, что само по себе является трудной задачей для перегруженного школьного расписания, но и подготовку специалистов для преподавания этих дисциплин. ЮНЕСКО также подчеркивает мысль о том, что поскольку медийноинформационная грамотность формирует базовые навыки, ее не стоит выделять в отдельный предмет.

На сегодняшний день в российских школах медиаобразование в основном развивается в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности [5]: всевозможные кино- и радиоклубы, журналистские кружки, деятельность так называемых «школьных СМИ» и др. Плюсом такого подхода является то, что «с выделением большего количества учебных часов учащиеся имеют возможность получить углубленное представление о работе СМИ» [1]. Минусом этого подхода является то, что такое медиаобразование охватывает ограниченное число обучающихся, и не может претендовать на массовость.

Учитывая реалии современного российского образования, нам представляется, что массовым может стать либо интегрированное медиаобразование [8], то есть растворенное в конкретных дисциплинах, либо комплексное (включающее в себя как интегрированное, так и специальное медиаобразование, реализуемое в рамках дополнительного) [3].

Рассмотрим возможности интегрированного медиаобразования, как необходимого компонента массовой подготовки населения. Отечественные исследования показывают, что предметами для интеграции в них медиаобразования могут стать русский язык и литература, иностранный язык, ОБЖ, обществознание, информатика география, биология, химия и физика и др. Сторонник интегрированного медиаобразования и автор «Стандарта медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего образования» Л.С. Зазнобина предлагает «находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков, обеспечивать их пересечение, а затем ставить и решать те медиаобразовательные задачи, которые соответствуют именно этому учебному материалу» [7].

Действительно, частичная интеграция элементов медиаобразования возможна практически в каждый школьный предмет, за исключением, пожалуй, физкультуры. Это становится возможным в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Известно, что стандарты устанавливают требования к результатам освоения образовательной программы, которые разделены на три категории: личностные, метапредменые и предметные. Личностные результаты обучающихся включают в себя «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности» [10]. Метапредменые результаты обучающихся это -«освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [10]. Предметные - представляют собой «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» [10].

Вместе эти три категории требований призваны формировать всесторонне развитую и образованную личность, получившую необходимые компетенции для успешной социализации и самоактуализации. Нам представляется, что теоретической основой для понимания соотношения этих трех категорий может быть идея, которая лежит в основе концептуальной взаимосвязи триады «медиа+информация=коммуникация» [6].

В этом смысле теоретической основой предметных результатов несомненно является информация, «которая приобретает свойства «информационности» лишь в том случае, когда начинает своё движение к субъекту. Скрытые до поры в объекте сведения преобразуются в информацию исключительно в случае её «распаковывания», расшифровки, потребления субъектом в результате возникающей коммуникации» [6]. Действительно, обучающиеся в ходе познавательных процессов, инициированных учителем, получают доступ к информации, относящейся к изучаемой дисциплине и учатся использовать ее в своей учебной деятельности. Результатом этого процесса является владение широким спектром информации, касательно различных дисциплин, и умение использовать эту информацию в жизни.

Перейдем к понятию «метапредметный». Практика показывает, что далеко не все учителя, особенно молодые, понимают значение этого термина. Приставка «мета-» в переводе с греческого означает «между»,

«после», «через», и как часть сложных слов используется для обозначения обобщённости, промежуточности, перемены состояния, превращения, расположением между чем-либо [2]. В эпистемологии приставка мета- придает значение самоописания, предлагающее выйти за рамки предмета с целью описания самого себя. Так, любая научная дисциплина имеет свою метатеорию, то есть теорию о самой себе, которая является теоретическими соображениями об основах и методах. Таким образом, принцип метапредметности состоит в обучении школьников общим приемам и техникам мыслительной работы, которые применимы с одной стороны для всех учебных предметов, а с другой - позволяют принимать решения вне рамок учебного процесса, в различных жизненных ситуациях. Обратим внимание, что в этом смысле принцип метапредметности четко сопоставляется с целями медиаобразования.

Связь предметной деятельности и метапредметной коррелирует с пониманием взаимосвязи информации и медиа, как средств или каналов передачи этой информации. Как медиа актуализируется только при наличии информации, а информация «приобретает свойства информационности исключительно в случае её канализации от источника к потребителю» [6], так и достижение метапредметных результатов происходит на основе предметной деятельности, а предметные результаты деятельности напрямую зависят от усвоения метапредметных принципов мышления.

Процесс становления личности соотносится с процессом коммуникации. Л.С. Выготский писал: «сознательность речи и социальный опыт возникают одновременно и совершенно параллельно» [4]. Неотъемлемой характеристикой сознания человека является его коммуникативный характер, на основе которого и происходит его развитие. Источником человеческой психики ученый называет общество, а общение, тем процессом, в котором она формируется. «Человек и наедине с собой сохраняет функции общения» подчеркивал Выготский. Для личностного развития коммуникативные навыки играют важнейшее значение, поскольку именно они определяют успешность взаимодействия этой личности с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

Идея концептуальной взаимосвязи медиа и информации заключается в том, что они представляют собой две стороны единого процесса коммуникации. Это понимание дает возможность по-новому взглянуть на процесс становления личности, формирование его сознания, социализацию и самоактуализацию. Это также дает возможность осознать взаимосвязь предметной и метапредметной деятельности в процессе формирования личности в широком смысле, и зависимость личностных результатов от достижения результатов предметных и метапредметных.

Возвращаясь к теме медийно-информационной грамотности, еще раз подчеркнем, что, являясь базовым набором компетенций, МИГ по сути представляет собой принцип метапредметности. Для наглядности обратимся к тексту ФГОС основного общего образования в части требований к метапредметным результатам освоения образовательной программы:

«1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • 2)    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • 3)    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  • 4)    Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  • 5)    Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  • 6)    Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

  • 7)    Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • 8)    Смысловое чтение.

  • 9)    Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • 10)    Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • 11)    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее

ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Шестой пункт может быть изложен как умение систематизировать информацию, что является одной из основных составляющих информационной грамотности.

Седьмой и восьмой пункты излагают часть навыков МИГ, описанных в каталоге ЮНЕСКО под категорией «Язык медиа».

Девятый пункт представляет собой своеобразный обобщенный симбиоз навыков, описанных в каталоге ЮНЕСКО под категориями «Отношения в медиасреде» и «Этика и ценности в информационной и медийной среде», с той лишь разницей, что ФГОС не оперирует понятием «медиасреда». Здесь формулируются коммуникативные навыки.

Десятый пункт отражает одну из идей демократических свобод -свободу самовыражения, и цель медиаобразования как популяризатора этой идеи. Схожие компетенции отражены и в каталоге ЮНЕСКО под категориями «Творческое использование медиа».

Одиннадцатый пункт, отражающий навыки работы с ИКТ, является одной из составляющих медийной грамотности и, на наш взгляд, в отдельных комментариях не нуждается.

Последний двенадцатый пункт, отражающий сформированность экологического мышления - единственный пункт, по которому мы не нашли соответствия с предложенными ЮНЕСКО компетенциями МИГ. Тем не менее, говоря о развитии экологического мышления, на наш взгляд, следует включить в программу вопросы медиаэкологии, основатель которой Нил Постман считал, что «нет никакого смысла изучать медиа вне морального и этического контекста» [9].

В связи со всем вышесказанным, можно с уверенностью утверждать, что вопросы медиаобразования постепенно проникают в систему российского образования. С другой стороны, этот процесс проходит почти незаметно, без должной рефлексии и не отражает всего спектра медиаобразовательных задач.

  • 1.    Баранов, О.А. Состояние современного медиаобразования: дискуссия экспертов / О.А. Баранов, С.И. Гудилина, В.В. Гура, Н.Б. Кириллова, А.П. Короченский, В.А. Монастырский, С.Н. Пензин, Л.В. Усенко, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько, Т.Ф. Шак, А.В. Шариков // Инновационные образовательные технологии

    [Электронный ресурс]. –   2008.   –   №1.   – Режим доступа :

  • 05.08.2017).
  • 2.    Большая советская энциклопедия: Т. 15: Ломбард — Мезитол. — 1974. — 632 с., [30] вкл. л. : ил., карты, фото [Электронный ресурс]. / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения 04.08.2017)

  • 3.    Бондренко,    Е.А.    Обоснование    концепции    комплексного

    медиаобразования: современная школа в российском и мировом медиапространстве //Е.А. Бондаренко / Медиаобразование 2013: Сб. трудов Международногофорума конференций «Медиаобразование 2013».Москва, 31 октября — 02 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]/ Под редакциейИ. В. Жилавской. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова,          2013.          –          С.           10-27.          URL:

  • 4.    Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. - М., Собрание сочинений, 1982-84, т. 1. – С. 97.

  • 5.    Гендина Н.И. Информационная и медиаграмотность в России: результаты исследования, выполненного по заказу ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Медийноинформационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.) / Сост. Е. И. Кузьмин, И. В. Жилавская, Д. Д. Игнатова, под ред. И. В. Жилавской. – М.: МЦБС, 2014. – С. 67-84.

  • 6.    Жилавская И.В. Медиаобразование, как фактор, способствующий самоактуализации личности в информационном обществе [Электронный ресурс] / Текст доклада на 24-м заседании семинара «Методологические проблемы наук об информации» (Москва, ИНИОН РАН, 28 января 2016   г.) URL:

  • 12.08.2017)
  • 7.    Зазнобина Л.С. Освоение информации [Электронный ресурс]/ Журнал Энергия: экономика, техника, экология –М: Федеральное государственное унитарное предприятие     «Академический     научно-издательский,     производственно

    полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 2009. – С. 55-60. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12688947_23025338.pdf (Дата обращения 14.06.2017)

  • 8.    Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 3. – C.26-34.

  • 9.    Постман Н. [PostmanN.] Гуманизм медиаэкологии: пер. с англ. [Электронный ресурс] // Гефтер: электрон. журн., 2017,  12 января     URL:

  • 10.    Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного    общего    образования»        [Электронный ресурс].    URL:

  • 11.    Туоминен, С., Котилайнен, С. и др. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности [Электронный ресурс]. -М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 140 с. URL:     http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf( дата     обращения:

  • 22.09.2017)

Список литературы Исследование современного положения информационной грамотности при использовании мобильных телефонов студентами в провинции Шэньси

  • Китайский веб-сайт "Чжунгосиньван". Сороковой статистический отчет по положению развития интернета в Китае [EB/OL]. (2017-08-04) [2017-08-04]. http://www.cac.gov.cn/2017-08/04/c_1121427728.htm
  • Сун Сяовэй. Овладение трактовкой массовых коммуникаций (2) - Краткий обзор воспитания информационной грамотности за рубежом. [Журнал]. Издательство: "Дандайнчуаньбо", 2000, (3): 64-65.
  • Тан Шукунь, Сунь Вэньбинь. Обозрение исследований воспитания информационной грамотности в Китае. [Журнал]. Издательство: "Научный вестник Академии СМИ в провинции Чжэцзян", 2009, (2): 16-20.
  • Чжан Гуаньвэнь, Юй Цзянь. Краткий анализ формирования информационной грамотности. [Журнал]. Издательство: "Дистанционное образование в Китае", 2003, (13): 69-72
  • Сянь Хайцюнь. Новое направление в изучении социальных коммуникаций: от изучения медиа-носителей до информационной грамотности. [Журнал]. Издательство: "Сяньдайчуаньбо", 2003, (6): 89-93.
  • Цинь Сюэчжи. Интерпретация взгляда Дэвида Букингэма на медиаобразование "идея сверхпротекционизма". [Журнал]. Издательство: "Исследование сравнительного образования", 2006, (8): 50-55.
  • Ли Лунсинь, Ли Минь. Ошибки и направление процесса удовлетворения культурных запросов студентов в Интернете с точки зрения появления новых медиа-носителей. [Журнал]. Издательство: "Научный вестник Вэйнаньского педагогического университета", 2013, (8): 142-145
Еще
Статья научная