Исторические истоки татарской суфийской культуры от Ахмада ал-Йасави

Автор: Бородовская Л.З.

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 2 т.18, 2024 года.

Бесплатный доступ

Данная работа продолжает ряд статей автора по истории татарской суфийской культуры средних веков. Большая роль исламизации населения Волжской Булгарии, а затем и Казанского ханства принадлежит последователям тариката Йасавийа. Современные исследователи со всего мира изучают рукописный фонд трактатов ал-Йасави и его последователей. В данной статье приводятся малоизученные источники по тюркской суфийской культуре на разных языках, проводятся исторические параллели со средневековой татарской культурой. В работе приводится предварительный анализ малоизученных трактатов - «Факр-наме», «Насабнаме», «Джавахир аль-абрар мин амвадж аль-бихар» («Jawahir al-abrar min amwaj al-bihar»/Драгоценности праведников из волн морских) Ахмада Хазини. Проведены символические аналогии артефактов из музея-заповедника «Хазрет-султан». Многие образы и символы суфийской поэзии ал-Йасави дошли до наших дней и присутствуют в современной татарской поэзии. Работа будет интересна всем, кто интересуется историей исламской культуры тюркских народов, их артефактами и историческим наследием.

Еще

Суфизм, татары, исламская культура, чаша мавзолея йасави, «печать йасави», символы

Короткий адрес: https://sciup.org/140305382

IDR: 140305382   |   DOI: 10.5281/zenodo.12176894

Список литературы Исторические истоки татарской суфийской культуры от Ахмада ал-Йасави

  • Ахмеров П.Н. Описание печати Ахмеда Ясави / П.Н.Ахмеров // Восточные записки: сб. ст. – Казань: Тип. Имп. ун-та, 1896. – С. 129-134.
  • Жабборов Н. Значение «Поэмы о Нуъмане Ибн Сабите» Ходжа Ахмеда Ясави // Межрелигиозный диалог и наследие Кожа Ахмета Ясави. Материалы международной научной конференции, посвященной 550-летию Казахского ханства, 13 февраля 2015 г., г. Астана / Составители: Муминов А.К., Сабери А., Липина Т.А. Серия «Религиоведческие исследования в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева – Астана, Мастер По ЖШС, 2015. – С.200-203.
  • Исламов Р. Ф. Ахмед Ясеви: жизнь и творческая деятельность (к вопросу изучения) // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 3-2. – С. 56-60. – EDN PDFVNH.
  • Кенжетаев Д.Т., Жандарбек З.З. Ходжа ахмет Яссауи. – Алматы: ТОО «Издательство Золотая книга», 2017. – 288с.
  • Миннегулов Х. Ю. Творчество Ахмеда Ясави и его традиции в татарской литературе // II Международный форум «Богословское наследие мусульман России»: Сборник научных докладов конференций, Болгар, 25–30 октября 2020 года. – Казань: Издательский дом «МеДДоК», 2021. – С. 42-48. – EDN TZLLLA.
  • Сайфуллина Г.Р. Багышлауга багышлау. Багышлау (посвящения) в контексте культуры народного ислама волжских татар. – Казань: Издательство «Иман», 2005. – 80с.
  • Сулейманов М. А. Надпись на котле XIV века // Pax Islamica. – 2009. – №2(3). – С.212-223.
  • Сулейманов М. А. Об оттиске печати Ходжи Ахмада Йасави / М. А. Сулейманов // Pax Islamica. – 2009. – № 1(2). – С. 267-271. – EDN SHNTTN.
  • Тексты татарских песен. – URL: https://erlar.ru (дата обращения 02.04.2024)
  • Яссави Ходжа Ахмед. Хикметы. – Алматы: Дайк-Пресс, 2004. – 208 с.
  • Abbasova A. Xoca Əhməd Yəsəvinin «Divani-Hikmət» əsərində yaradiliş və ölüm // Hodja Akhmet Yassawi In-ternational Conferences on Scientific Research November 5-6, 2021 / Nakhchivan State University, Azerbaijan. – S.37– 45.
  • Atasever M. Hikmet’te yetim olmak // Hoca Ahmet Yesevi 3. Uluslararasi bilimsel araştirmalar kongresi 17-19 nisan 2020, Adana. – S. 24-36.
  • Çaliş A. Ahmet Yesevî öğretisinin oluşturduğu doğal iletişim stratejisinin ve yesevî dervişlerinin islam’in ya-yilmasindaki rollerinin halkla ilişkiler perspektifinden değerlendirilmesi // Hoca Ahmet Yesevi Uluslararası Bilimsel Araştırmalar Kongresi. 26-27 Ağustos 2019. Adıyaman, Türkiye. – S.1064-1080.
  • Demir H. Hoca Ahmed Yesevi’yi Hanefi Matüridi Kültür Havzasına Bağlayan Ard Alan ve Hakim es-Se-merkandic // I Uluslararası Hoca Ahmed Yesevi Sempozyumu Bildirileri. 28-30 nisan 2016, Ankara: Baskı Merkez Repro Basım Yayın Ltd. Şti, 2017. – S. 637- 647.
  • Eraslan K. Yesevi’nin Fakr-nâmesi / yazar: Kemal Eraslan. – Ankara: Hoca Ahmet Yesevi Uluslararasi Türk-Kazak Üniversitesi, 2016. – 96 s.
  • Hasan N. Notes about Some Manuscripts Devoted to the Sufi Order of Yassawiyya //Journal of History Culture and Art Research. – 2017. – Vol. 6. – №. 2. – S. 69–81.
  • Köprülü M. F. Türk edebiyatında ilk mutasavvıflar. – Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi. – 1976. – 470 s.
  • Küçükkaya A. Hoca Ahmed Yesevi’nin Divan-I Hikmet’inde kullandiği bazi tasavvufi semboller // Hoca Ahmet Yesevi Uluslararası Bilimsel Araştırmalar Kongresi. 26-27 Ağustos 2019. Adıyaman, Türkiye. – S.1046–1058.
  • Maraş İ. İdil-Ural Bölgesinde Ceditçilik Hareketinin Tasavvufa Bakışı // Türk Dünyasında Dini Yenileşme. – İstanbul: Ötüken Yay, 2002. – S.166–176. - URL: https://www.oocities.org/tasavvufiliteratur/imaras2.htm (дата обраще-ния 02.02.2024).
  • Sala R. Ahmed Yasawi: Life, words and significance in the Kazakh culture// Journal of history. – 2018. – №89 (2). – pp. 115–138. – DOI: 10.26577/JH-2018-2-228
  • Şerifova S. Əhməd Yəsəvİnİn bədİİ və fəlsəfİ-dİnİ İrsİ haqqinda // Hodja Akhmet Yassawi International Con-ferences on Scientific Research November 5-6, 2021 / Nakhchivan State University, Azerbaijan. – pp.29-36.
Еще
Статья научная