Исторические предпосылки становления экстремизма в России
Автор: Цыганок А.И.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3-2 (42), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исторической ретроспективе становления и развития экстремистской деятельности в России. Автором обозначены основные этапы формирования экстремизма как противоправного деяния. Систематизировано и структурировано проанализированы характерные черты каждого из периодов. Особое внимание акцентировано на дореволюционном этапе становления экстремизма в России и его исторических предпосылках и первоистоках.
Исторические предпосылки, ретроспектива, экстремизм, экстремистская деятельность, терроризм, революция
Короткий адрес: https://sciup.org/170187459
IDR: 170187459 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10298
Текст научной статьи Исторические предпосылки становления экстремизма в России
Историческая ретроспектива становления и развития экстремизма в России дифференцируется на четыре основополагающих этапа:
-
1. Дореволюционный этап (18251917 гг.), который является предметом исследования данной статьи, характеризуется следующими специфическими чертами: 1) экстремизм в данный период служил инструментом запугивания и смещения с царского престола; 2) в качестве экстремистов выступали молодые дворяне, неудовлетворенные властью и желавшие ее свергнуть; 3) наиболее распространенной формой экстремизма в дореволюционный период был терроризм; 4) эффективный механизм противодействия экстремизму как противоправному явлению отсутствовал, поскольку данный феномен для России был совершенно новым.
-
2. Советский этап (1917-1991 гг.). Данный этап характеризуется следующими специфическими чертами: 1) низкий уровень экстремистской активности; 2) отсутствие в законодательстве уголовной ответственности за экстремистскую деятельность; 3) основными носителями экстремизма являлась контрреволюционные группировки и организации, состоявшие из рабоче-крестьянской молодежи; 4) наиболее распространенной формой проявления экстремизма являлись к контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления.
-
3. Переходный этап (1991-2000 гг.). Как отмечает отечественный правовед Телегин Г.И., [1, с. 50] экстремистская деятельность в России достигла своего апогея именно в этот период, когда: 1) экстремизм приобрел массовый характер; 2) уголовное законодательство в России по-прежнему не содержало легального определения «экстремизма» и ответственности за экстремистские действия; 3) в качестве основных сил экстремизма фигурировала незанятая молодежь; 4) экстремизм проявлялся в разнообразных формах (терроризм, сепаратизм, национализм и др.).
-
4. Современный этап (2000 г. – по настоящее время). Для обозначенного периода характерны: 1) формальное закрепление в уголовном праве понятия экстремистской деятельности (экстремизма); 2) закрепление уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности; 3) разработанная стратегия противодействия терроризму и экстремизму, обладающая полным набором правовых норм, способствующих осуществлению эффективной борьбы с экстремизмом; 4) появление новых форм экстремизма.
Истоки возникновения экстремизма и первые его признаки уходят корнями в историю крещения Руси, когда адепты христианизации, используя политические ресурсы – возможности княжеской власти Владимира Святославовича, насильствен- ными методами обращали язычников в православную веру. Это, в свою очередь, вызывало сопротивление со стороны славянских язычников и волхвов, которые нередко организовывали антихристианские восстания.
Следующая волна экстремизма относится к периоду завоевания Иваном Грозным Казанского Ханства (1552 г.) и Астраханского Ханства (1556 г.), когда на фоне присоединения Ногайской Орды и Башкирии в состав Московской Руси властями осуществлялись неоднократные попытки прозелитизма в отношении мусульман [2, с. 10].
Осязаемые формы и масштабный характер экстремизм приобретает уже во второй половине ХIХ века, трансформируясь в целую идеологию и устойчивую парадигму. В Российской Империи экстремистская деятельность преследовала совершенно определенные социальнополитические цели, о чем свидетельствуют следующие события. В 1862 году студент Московского университета Перт Зайчнев-ский составил прокламацию «Молодая Россия», призывавшую к политическим убийствам и провозглашавшую их естественным инструментом достижения социально-политических целей. В дальнейшем идея цареубийства моделировалась и прогрессировала в кружке русского радикала Николая Ишутина, призывавшего крестьян к восстанию против действовавшего правительства в целях введения социализма. Миссия по совершению террористического акта возлагалась на одного из членов специальной группы под наименованием «Ад». Члены «Ада» занимались убийствами лиц, в адрес которых поступали жалобы от крестьян, а затем печатали прокламации с именами убитых и мотивами их убийства. Так, тайное общество Ишутина подготовило благоприятную почву для процветания политического экстремизма и терроризма в стране [3, с. 6].
-
4 апреля 1866 года ознаменовалось револьверным выстрелом в Александра II русским революционером-террористом Дмитрием Каракозовым, желавшим социальных преобразований и смены общественных парадигм. Серия покушений на
императора завершилась его убийством 1 марта 1881 года террористической организацией «Народная воля». Крупнейший идеолог народничества Петр Ткачев в «Набате» № 3 от 1 сентября 1881 года утверждал, что «революционный терроризм является… не только наиболее верным и практическим средством дезорганизовать существующее полицейско-бюрократическое государство, он является единственным действительным средством нравственно переродить холопа-верноподданного в человека-гражданина».
Революционные настроения в России, нараставшие в начале ХХ века, приняли массовый характер в период 1902-1917 гг. Традицию цареубийства продолжила партия социалистов-революционеров, застрелившая 2 апреля 1902 года министра внутренних дел Сипягина, а 6 мая 1903 года уфимского губернатора Богдановича. Кульминацией эсеровского террора стало убийство министра внутренних дел Плеве 15 июля 1904 года. После совершенных терактов эсеры опубликовали статью «Террористический элемент в нашей программе», где идентифицировали террор как единственный эффективный инструмент самообороны общества от произвола властей (например, расстрелов мирных демонстраций).
На заре ХХ века экстремистское движение в России прогрессировало в совершенно автономное, новое явление – анархизм. В период с 1903 по 1910 гг. в отечественных анархистских организациях числилось порядка 80-150 участников, а общее количество последователей данной социально-политической доктрины составляло порядка 7000 человек [4, с. 30]. Фундаментальной идеологией анархического террора, в отличие от террора политического, являлась «пропаганда действием». Так, в 1906 году в Одессе члены анархистской группировки «Новый мир» во время забастовки портовых рабочих совершили убийство капитанов двух пароходов и взорвали океанское судно «Григорий Мерк». Радикализм анархистов был обусловлен, главным образом, их молодостью и необразованностью: медианный возраст представителей русского анархиз- ма составлял 20 лет; образование – начальное; национальность – евреи, русские, украинцы; социальное положение – неквалифицированный рабочий.
В начале ХХ века в России установилась новая экстремистская идеология национально-освободительных и революционных движений, эволюционировавшая от громогласных выступлений в крайнюю форму политического насилия, объектом которой стали все несогласные – от государственных и общественных деятелей до рядовых граждан [5, с. 89].
Таким образом, несмотря на то, что в исторической литературе в качестве пер- вого этапа становления экстремизма в России выделяется дореволюционный период, охватывающий 1825-1917 гг., процесс идеологизации экстремизма в отечественной и мировой практике имеет глубокие исторические корни. На всех этапах своего развития экстремистская деятельность в России преследовала совершенно определенные социально-политические цели – свержение царя, правительства, императора. Экстремизм служил единственным действительным средством нравственного перерождения холопа-верноподданного в человека-гражданина.
Список литературы Исторические предпосылки становления экстремизма в России
- Телегин, Г.И. Основные этапы формирования экстремизма как противоправного деяния в России // Юридический мир. - 2003. - № 1. - С. 50-56.
- Можегова, А.А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по Уголовному праву Российской Федерации: автореферат дис.. кандидата юридических наук: 12.00.08 / Можегова Анастасия Анатольевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2015. - 27 с.
- Хоровинников, А.А. Экстремизм как социальное явление: философский анализ: автореферат дис.. кандидата философских наук: 09.00.11 / Хоровинников Александр Александрович; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. - Саратов, 2007. - 27 с.
- Нигматуллин, Р.В. К проблеме формирования договорно-правовой базы сотрудничества государств в борьбе с преступностью (1900-1941 гг.) // История государства и права. - 2005. - № 7. - С. 26-35.
- Нигматуллин, Р.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера в XX веке и начале XXI столетия: (историко-правовой аспект) / Р.В. Нигматуллин. - Москва: Юрист, 2006 (М.: Тип. "Национальная полиграфическая группа"). - 335 с.