Из истории Московского практического строительного института (к 100-летию НИУ МГСУ)

Автор: Посвятенко Юлия Викторовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются процессы реформирования строительного образования в Москве в 1917-1924 гг. Сложность и неоднозначность происходивших событий тех лет привели к тому, что историография вопроса оказалась весьма ограниченной. Существует необходимость исследования последствий революционных преобразований начала XX века для сферы образования. На основе использования различных материалов, в том числе документов по личному составу учреждений образования, впервые введенных в научный оборот, удалось дополнить и уточнить время создания, особенности реорганизации и состав учреждений, связанных с Московским практическим строительным институтом, образование которого послужило отправным моментом в развитии будущего Московского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева, переименованного в 1993 г. в ходе очередного реформирования в Московский государственный строительный университет, ныне - НИУ МГСУ, отметивший в 2021 г. свое 100-летие.

Еще

М.к. приоров, в.н. образцов, з.н. шишкин, строительный техникум, практический строительный институт, миги, мвту, миси, мгсу

Короткий адрес: https://sciup.org/149139892

IDR: 149139892

Текст научной статьи Из истории Московского практического строительного института (к 100-летию НИУ МГСУ)

Научный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), Москва, Россия, ,

Scientific Research Moscow State University of Civil Engineering (NRU MGSU), Moscow, Russia, ,

ванию для остальных слоев населения, повлияли на кадровые проблемы во всех сферах занятости, способствовали реорганизации всего профтехобразования (Донченко, Самоловова, 2014). В годы начавшейся гражданской войны в условиях социальной напряженности, экономической разрухи и необходимости обеспечения функционирования поврежденной инфраструктуры, восстановления предприятий страны потребность в технических специалистах резко возросла, и это хорошо понимали руководители советского государства, стремясь реформировать сферу образования путем ликвидации автономии ключевых ее учреждений и их реорганизации.

С использованием историко-генетической методологии нами были изучены материалы, позволившие расширить представления о предшественниках МИСИ; на основе метода сравнительного анализа были уточнены сведения об этапах развития вуза. В историографии имеется небольшой ряд работ о развитии строительного образования в Москве в 1917–1924 гг. Сведения о практических институтах содержатся преимущественно в юбилейных изданиях НИУ МГСУ, о них упоминается в общих работах и статьях, которые описывают функционирование практических институтов как короткий этап в реформировании профессионального образования в период восстановления страны после Гражданской войны, характеризуют их главные отличия от традиционных вузов.

Целью настоящей статьи является дополнение сведений об истории Практического строительного института в Москве, т.к. данная тематика не была предметом отдельного исследования.

Известно, что еще в дореволюционное время в столице существовали средние и высшие учреждения, осуществлявшие подготовку по направлениям, связанным со строительством1: Училище живописи, ваяния и зодчества (более известное как Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС)), Императорское высшее техническое училище (позже – Московское ВТУ), Московский институт путей сообщения Николая II (впоследствии – МИПС Наркомата Просвещения), Московские женские технико-строительные курсы (1902–1916), позже преобразованные в Московский женский политехнический институт (1916–1918, позже – МПИ) и др. (Московский государственный строительный университет: история и современность …, 2001).

Прямое отношение к истории создания МИСИ-МГСУ имели первые строительные курсы М.К. Приорова (1897). Среди них: Первое частное строительно-техническое училище в Москве (1905), основанное им же и по соглашению сторон переданное в 1915 г. Обществу распространения строительных знаний в г. Москве (Пантелеева, 2010: 90–94), а также училище «Товарищества московских инженеров и педагогов» (1907) с вечерними курсами для взрослых (1907), созданное группой преподавателей приоровских заведений во главе с В.Н. Образцовым (Пантелеева, 2012). На основе архивных дел, рекламных объявлений, подаваемых в адрес-календари, можно дополнить имеющиеся сведения, т.к. они содержат разнородную информацию, в том числе фамилии должностных лиц, преподавателей названных заведений. Созданное В.Н. Образцовым училище товарищества было преобразовано в Среднее политехническое училище в начале 1917 г., при нем были открыты вечерние политехнические курсы со строительной направленностью (Мясницкая, 36). Училище возглавил преподаватель и практик З.Н. Шишкин. В условиях реформ учебное заведение было снова реорганизовано в 1920 г. в 1-й Московский строительный техникум. Приоровские учебные заведения в 1917 г. существовали как Первое среднее московское землемерное училище и Первые московские приоровские политехнические курсы во главе с М.К. Приоровым (Б. Никитская, 5) и Среднее строительно-техническое училище Общества распространения знаний и строительной техники под руководством П.А. Маматова (2-я Мещанская, 6), позже последнее было реорганизовано во 2 Московский строительный техникум под его же руководством2.

После принятия декрета Совнаркома РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие заведения» дискуссии о путях развития профтехобразования шли постоянно. В результате в 1920-х гг. существенно изменилось и число вузов, и положение преподавателей и студентов в них (Донченко, Самоловова, 2014). Новое постановление СНК от 4 июня 1920 г. «О высших технических заведениях» гласило, что «…преподавание должно вестись на основе практического изучения производственных процессов…», «…принятые студенты зачисляются на государственную службу и обязаны учебной повинностью со строжайшим контролем над занятиями…»3. Особый статус студентам давался по причине острой нехватки инженерных кадров, поэтому многие техникумы и училища было решено преобразовать в вузы с необходимыми изменениями структуры и учебных программ. Те из них, которые были ориентированы на решение актуальных задач технического характера, были преобразованы в практические институты. Так, например, на базе рассмотренных училищ в Москве были организованы: 1-й Практический строительный институт, 2-ой Практический институт городского и сельского благоустройства им. А.И. Герцена.

Ввиду плохой сохранности документации по созданию практических институтов и отрицательных ответов по запросам в архивы Москвы представляется сложным восстановить ход событий и определить точную дату создания интересующего нас вуза. Поэтому в публикациях, посвященных истории МИСИ-МГСУ, авторы, указывая год создания вуза, подчеркивали отсутствие точной даты и при ее определении опирались на факт награждения вуза в 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР орденом Трудового Красного Знамени за заслуги и в связи с 25-летием, а также на анкетные данные руководителей вуза1. Вместе с тем с помощью изучения немногих сохранившихся личных дел сотрудников Московского практического строительного института (далее – МПСИ) есть возможность разобраться в некоторых вопросах, связанных с изменениями, предшествующими созданию его как высшего технического учебного заведения, и уточнить сведения о его реорганизациях.

Материалы изученных личных дел представляют собой комплексный источник информации по кадровому составу вуза, т.к. в них отложились разные документы. Одним из самых важных является личный листок по учету кадров, который сотрудник самостоятельно заполнял при приеме на работу. Он содержал в себе не только общую информацию о нем, но и сведения о происхождении, партийности, образовании, службе в армиях, трудовом стаже, местах и должностях работы в хронологической последовательности, командировках, связях с заграницей, общественными организациями, о знании иностранных языков и т.п. – в зависимости от существовавшего на момент заполнения листка шаблона, который неоднократно менялся в 1920–30-е гг. Однако необходимо учитывать, что вносимые работником сведения не всегда отличались четкостью и точностью. В некоторых делах сохранились автобиографии, материалы которых позволили уточнить данные листков по учету кадров. Здесь же сохранились отдельные заявления работников с резолюциями, копии документов об образовании, присуждении ученых степеней, приказы о зачислении в штат, об изменении должности, заработной платы, иных выплат и т.п. первичная документация.

Известно, что в юридическом смысле первым предшественником МИСИ-МГСУ был 1-й Московский строительный техникум2 (Московский государственный строительный университет: история и современность…, 2001: 11). В деле его директора З.Н. Шишкина в личном листке по учету кадров, заполненному в 1944 г., указывается, что он служил преподавателем с 1917 по 1920 гг. в Политехническом училище, а с 1921 г. по 1923 г. трудился профессором и директором Практического строительного института. В то же время в автобиографии он пишет, что с 1917 г. полностью перешел на педагогическую работу директором Политехнического училища, а в 1920 г. был назначен ректором Строительного техникума. Такие разночтения вполне понятны, т.к. учебное заведение в эти нелегкие для образования годы неоднократно меняло свой статус (в 1920 г. оно было приравнено к втузам) и названия (в том числе должностей), поэтому в разделе листка о хронологии трудового стажа в организациях были допущены недочеты. Следующие записи относятся уже к работе в МПСИ с 1921 г. (Московский государственный строительный университет: история и современность…, 2001: 11)3.

В деле преподавателя химии И.С. Яичникова, трудовая деятельность которого в МИСИ, как указано в копии справки для установления стажа за 1940 г., продолжалась с 1914 по 1924 гг. непрерывно, находим, что его работа в МПСИ ограничивалась периодом с 1920 по 1923 гг.4 Следовательно, годом появления МПСИ при выдаче справки считали 1920, и это не вызывало сомнений ни у делопроизводителей, ни у преподавателя. Для уточнения достоверности этих данных были изучены другие дела, в них в листках по учету кадров преподаватели часто указывали сроки своего стажа без учета изменения названий учебного учреждения в 1919 и 1920 гг. Например, в деле проректора МПСИ В.Г. Жданова есть несколько анкет с датами поступления на работу и в 1919 г., и с 1 мая 1920 г.5, т.е. в период, когда МПСИ еще точно не существовал. Этот факт говорит скорее о преемственности двух учреждений в восприятии преподавателя, не акцентировавшего внимание на известные в своем кругу лиц изменения. В деле И.С. Яичникова содержатся более ценные для датировки материалы, уточняющие изменения, что позволяет предположить, что образование МПСИ относится даже не к 1921 г., а к более ранним датам рубежа 1920–1921 гг. Так, самое позднее обращение преподавателя в Строительный техникум датируется 12 ноября 1920 г., а первое по времени его заявление в Президиум МПСИ с просьбой об изменении расписания занятий датировано 7 февраля 1921 г.1 Для разрешения выявленных противоречий были предприняты поиски информации среди других дел.

В немногих сохранившихся материалах о других работниках МПСИ тех лет можно найти справки и удостоверения, датируемые разными месяцами 1921 г., в том числе о совместительстве в рассматриваемых учреждениях, что указывает на время существования МПСИ. Так, преподаватель С.А. Щербаков получил удостоверение о том, что он преподает в МПСИ 19 февраля 1921 г., преподаватель В.Д. Ястребова получила такой же документ 26 января 1921 г2. Из этого можно сделать более уверенный вывод, что образование МПСИ произошло не позднее января 1921 г., в то же время ранней датой образования МПСИ вполне можно считать и декабрь 1920 г. Это подтверждается материалами дела Н.Ф. Воронова, где есть заявление о зачислении его слушателем на 1 курс гидротехнического отделения еще 1-го Московского строительного техникума от 22 декабря 1920 г.3

Изучая разрозненные сведения личных дел, можно сделать вывод, что и 2 Московский техникум им. А.И. Герцена осенью 1920 г. еще не был практическим институтом. Так, заявление преподавателя геологии И.М. Эльяшева от 30 ноября 1920 г. о приеме на работу лектором содержит обращение в техникум, а в удостоверении, выданном ему 9 сентября 1921 г. уже значится, что он состоит преподавателем в Практическом институте городского и сельского благо-устройства4. В заявлении слушателя А.И. Воронцова о приеме на обучение на штампе входящего документа 2 техникума стоит дата «19 ноября 1920 г.». Заявление В.В. Столовича о приеме на работу от 7 марта 1921 г. обращено во 2-ой Практический институт. На удостоверении преподавателя рисования И.П. Богданова, датируемом декабрем (без даты) 1920 г., указан упомянутый уже 2-ой институт5. Следовательно, на основе анализа первичной документации можно считать, что зима 1920–1921 гг. (для МПСИ – скорее, декабрь) стала временем преобразования обоих техникумов в практические институты. Интересно, что в делах и в справочнике неоднократно встречается не упоминавшийся в литературе 3-й Московский строительный техникум (Садово-Черногрязская, 4), в который подавали заявления поступающие в 1919–1920 гг. Но судя по штампам на них 2-го техникума и совпадению дат, заявители писали бумаги на поступление в 3-й техникум, а принимала их канцелярия 2-го, т.е. в этот период по факту обозначенные структуры уже были единым заведением через присоединение, которые для упрощения канцелярской работы использовали имевшийся штамп, а потом уже были реорганизованы и включены в состав 2-го института, раз эти дела хранятся в архиве этого учебного заведения6.

На этом реорганизация строительного образования в Москве не остановилась. Наблюдалось стремление объединить инженерные учебные заведения в единый вуз. Известно, что МПСИ в 1922 г. включил в свою структуру институт им. А.И. Герцена.

С помощью справочных изданий есть возможность узнать более полный профессорско-преподавательский состав МПСИ в 1923–1924 гг. Ректором оставался З.Н. Шишкин, его помощником – Г.Н. Старостин, архитектурный факультет возглавлял проф. С.Н. Крестовников, гидротехнический кабинет – профессор Ф.А. Комаров, торфяной – Н.Е. Ильин, дорожно-транспортный – В.Н. Образцов, кабинет внешнего благоустройства – А.Ф. Мейснер, физическим кабинетом заведовал профессор В.Г. Жданов, химической лабораторией – профессор Н.Н. Венков, технологический кабинет представлял профессор Ф.Г. Герке, архитектурный – профессор Н.А. Торопов, рисовальный – И.П. Богданов, гидравлическую лабораторию – профессор А.В. Грицун, строительный кабинет – профессор В.Н. Образцов, кабинет учебных пособий – профессор З.Н. Шиш-кин7. Помимо названных лиц в вузе работали профессора: Н.А. Алексеев, Е.Р. Бриллинг, В.П. Введенский, И.И. Вульферт, И.Г. Гойлевич, И.Г. Горский, Д.В. Домашнев, Н.К. Жуков, И.П. Злобин, А.К. Иванов, А.Я. Калабугин, В.А. Либерман, Н.В. Марковников, В.Д. Мачинский, Н.В. Рыльский, И.Е. Скрябин, М.Д. Соловьев, М.П. Петренко, В.Д. Какорин, В.И. Кошкарев8. Многие из упомянутых лиц внесли большой вклад в дальнейшее развитие строительного образования и отрасли в целом.

Следующим этапом в развитии МПСИ стало его присоединение к Московскому институту гражданских инженеров (далее – МИГИ, бывший МПИ; Покровский бул., 5) в мае 1923 г. на фоне дискуссии профессуры, студенчества, советских партийных руководителей о недостатках академической системы преподавания и преимуществах ее обновления, о необходимости усиления инженерно-технических знаний будущих архитекторов для решения задач в новых условиях (Хан-Магомедов, 1996: 150, 210, 226). Но и он просуществовал недолго – до очередного реформирования высшей технической школы в Москве, вызванного не только стремлением к улучшению структуры инженерно-технического высшего образования, но и борьбой со специалистами старой школы в Московском высшем техническом училище. Известно, что после выступлений 1922 г. власть стремилась к обновлению сложившегося коллектива, стремящегося к автономии в вопросах внутренней жизни вуза, сопротивляющегося пролетаризации и полному контролю высшей школы (Волчкевич, 2016).

В 1924 г. МИГИ был реорганизован (Лысова, 2013: 44–47), его преподаватели и студенты влились в состав инженерно-строительного факультета МВТУ, основанного в 1918 г1. Многие из профессоров совмещали преподавание в вузе и техникуме, т.к. на оставшейся базе помещений и оборудования лабораторий был основан Московский строительный техникум им. Л.Б. Каменева (под руководством заведующего А.Е. Ильина), на который была возложена функция подготовки «среднего руководительского и исполнительского персонала по соответствующим специальностям строительного дела…» (Хан-Магомедов, 2001: 483).

Анализ известных сведений и выявленных материалов, в том числе ранее не использованных исследователями, свидетельствует о сложном периоде поиска новых подходов к профтехобразованию в области строительства. Неоднократные реорганизации частных учебных заведений, продолжавших обучение учащихся и после октября 1917 г., привели к организации строительной профподготовки в новом типе втузов – практических институтах, которые повышали статус среднетехнических училищ и увеличивали их роль в строительстве советской высшей школы на классовых началах пролетаризации. Постоянные изменения стали отражением проблем времени и демонстрировали поиск новой модели строительного и высшего образования в целом. Несмотря на то, что новые веяния были чужды традиционным втузам, в сложившихся условиях они все же явились примером поиска альтернативного подхода к организации профессионального образования и способствовали реализации целей обновления и непрерывности подготовки кадров и поэтапного подчинения учебных заведений новому политическому режиму. Неслучайно, в дальнейшем будет наблюдаться возврат к традиционной схеме высшего технического образования и его последующей специализации, в ходе которой, например, из факультетов МВТУ в 1930-е гг. сформируют новые институты, в том числе МИСИ.

Список литературы Из истории Московского практического строительного института (к 100-летию НИУ МГСУ)

  • Волчкевич И.Л. Очерки истории Московского высшего технического училища. М., 2016. 328 с.
  • Донченко А.С., Самоловова Т.Н. Реформирование высшей школы советского государства в декретах и постановлениях партии и правительства (1917-1938 гг.) // Вестник КрасГАУ. 2014. № 10 (97). С. 229-235.
  • Лысова Т.В. Архитектурная школа МИГИ и её изобразительное наследие в Музее МАрхИ // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2013. № 3. С. 44-47.
  • Московский государственный строительный университет: история и современность / отв. ред. В.Я. Карелин. М., 2001. 381 с.
  • Пантелеева Т.Л. К 105-летию Первого московского строительно-технического училища // Вестник МГСУ. 2010. № 4-3. С. 90-94.
  • Пантелеева Т.Л. Товарищество преподавателей как новая форма организации строительного образования в Москве в начале ХХ в. // Вестник МГСУ. 2012. № 8. С. 234-240.
  • Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Книга 1: Проблемы формообразования: мастера и течения. М., 1996. 708 с.
  • Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Книга 2: Социальные проблемы. Описание. Архитектура советского авангарда. М., 2001. 712 с.
Еще
Статья научная