Экфрасис в эссе У.Пейтера «Сандро Боттичелли» и в сонете Д.Г.Россетти «На весну Сандро Боттичелли»

Автор: Загороднева Кристина Владимировна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Статья в выпуске: 4 (10), 2010 года.

Бесплатный доступ

Эссе английского писателя второй половины XIX в. У.Пейтера и сонет его современника поэта Д.Г.Россетти исследуются в контексте поэтики экфрасиса. Выявляются жанровые и стилевые особенности произведений этих писателей, а также сопоставляется их индивидуальный творческий метод в аспекте проблемы взаимодействия искусств. На примере экфрасиса картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» анализируется влияние Пейтера на Россетти. Диалог двух писателей рассматривается в контексте эволюции английского эссе об искусстве, одним из крупнейших представителей которого был Дж.Рескин. Обращение к флорентийской живописи рубежа XV-XVI вв. отражает кризисное сознание в европейской культуре рубежа XIX-XX вв.

Еще

Экфрасис, эссе об искусстве, сонет, интерпретация, у.пейтер, д.г.россетти, дж.рескин, сандро боттичелли, рубеж веков

Короткий адрес: https://sciup.org/14728880

IDR: 14728880

Список литературы Экфрасис в эссе У.Пейтера «Сандро Боттичелли» и в сонете Д.Г.Россетти «На весну Сандро Боттичелли»

  • Алпатов М.В. Боттичелли//Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976. С. 115-119.
  • Бенуа А. История пейзажной живописи. СПб.: Шиповник, 1912. Т. II. 502 с.
  • Берти Л. Уффици и Коридор Вазари/пер. с ит. М.Талалая. Милан: Kina Italia, 1995. 144 с.
  • Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура. Для филологов: Уч. изд-е. Часть I. Пермь: изд-во ПГУ, 2003. 134 с.
  • Бочкарева Н.С., Загороднева К.В. Эссе «Школа Джорджоне» в контексте эстетической критики Уолтера Пейтера//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Пермь, 2009. Вып. 2. С.70-83.
  • Брагинская Н.В. Генезис «Картин» Филострата Старшего//Поэтика древнегреческой литературы. Сб. ст./под ред. С.С.Аверинцева. М.: Наука, 1981. С. 224-289.
  • Буало Н. Поэтическое искусство/пер. С.С.Нестеровой и Г.С.Пиларова//Литературные манифесты западноевропейских классицистов/под. ред. Н.П.Козловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 425-439.
  • Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих/пер. с итал. и комм. Ю.Верховского, А.Габричевского, Б.Грифцова и др. М.: Изобразительное искусство, 1995. 480 с.
  • Венгерова З.А. Автобиографическая справка//Русская литература XX века (1890-1910)/под ред. проф. С.А.Венгерова. В 2-х кн. М.: XXI век-Согласие, 2000. Кн. 1. С. 138-140.
  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII -XVI в. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. М.: Искусство, 1977. Том II. 242 с.
  • Вланес [Комментарии]//Д.Г.Россетти Дом жизни: Поэзия, проза/пер. с англ. В.Васильева, Вланеса, Т.Казаковой и др. СПб.: Азбука-классика, 2005. С. 383-523.
  • Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе//Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума/под ред. Л.Геллера. М.: МИК, 2002. С.5-22.
  • Гришин А.С. Экфрасис в поэзии старших символистов как форма сотворчества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cspu.ru> (дата обращения: 20.02.2009).
  • Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен…». Сборник статей. М.: РГГУ, 2004. 589 с.
  • Данилова И.Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М.: РГГУ, 2000. 253 с.
  • Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия/пер. с итал. М.Лозинского. М.: Худож. лит., 1967. 685 с.
  • Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М.: Изобразительное искусство, 1977. 252 с.
  • Дьяконова Н.Я. Английские прерафаэлиты как провозвестники принципов интермедиальности//Взаимодействие литературы с другими видами искусства: XXI Пуришевские чтения: Сб. ст. и мат. междун. конф. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2009. С. 53.
  • Дьяченко Е. Жизнь и искусство Сандро Боттичелли, 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bibliotekar.ru/isk/25.htm> (дата обращения: 20.02.2010).
  • Загороднева К.В., Бочкарева Н.С. «Сельский концерт» Джорджоне в литературной интерпретации Д.Россетти, У.Пейтера, О.Уайльда и П.Муратова//Пограничные процессы в литературе и культуре: сб. статей по материалам Междунар. науч. конф., посвященной 125-летию со дня рождения В.Каменского. Пермь, 2009. С.227-233.
  • Зарницкий С.В. Боттичелли/науч. ред. и предисл. А.Б.Махова. М.: Молодая гвардия, 2007. 330 с.
  • Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа-Плюс, 2005. 320 с.
  • Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 369 с.
  • Кондратьев С.П. Филостраты в жизни и искусстве//Филострат. Картины. Каллистрат. Описание статуй. Томск: Водолей, 1996. С. 3-17.
  • Леонардо да Винчи Избранные произведения/пер. с итал. В.П.Зубова, А.А.Губера и В.К.Шилейко, А.М.Эфроса. Минск: Харвест; М.: Аст, 2000. 704 с.
  • Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения. М.: Мысль, 1998. 750 с.
  • Никола М.И. Экфрасис: актуализация приема и понятия//Взаимодействие литературы с другими видами искусства: XXI Пуришевские чтения: Сб. ст. и мат. междунар. конф. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2009. С. 25-26.
  • Овидий Метаморфозы. Фасты/пер. с лат. С.Шервинского, Ф.Петровского. Харьков: Фолио, М.: АСТ, 2000. 544 с.
  • Патер У. Данте Габриэль Россетти/пер. с англ. С.Сухарева//Д.Г.Россетти Дом Жизни: Сонеты, стихотворения/пер. с англ. В.Васильева, Вланеса, Т.Казаковой и др. СПб.: Азбука-классика, 2005. С. 5-17
  • Патер В. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии/пер. С.Г.Займовского с посл. (5-го) англ. изд. М.: Проблемы эстетики, 1912. 260 с.
  • Патер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии/пер., сверка, примеч. В.Д. Дажиной. М.: Изд. дом Междун. ун-та в Москве, 2006. 352 с.
  • Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии/пер. с англ. С.Займовского под ред. Е.Кононенко. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2006. 399 с.
  • Рескин Дж. Прогулки по Флоренции: Заметки о христианском искусстве для английских путешественников/пер. с англ. А.Герцык под ред. А.Г.Обрадович. СПб.: Азбука-классика, 2007. 248 с.
  • Россетти Д.Г. Дом жизни: Поэзия, проза/пер. с англ. В.Васильева, Вланеса, Т.Казаковой. СПб.: Азбука-классика, 2005а. 560 с.
  • Россетти Д.Г. Дом Жизни: Сонеты, стихотворения/пер. с англ. В.Васильева, Вланеса, Т.Казаковой и др. СПб.: Азбука-классика, 2005б. 416 с.
  • Россетти Д.Г. Письма/пер. с англ. Л.Житковой, Е.Никитиной, М.Квятковской. СПб.: Азбука-классика, 2005в. 448 с.
  • Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в поэзии акмеистов и европейская традиция. СПб.: Академический проект, 2003. 354 с.
  • Савельев К.Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2007. 348 с.
  • Соколова Н.И. «Поэтическая живопись» прерафаэлитов//ANGLISTICA: сб.ст. и материалов по лит. и культуре Великобритании и России. М., 1999. Вып. VII: Литература и живопись/отв. ред. Е.Н.Черноземова. С. 51-64.
  • Соколова Н.И. Творчество Данте Габриэля Россетти в контексте «средневекового возрождения» в викторианской Англии. М: МПГУ, 1995. 168с.
  • Сугробова О. [Составление и комментарии]//Боттичелли. Сб. ст. М.: Международная корпорация Улисс, 1993. 112 с.
  • Таранникова Е.Г. Экфрасис в англоязычной поэзии: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2007.
  • Тахо-Годи А.А. Эос//Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. М.: Сов. энцикл., 1982. Т.2. С. 663.
  • Тресиддер Дж. Словарь символов/пер. с англ. С.Палько. М.: Фаир-Пресс, 2001. 448 с.
  • Филострат. Картины. Каллистрат. Описание статуй. Томск: Водолей, 1996. 111 с.
  • Фрейденберг О.М. Миф и литература древности/сост., коммент. и послеслов. Н.В.Брагинской. М.: Наука, 1978. 606 с.
  • Хадынская А.А. Экфрасис как способ воплощения пасторальности в ранней лирике Георгия Иванова: дисс. … канд. филол. наук. Тюмень, 2004.
  • Ханжина Е.П. Романтическая поэзия США: жанры, поэтика, стиль. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. 196 с.
  • Ханжина Е.П. Сонет о произведении визуальных искусств в романтической поэзии США//Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX вв. Пермь, 1995. С. 69-75.
  • Шестаков В.П. Английский акцент. Английское искусство и национальный характер. М.: РГГУ, 1999. 188 с.
  • Benson A.C. English Men of Letters. Walter Pater. L: Macmillan and Co., 1926. 226 p.
  • Bloom H. [Introd.]//Pater W. Selected Writings of Walter Pater. N.Y.: New American Library, 1974. P. vii-xviii.
  • Buckler W.E. Walter Pater. The Critic as Artist of Ideas. N. Y. and L.: New York University Press, 1987. 359 p.
  • Cecil L.D. Gabriel Charles Dante Rossetti//The Great Victorians/ed. by H.J. Massingham and H. Massingham. Harmondsworth: Penguin Books Limited, 1938. Vol.2. P.427-436.
  • Colvin S. Unsigned Review, 'Pall Mall Gazette', March, 1873//Walter Pater. The Critical Heritage. Ed. by R.M.Seiler. L., Boston and Henley: Routledge&Kegan Paul, 1980. P. 47-54.
  • Fletcher I. Walter Pater. L.: Longmans, Green & Co, 1959. 44 p.
  • Hagstrum J. The Sister Arts: From Neoclassic to Romantic//Comparatists at Work. Studies in Comparative Literature/ed. by S.G.Nichols, R.B.Vowles. Waltham (Mass.); Toronto; London: Blaisdele Publishing, 1968. P. 169-192.
  • Krajewska W. Dante Gabriel Rossetti//English Poetry of the Nineteenth Century. Warszawa: Panstwowe Wydawnistwo Noukowe, 1978. P. 201-215.
  • Landow G.P. Life Touching Lips with Immortality": Rossetti's Temporal Structures, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.victorianweb.org/religion/type/ch6b.html (дата обращения 27.08.2009).
  • Levey M. The Case of Walter Pater. L.: Thames and Hudson, 1978. 231 p.
  • Mancoff D.N. Flora Symbolica: Flowers in Pre-Raphaelite Art. Munich, B., L., N.Y.: Prestel, 2003. 96 p.
  • McKenzie G. The Literary Character of Walter Pater. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1967. 163 p.
  • McSweeney K. What's the Import?: Nineteenth-century Poems and Contemporary Critical Practice. Canada: McGill-Queen's Press -MQUP, 2007. 177p.
  • Oliphant M.W. Unsigned Review, 'Blackwood's magazine', November 1873//Walter Pater. The Critical Heritage. Edited by R.M.Seiler. L.: Boston and Henley: Routledge&Kegan Paul, 1980. P. 85-91.
  • Pater W. Dante Gabriel Rossetti//W.Pater Appreciations with an Essay on Style. L. and N.Y.: Macmillan & Co., 1890. P. 213-228.
  • Pater W. The Renaissance. Studies in Art and Poetry. Oxford: University press, 1998. 174 p.
  • Phillips A. [Introd.]//Pater W. The Renaissance. Studies in Art and Poetry. Oxford: University press, 1998. P. vii-xviii.
  • Robson W.W. Pre-Raphaelite Poetry//From Dickens to Hardy/ed. by B.Ford. L., N.Y.: Penguin Books, 1963. P. 352-370.
  • Rossetti D.G. Sonnets for Pictures//The Germ. Thoughts towards Nature in Poetry, Literature and Art. L.: Elliot Stock, 1901. P. 180-183.
  • Rossetti D.G. The Works/ed., notes by W.M.Rossetti. Hildesheim, N.Y.: Georg Olms Verlag, 1972. 684 p.
  • Ruskin J. Lectures on Landscape. Delivered at Oxford in Lent Term, 1871 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gutenberg.org/files/20019/20019-h/20019-h.htm>. (дата обращения 15.04.2009).
  • Ruskin J. Mornings in Florence, 1875-1877 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gutenberg.org/dirs/etext05/8fmrn10.txt (дата обращения 15.04.2009).
  • Sambrook J. The Rossettis and Other Contemporary Poets//The Victorians/Ed. by A. Pollard. L., N.Y.: Penguin books, 1993. P. 435-462.
  • Scott D. Pictorialist Poetics. Poetry and the Visual Arts in Nineteenth-Century France. Cambridge Univ. Press, 1988.
  • Simmons J. «For a Venetian Pastoral by Giorgione (In the Louvre)»: «Life Touching Lips with Immortality», 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.victorianweb.org/religion/type/ch6b.html> (дата обращения 27.08.2009).
  • Symonds J.A. Signed Review, 'Academy', 15 March 1873//Walter Pater. The Critical Heritage/еd. by R.M.Seiler. L., Boston and Henley: Routledge&Kegan Paul, 1980. P. 57-61.
Еще
Статья научная