Экономические связи России с Северной Африкой

Автор: Бойко О.С.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 6 (28), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются современное состояние и перспективы российско-алжирских, российско-марокканских и российско-тунисских отношений. В 2000 гг. наметился интерес и начался подъем в двусторонних связях. Россия и страны Северной Африки нацелены на стратегическое сотрудничество, их связывают многолетняя дружба и взаимные интересы в политической и экономической сферах. Основными сферами, в которых стороны развивают взаимодействие, являются энергетика, военная сфера, гидротехническое строительство, сельское хозяйство.

Российско-арабские связи, внешняя торговля, экспорт вооружений, промышленно-техническое сотрудничество

Короткий адрес: https://sciup.org/170180553

IDR: 170180553

Текст научной статьи Экономические связи России с Северной Африкой

Страны Северной Африки – давние и надёжные партнёры России. РФ связывает с Алжиром, Марокко и Тунисом тесное сотрудничество в советский период и перспективные проекты в настоящем. Магриб находится в непростой ситуации из-за нестабильности мировых рынков, последовавшего за «арабской весной» экономического спада и захлестнувшей регион волны терроризма. Так, в Алжирской Народной Демократической Республике (АНДР), экономика которой зависит от доходов от продажи нефти и газа, существенное сокращение доходов уже отразилось на социальной ситуации, грозя дисбалансом принципу «нефть в обмен на общественное спокойствие» [1]. С ростом политической нестабильности увеличивается социальная напряжённость и в арабских странах – импортёрах нефти – Марокко и Тунисе. Они сталкиваются с угрозами сразу в нескольких направлениях: высокие расходы на импорт энергоносителей и продовольствия сочетаются с глобальной политической и военной нестабильностью в этой части мира. Преодолеть угрозу расползания терроризма из распадающейся Ливии могут только сильные экономики. Правительствам стран Северной Африки предстоит пройти через непростой период стабилизации и реформирования национальных экономик, чтобы гарантировать создание новых рабочих мест, преодолеть безработицу и социальную нестабильность, обеспечить всеобъемлющий рост и оправдать ожидания населения.

Алжир стал первым арабским государством, с которым Россия приняла совместную Декларацию о стратегическом партнёрстве во время визита в 2001 г. президента АНДР А. Бутефлики в Москву. Именно после этого саммита двусторонние отношения вышли на новый уровень, было возобновлено экономическое сотрудничество между РФ и АНДР. Необходимые меры для претворения обозначенных планов в жизнь предприняли как правительство двух стран, так и представители крупных компаний. Об эффективности данных шагов говорят цифры: за последующие пять лет торговый обмен между Россией и Алжиром вырос с 203 до 591 млн долл. США [2]. Ответный визит президента РФ В.В. Путина в Алжир в 2006 г. подстегнул российско-алжирское сотрудничество по всем направлениям. Особое значение имели соглашения, достигнутые в области энергетики, страны вышли на тот уровень взаимодействия, который можно обозначить как стратегическое партнерство. Динамику сотрудничеству двух стран придавали регулярные контакты на высшем уровне: взаимные визиты президентов А. Бутефлики и Д.А. Медведева состоялись в 2008 и 2010 гг. В ходе переговоров стороны условились о реализации крупных проектов в сфере энергетики и военно-технического сотрудничества.

В 2010-х гг. основными сферами экономического взаимодействия России и Алжира стали такие отрасли, как нефте- химическая и энергетическая, а также атомная энергетика, водные ресурсы, строительство, медицина и фармацевтика, авиация и авиастроение, пищевая промышленность. Большое значение в Москве придают началу совместных российско-алжирских проектов в фармацевтической отрасли: бизнес-проекты в этой сфере в будущем позволят России выйти на рынки всей Африки. Для АНДР одной из важнейших отраслей для двустороннего сотрудничества является жилищное строительство: эти проекты важны не только с точки зрения экономической выгоды, но и помогают разрешению социальных проблем страны, которая в течение нескольких десятилетий была не в состоянии преодолеть дефицит жилья.

Военно-техническое сотрудничество России и Алжира началось еще в 1960х гг. и продолжается по сей день. Наличие в армии Алжира большого количества военной техники советского и российского производства подразумевает организацию ее обслуживания российской стороной, модернизацию, поставки комплектующих и запасных частей. В соответствии с контрактами, заключенными в 2013 и 2015 гг., Алжиру будут поставлены 14 новых вертолетов Ми-26Т2 российской компанией АО «Роствертол». Продолжается реализация и другого крупного военного контракта, подписанного в 2014 г., на поставку Алжиру 200 российских танков Т-90СА. Первая партия боевых машин была доставлена в порт Оран в ноябре 2015 г. В настоящее время ведутся переговоры о закупке Алжиром у РФ партии фронтовых бомбардировщиков Су-32 [3].

РФ и Королевство Марокко развивают экономическое сотрудничество в таких сферах как энергетика, производство продуктов питания, туризм и инфраструктурные проекты. По мнению правительств двух стран, перспективным направлением взаимодействия является увеличение экспорта российских зерновых культур в Марокко и марокканских фруктов и рыбы в Россию. Марокко заинтересовано в преодолении аграрно-сырьевого характера своей экономики и привлечение иностранного, в том числе и российского, бизнеса и технологий может стать важным шагом в этом направлении. Новый этап индустриализации страны предусматривает привлечение партнеров к перспективным инвестиционным проектам. Так, марокканцы предлагают российскому бизнесу участвовать в освоении нефтеносных сланцев, фосфоритов и в производстве сжиженного газа [4].

Традиционными сферами сотрудничества РФ и Тунисской Республики являются гидротехническое строительство и освоение водных ресурсов Туниса. Именно при содействии СССР/РФ была разработана и реализована Генеральная схема использования стока вод Севера Туниса для водоснабжения столицы и южных районов страны. Вплоть до 2006 г. российская компания ВО «Сельхозпромэкспорт» осуществляла проектирование и авторский надзор за строительством ряда крупных гидроузлов Туниса, таких как Гезала, Джу-мин, Седженан и Сиди эль-Барак [5].

В 2000 гг. тунисская сторона предложила российским бизнес-партнерам участие в инфраструктурных проектах в сфере строительства дорог, мостов и промышленных объектов, например, в прокладке железнодорожных путей и формировании железнодорожного кластера, в строительстве сети автодорог. Стороны планируют наладить поставки российской техники тунисским строительным компаниям, организовать проведение совместных геологоразведочных работ, строительство горно-обогатительных предприятий. Разработка минерально-сырьевой базы Туниса является одной из наиболее перспективных областей сотрудничества, российские компании уже проявили интерес к месторождению фосфатов Сра-Уэртэн в провинции Кеф.

Сотрудничество России и Туниса в ядерной сфере началось в середине 2000х гг., когда правительство Тунисской Республики утвердило план строительства к 2020-2023 гг. АЭС мощностью 900 МВт. Российская компания «Росатом» предложила свои услуги по разработке проектов строительства. В апреле 2010 г. в Тунисе состоялись Дни российских ядерных технологий. Еще через пять лет, в 2015 г., стороны подписали меморандум о сотрудничестве в области мирного атома.

Определенное влияние на развитие двусторонних отношений России со странами Магриба оказали политические события последних лет: арабские революции и охлаждение отношений РФ со странами Запада. Введение экономических санкций ЕС против России повлекло переориентацию направлений российской торговли. Расширение торговых связей с тунисской и марокканской сторонами, особенно в области сельского хозяйства, было названо приоритетной задачей. У тунисских и марокканских поставщиков появилась прекрасная возможность выйти и укрепиться на российском рынке. Тунис и Марокко располагают хорошими возможностями по замещению ряда товаров, которые Россия обычно закупала в Европе, например оливкового масла и сельскохозяйственной продукции. Так, в результате визита в Москву министра торговли Туниса Н. Харруша и министра сельского хозяйства Л. Лашааля в сентябре 2014 г. были подписаны договоры о поставках 300 тыс.

тонн тунисского оливкового масла, а также ряда других продуктов в РФ. Товарооборот между Россией и Тунисом в 2014 г. вырос относительно 2013 г. на 44% и составил 1072 млн долл. США. Российский экспорт в Тунис в 2014 г. также увеличился до 1050 млн долл. США, что на 75% превышает цифру 2013 г. [6].

Королевство Марокко также весьма заинтересовано в расширении своего присутствия на российском рынке, являющимся вторым по величине рынком сбыта продовольственной и сельскохозяйственной продукции из Марокко. Россия импортирует из этой страны цитрусовые, овощи, рыбу и рыбопродукты. Только в 2014 г. внешнеторговый оборот двух стран вырос на 7% и достиг 1,5 млрд долл. США. Российский экспорт в Марокко за этот период составил 931 млн долл. США, что на 8% превышает показатель 2013 г. [7].

Таким образом, за последние годы России удалось, несмотря на политические катаклизмы, наладить активное сотрудничество с каждой из стран Северной Африки с учётом их специфики.

Список литературы Экономические связи России с Северной Африкой

  • Жерлицына Н.А. Северная Африка под прицелом терроризма // Азия и Африка сегодня. - 2016. - №9. - С. 6-11.
  • Жерлицына Н.А. Стратегическое партнерство России и Алжира в условиях кризиса: потенциал и вызовы // Вестник университета (Университет управления). - 2015. - №8. - С. 24-32.
  • Koudil S. Alger, un des axes militaires de Poutine // Liberte. Algerie, 21.02.2016.
  • Россия и страны Магриба: сб. статей. - М., Институт Африки. 2011. - 122 с.
  • Жерлицына, Н.А. Российско-тунисские отношения. 1780-1991. - М.: ИАфр РАН, 2014. - 216 с.
  • Nabil Ben Ameur. Tunisie - Russie: Un accord de «partenariat stratégique et de coopération» // L'Actualite. Tunisie. 22.07.2015.
  • Ibrahim Bayo. Les exportations marocaines de fruits et légumes sur le marché russe devraient augmenter de 40% // Al Huffington Post. Maroc. 22.04.2016.
Статья научная