Эксплицитные способы выражения положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности

Бесплатный доступ

Статья посвящена выявлению вербальных и невербальных средств выражения положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности. Актуальность выбранной темы обусловлена неизученностью проблемы. В результате исследования устанавливается, что данная тональная разновидность представляет собой эмоционально-стилевую форму воздействия на реципиента, которая отличается преувеличенным позитивным представлением говорящим своего образа, акцентированностью доминирующей конструктивной эмоции, выражаемых средствами семиотической полимодальности. Показано, что манипулятивная демонстративность актуализируется в продуктах речи с помощью применения разнообразных языковых и неязыковых средств. Отмечается, что языковые средства включают речевые стратегии персуазивности и преувеличения, гиперболические мелиоративные тропы-акцен-туаторы (эпитеты, сравнения, метафоры, смысловую антитезу, антитезу) и наречия, положительные эпитеты, эмоционально окрашенные фразеологизмы с положительным компонентом, клишированные словосочетания, эмоциональные глаголы с положительной коннотацией, синтаксические конструкции с однородными членами предложения. Неязыковые средства составляют материальные знаки социального престижа, позитивные знаковые элементы поз и движений тела и особенности внешнего вида говорящего.

Еще

Дискурс, демонстративная тональность речи, положительная манипулятивная демонстративность, гиперболические тропы, речевая стратегия персуазивности, речевая стратегия преувеличения, положительная коннотация, языковое манипулирование, коммуникация

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/148328063

IDR: 148328063   |   DOI: 10.18101/2686-7095-2023-4-3-10

Текст научной статьи Эксплицитные способы выражения положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности

Тисленкова И. А. Эксплицитные способы выражения положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2023. Вып. 4. С. 3–10.

Человек сталкивается с языковым манипулированием в самых разных ситуациях взаимодействия: в общении с коллегами, членами семьи, друзьями и служащими в связи с тем, что в подавляющем большинстве случаев в процессе достижения целей между людьми не бывает полное совпадение в желаниях [10].

Манипуляции в коммуникации используются либо с корыстной, либо с альтруистической целью, то есть имеют конструктивный или деструктивный характер [14].

Настоящая статья посвящена рассмотрению позитивной манипуляции и средств ее выражения в речевой деятельности. Когда коммуникант осознает невозможность повлиять на адресата с целью оказания ему помощи, внесения позитивных изменений в его целенаправленную деятельность и личностные свойства прямыми способами, он прибегает к положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности, вызывая желание подражать себе, компенсировать у себя нехватку имеющихся у говорящего превосходящих умений, заслуг или обладаний.

В настоящее время коммуникативная демонстративность все чаще становится объектом внимания лингвистов, как феномен, имеющий свое проявление практически в любых обстоятельствах, в которых протекает речевой акт [8].

Коммуниканты прибегают к положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности для получения взаимной выгоды, заключающейся в поддержании собственной идентичности и улучшении положения собеседника. Вместе с тем манипулятивная разновидность коммуникативной демонстративности остается неисследованной.

Цель исследования — раскрыть понятие положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности и выявить средства ее выражения.

Методы исследования. В ходе исследования использовались междисциплинарный подход и метод психолингвистического анализа речевой продукции коммуникантов.

Материалом для выявления средств актуализации положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности стали высказывания говорящих из видеозаписей интервью, рекламных роликов, размещенных на видеохостинге YouTube, сервисе коротких видео TikTok, а также корпуса текстов картотеки записей устной речи 2005, 2022–2023 гг. общим объемом 5 300 слов.

Коммуникативная демонстративность

Демонстративность является структурно-образующей коммуникативной категорией спектрального типа — тональностью, определяющей процесс речевого общения и выполняющей функцию самоманифестации и средства эмоционального воздействия на адресата.

Это эмоционально-стилевая форма коммуникации, характеризующаяся установками на самопрезентацию, неискренность с преувеличением своих качеств, ак-центированностью доминирующей эмоции, выражаемых посредством семиотической полимодальности. Ядро категории организовано по принципу бинарной оппозиции: самопрезентация (явная или скрытая), акцентированность (положительная или отрицательная) и преувеличение (произвольное или непроизвольное) [7; 13].

Конститутивными признаками коммуникативной тональности выступают интенциональность, определяющаяся социальными потребностями и интересами; интерпретативность, подразумевающая множество возможных вариантов толкования; эмоциональность и оценочность. Маркерами демонстративной коммуника- тивной тональности являются просодические средства, которые позволяют говорящему верно понимать, в какой тональности проходит разговор, включая его в реальный контекст социальной коммуникации: тон, мелодика, интонация. По способу представления реципиенту и адресатной реакции могут быть выделены явный и скрытый виды демонстративности [3]. Коммуникативная демонстративная тональность функционирует как в личностно-ориентированном, так и в статусноориентированном общении.

Рассмотрим ведущие свойства и средства выражения в речи положительной манипулятивной разновидности демонстративной тональности.

Положительная манипулятивная коммуникативная демонстративность

Положительная манипулятивная демонстративная тональность — это эмоционально-стилевая форма воздействия на реципиента, характеризующаяся преувеличенным позитивным представлением говорящим своего образа, акцентирован-ностью позитивной доминирующей эмоции, выражаемых средствами семиотической полимодальности.

Манипулятивная демонстративность является элементом персуазивной коммуникации в связи с тем, что она организует речевое действие таким образом, чтобы сформировать престижные поведенческие паттерны у адресата [9, с. 79].

Манипулятивная тональная разновидность основывается на социально-психологическом механизме эмоционального заражения, процессе передачи психического настроя адресату от одного коммуниканта или группы коммуникантов, эмоционального воздействия при непосредственном или опосредованном общении и включения в необходимое адресанту психическое состояние [11].

Говорящий, использующий манипулятивную демонстративность, выступает индуктором-субъектом, управляющим чувствами, внутренними стремлениями реципиента собственным ярким образом или нестандартным поведенческим алгоритмом. Управляемость реципиента продиктована желанием обладать отсутствующими у него достоинствами адресанта, а также законом подражания [1].

Индуктор вызывает эмоциональный подъем, во время которого у реципиента активируются зеркальные нейроны, происходит разрушение имеющегося стереотипа и на основе механизма конвергенции осуществляется заимствование ключевых эмоциональных концептов у говорящего как ответное эмоциогенное поведение [2; 5].

Коммуникативными демонстративами, выполняющими функцию эмоциональных сигналов, служат вербальные и невербальные средства.

Положительная манипулятивная коммуникативная демонстративность наблюдается в рекламном, педагогическом, административном, медицинском, спортивном, военном и бытовом дискурсах, где она способствует эффективному взаимодействию и достижению конструктивных результатов. Ситуации общения охватывают контексты, связанные с необходимостью поддержки и поощрения, убеждения и оказания влияния для принятия конструктивных решений, эмоциональной поддержки, выражения понимания и эмпатии для купирования стресса или создания позитивной атмосферы в общении, достижения согласия для обмена опытом, вдохновения для реализации цели.

Позитивная манипулятивная демонстративность выполняет функции установления доверия, мотивации, поощрения хороших изменений, преодоления конфликтов, примирения и сотрудничества, развития конструктивных и полезных навыков и стимулирования личностного роста.

Применение данного вида коммуникативной демонстративности предполагает учет личностной автономии реципиента и его благополучия.

Отличительными чертами позитивной манипулятивной демонстративной тональности можно назвать: 1) положительную интенцию, основанную на создании позитивного влияния и стимулировании конструктивных изменений адресата; 2) этичность, выражающуюся в уважении интересов и личных границ других людей; 3) добровольность в принятии или отклонении оказываемого влияния.

Языковые особенности позитивной манипуляции могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и целей коммуникации. Наиболее частые — это использование слов и выражений, которые подчеркивают позитивные аспекты и качества говорящего, утверждения о достижениях, положительную оценку своих действий; риторические вопросы, стимулирующие размышления и саморефлек-сию, которые помогают людям переоценить свои возможности, осознать свои слабые стороны, искать способы развития, поставить перед собой цели и разработать план действий; эмоционально окрашенные лексические единицы, которые вызывают положительные эмоции радости, успеха, счастья и создают позитивный настой.

Поскольку представленный список не является исчерпывающим, проанализируем разные коммуникативные ситуации для выявления многообразия составляющих данную тональность вербальных средств. Например,

  • (1)    Сын: Я не хочу больше учиться. Мне это не интересно. В вуз я поступать не буду.

Мать: Так нельзя, сынок. Кем же ты будешь в жизни? Все получают образование. Посмотри на нас с отцом. У меня два высших образования, красный диплом. Меня все уважают , потому что я — начальник, занимаю престижное положение в обществе ! Я успешный человек . Благодаря моему образованию у меня высокий уровень жизни: я живу в элитной квартире, у меня — дорогая машина, я много путешествую . Я горжусь тем, что я зарабатываю большие деньги . А отец? Отец выпускник МГУ1.

В примере (1) позитивная манипулятивная демонстративность выражена пер-суазивной речевой стратегией, гиперболическими мелиоративными эпитетами (престижное положение, в элитной квартире, большие деньги), социальными стереотипами престижности (красный диплом, два высших образования, начальник), с помощью которых говорящая подчеркивает свой образ успешной женщины, апеллируя к тому, что реципиенту необходимо вести себя в соответствии с предлагаемой ею социальной ролью. Демонстративная тональность в описываемой дидактической речевой ситуации используется для социализации нового члена общества.

  • (2)    Пациент 16 лет: Доктор, я плохо себя чувствую, у меня нет аппетита, сухая кожа, я потеряла вес и страдаю от запоров. Как исправить ситуацию?

Педиатр: Надо изменить свой образ жизни. Посмотри на меня: я — пенсионер. Но у меня нет таких проблем, о которых ты говоришь. Я в отличной форме. У меня организм работает безупречно. У меня правильный вес, ровный тон лица , нет морщин. Я энергичная и оптимистичная . А все почему? Я живу правильно : пью 2 литра воды в день, ем много клетчатки (фрукты, овощи), исключаю сдобу, пиццу, кока-колу, плаваю в бассейне, катаюсь на велосипеде, хожу пешком! Это называется здоровый образ жизни. А ты делаешь все это?1

В отрывке разговора врача и пациента (2) положительная манипулятивная демонстративная тональность актуализируется в употреблении положительных эпитетов (правильный вес, ровный тон, энергичная и оптимистичная), гиперболических эпитетов и наречий (отличная форма, работает безупречно). Главный посыл сообщения акцентируется также синтаксическими конструкциями с однородными членами предложения и стратегией преувеличения. Этими средствами говорящий на личном примере образует в сознании адресата модель эталонного образа здорового человека, побуждающую его к со-мышлению и как следствие изменению поведения.

  • (3)    Я всегда на высоте . Ведь я точно знаю, что мой внешний вид не испортили неухоженные волосы и перхоть. Благодаря Clear насыщены освежающим ментолом. Волосы выглядят безупречно 2.

  • (4)    Я чувствую себя на 10 лет моложе ! [6].

В представленных отрывках рекламного дискурса (3–4) демонстративность реализуется посредством преувеличения, эмоционально окрашенного фразеологизма с положительным компонентом «быть на высоте», гиперболического наречия «безупречно» и положительного эпитета (моложе) создающих желаемый многими женщинами образец безукоризненного внешнего вида. Невербальными демонстративами служат визуальные образы говорящих, наглядно показывающих свои преимущества.

  • (5)    Я здесь не напрасно . <…> Надо мной не совершилось чудо, но я верю в бога, который может его совершить. У меня в шкафу стоит пара туфель. Почему? Я видел, как слепые прозревают, а глухие начинают слышать. <…> Но я кое-что понял: если бог не меняет мои обстоятельства, моя жизнь нужна ему как свидетельство чуда для других людей . Когда ты не получаешь чуда, твоя жизнь может быть чудом для другого человека [4].

Положительная манипулятивная демонстративность, которой оперирует оратор Ник Вучич в своей речи (5), направлена на стимулирование процесса переоценки обстоятельств жизни у адресата и формирование у него позитивного взгляда на происходящие с ним события. Тональными средствами являются положительное гиперболическое сравнение с метафорическим компонентом (как свидетельство чуда для других людей) и клишированное словосочетание «не напрасно». В качестве неязыковых демонстративов выступают внешность говорящего и позитивный язык тела (доброжелательный тон, приветливое выражение лица, зрительный контакт, улыбка), которые в сочетании с произносимыми словами представляют собой смысловую гиперболическую антитезу-акцентуатор.

  • (6)    В целом если говорить обо всей судьбе моей, дважды мне приходилось плыть и спасать себя именно плаванием. Это Финский залив 41-й и 44-й годы после Варшавского восстания, где я участвовал. И, будучи раненным в левую руку, а я ведь сам левша, переплыл реку обратно к своим 700 метров под огнем. И тоже удалось мне это сделать. Так я спас себе жизнь вторично благодаря этому фактору. Я обращаюсь к юношам. На Волге живете — вы должны уметь плавать. Самым большим подарком для нас было бы, чтобы вы свято хранили традиции советского народа, советских Вооруженных сил в защите Отечества. А для этого, конечно, надо быть сильными, надо быть умными, учеными. (10.05–11.30 мин) [12].

В примере (6) ветеран, герой Великой Отечественной войны, выступая перед учениками средней школы, рассказывает о своем подвиге, используя средства коммуникативной демонстративности. Вербальными демонстративами являются смысловая гиперболическая антитеза (ранен в левую руку — переплыл реку под боевым огнем и эмоциональные глаголы с положительной коннотацией (спас жизнь, удалось), невербальными — высокий общественный статус говорящего, его внешний вид, ордена и медали. Положительная манипулятивная демонстративность коммуниканта-индуктора нацелена на формирование у адресата желания следовать его примеру.

  • (7)    Мне нравится быть сильным и выносливым . Я не люблю быть средним. <…> Я предпочитаю тяжелые тренировки. Именно они дают мощный выброс гормона роста, а это важное условие, чтобы победить старость и слабость <…> Я практикую боевые искусства, чтобы не заржаветь (1.51–2.05 мин)1.

Пример (7) содержит положительную манипулятивную демонстративность, выраженную положительными эпитетами «сильный и выносливый» и смысловой гиперболической антитезой (тяжелые тренировки в 83 года), используя которые говорящий убеждает реципиентов заниматься спортом до преклонного возраста, чтобы сохранить высокое качество жизни.

Выводы

Таким образом, полученные сведения о положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности позволяют констатировать, что данная тональная разновидность представляет собой эмоционально-стилевую форму воздействия на реципиента, которая отличается преувеличенным позитивным представлением говорящим своего образа, акцентированностью доминирующей конструктивной эмоции, выражаемых средствами семиотической полимодальности.

Манипулятивная демонстративность актуализируется в продуктах речи с помощью применения разнообразных языковых и неязыковых средств. Языковые средства включают речевые стратегии персуазивности и преувеличения, гиперболические мелиоративные тропы-акцентуаторы (эпитеты, сравнения, метафоры, смысловую антитезу, антитезу) и наречия, положительные эпитеты, эмоцио- нально окрашенные фразеологизмы с положительным компонентом, клишированные словосочетания, эмоциональные глаголы с положительной коннотацией, синтаксические конструкции с однородными членами предложения.

Неязыковые средства составляют материальные знаки социального престижа, позитивные знаковые элементы поз и движений тела и особенности внешнего вида говорящего.

Список литературы Эксплицитные способы выражения положительной манипулятивной коммуникативной демонстративности

  • Алисова Х. Х. Психология влияния, как распознать и предотвратить // Известия Чеченского государственного педагогического университета. Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 2(34). С. 18–24. Текст: непосредственный.
  • Базян А. С. Зеркальные нейроны, физиологическая роль, особенности функционирования и эмоционально насыщенная когнитивная карта мозга // Успехи физиологических наук. 2019. Т. 50, № 2. С. 42–62. Текст: непосредственный.
  • Большой психологический словарь / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. Изд. 4, расш. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. 812 с. Текст: непосредственный.
  • Будь чудом — Ник Вучич. 29.04.2022. 0.32 мин. URL: https://www.youtube.com/ shorts/5N_wMPTxXl8 (дата обращения: 10.08.2023). Текст: электронный. 5. Гончаров А. С., Кобзарева И. И. Г. Ле Бон и Г. Тард о феномене «эмоционального заражения» // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2022. Т. 4, №. 4. С. 12–21. Текст: непосредственный.
  • Дэйл Хеддон. Крем от морщин L’Oreal. Старая реклама. Ads old. 28.02.2017. 0.29 мин. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dnkgT1WhIpA (дата обращения: 10.08.2023). Текст: электронный.
  • Идеографический словарь русской социальной лексики: общество и человек / под редакцией Т. В. Леонтьевой. Екатеринбург: Ажур, 2018. 554 с. Текст: непосредственный.
  • Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Тенденции развития современного дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. № 1. С. 14–31. Текст: непосредственный.
  • Конькова А. А. Понятие и признаки эмоционального заражения. Причины возникновения эмоционального заражения // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2019. №. 2. С. 76–83. Текст: непосредственный.
  • Корчагина И. Л. Большая энциклопедия манипуляций. Москва: Эксмо, 2009. 349 с. Текст: непосредственный.
  • Кудряшов А. А., Симонян Л. Г. Феномен эмоционального заражения в психологии и психофизиологии (сообщение 1) // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12, №. 4. С. 12–23. Текст: непосредственный.
  • Мария Васильевна Григорьева, ветеран ВОВ, выступает перед школьниками, Саратов, 2005. 34.56 мин. URL: https://www.youtube.com/watch?v=C8icBHiHuz4 (дата обращения: 10.08.2023). Текст: электронный.
  • Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под редакцией Н. М. Абрамова // Русские словари. 1999. 575 с. Текст: непосредственный.
  • Стернин И. А. Основы речевого воздействия. Воронеж: Истоки, 2009. 178 с. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная