Этическая концепция духовно-нравственного воспитания
Автор: Борытко Николай Михайлович
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Рубрика: Социально-гуманитарные науки
Статья в выпуске: 3 (17), 2012 года.
Бесплатный доступ
Раскрывается этический (светский) подход к духовно-нравственному воспитанию: цель (этическая позиция), механизмы (эмоции стыда, совести и сострадания), принципы (рефлексивности, интерактивности и самореализации), стратегии (педагогического руководства, поддержки и сопровождения), логика (три фазы).
Мораль, нравственность, духовность, позиция, стыд, совесть, сострадание, руководство, поддержка и сопровождение
Короткий адрес: https://sciup.org/14821744
IDR: 14821744
Текст научной статьи Этическая концепция духовно-нравственного воспитания
«Отнестись» означает составить свое представление о ком- или чем-нибудь, внутренне оценить, проявить свое чувство, симпатию или антипатию к кому- или чему-нибудь, а также иметь касательство к кому- или чему-нибудь. Существование всякого человека, его типические черты и уникальные свойства, его развитие зависят от совокупности его отношений к окружающему мира. Сами свойства человека проявляются только в его отношениях к другим людям, вещам и процессам. При этом этическое воспитание предполагает «окультуривание» этих отношений, возвышение их как результата собственной человеческой деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми стимулирует становление и соответствующей системы внутренних отношений человека. Интеграция доминирующих субъективно-оценочных, сознательно избирательных внутренних отношений человека к действительности понимается как позиция.
Педагогический анализ этических представлений позволяет отличить моральность человека от его нравственности и личность как тип, «слиянность» с обществом, от индивидуальности человека, его выделенности из общественного бытия. Менее распространена точка зрения, при которой в систему этических показателей включается духовность как динамическая характеристика человека, определяющая его взаимодействие с внешним миром и благодаря этому взаимодействию – индивидуальноличностное развитие.
Моральность предполагает ориентацию на внешнюю норму, оценки других, сообщества, культуры. Этические взгляды здесь предстают как нормативная этика, учение о должном, система моральных представлений о нормах поведения в обществе, как деонтология. Этическое воспитание понимается как продолжение традиции, идентификация с социокультурным окружением, принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведения, самоограничение, запрет. Человек в этом аспекте воспринимается в связи с соответствием принятым нормам, и это соответствие обозначается категорией «личность» – человек, соответствующий социокультурным ожиданиям (который ведет себя «как должно», «как принято вести себя в данной обстановке»). Результатом морального воспитания является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружением.
Нравственность – ориентация на внутренне понятый смысл вещей и явлений жизни. Этические учения, лежащие в русле этого направления, раскрывают внутренние побудительные силы и регуля-тивы культуросообразного поведения человека, которые предстают как его нравственные характеристики. Поиск смысла становится центральной проблемой нравственного воспитания, ведь как пишет В.И. Пузько, обрести смысл жизни означает быть у себя не в гостях, а дома: в языке, в мыслях, в чувствах, в действиях [1]. Самоопределение, самостановление, самореализация и прочие само-, определяющие самоценность человека в жизни и деятельности, требуют и саморегуляции, стержнем которой является нравственность. В этом понимании человек оценивается с точки зрения его уникальности, неповторимости, что выражает индивидуальность человека как его выделенность из окружения. Смысловая сфера человека проявляется в характере его общения с окружающим миром как способе обмена информацией и связанными с нею эмоциональными состояниями.
Духовность в этой триаде понятий определяет направленность на ценностное взаимодействие с окружающим миром. Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни. В XX в. эти взгляды впервые стали разрабатывать М. Шелер и Н. Гартман как «материальную» (содержательную) этику ценностей в противовес кантовской «формальной» этике. Центральной воспитательной проблемой здесь является проблема добра и зла, жизненной позиции и ее реализации в соответствующей деятельности. Этот подход раскрывает понятие субъекта деятельности, поведения, отношений, культуры, для которого характерны взаимодействие со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения. И это утверждение происходит через деятельность как целесообразное изменение окружающего мира.
Этическая позиция человека предстает одновременно как позиция моральная (личностная, соответствующая внешней норме поведения), нравственная (индивидуальная, определяемая специфической системой смыслов) и духовная (субъектная, утверждающая ценности в деятельности). Механизм становления этической позиции раскрывается в переживании воспитанником эмоций стыда, совести и сострадания. Специфика эмоций как раз в том и состоит, что они отражают не собственно предметы и явления мира, а отношения человека, в которых эти предметы и явления находятся к его потребностям.
Нарушение норм морали, осознание человеком несоответствия своего поведения принятым в данном сообществе и разделяемым им самим требованиям морали переживается в эмоции стыда , который есть неудовлетворенность собой, своим поведением, осуждение и обвинение себя. Стыд – это всегда стыд перед другими, страх быть осужденным окружающими людьми. Стыд признается как полностью социально обусловленная эмоция, формирующаяся в онтогенезе в ходе сознательного усвоения этических норм и правил поведения конкретного общественного строя, конкретной культуры. Выражение «мне стыдно» подразумевает обязательно кого-то другого, авторитетное лицо или группу лиц.
В отличие от стыда совесть представляет собой внутреннюю убежденность в том, что является добром и злом, способность человека осуществлять нравственный самоконтроль , самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и оценивать совершаемые поступки. Совесть проявляется в форме как рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и эмоциональных переживаний (например, «угрызений совести»).
Духовность регулируется иным эмоциональным состоянием, его правомерно определить как сострадание – эмоцию, означающую жалость, сочувствие, вызываемые чужими страданиями, трудностями . При этом в сознании индивида отражается отношение другого человека (или социальной группы) к происходящим с ним (или с нею) событиям, и эти отношения опосредствованы совместной деятельностью, общими целями, нормами и ценностями (здесь сострадание выражается как сопереживание).
При этом следует особо отметить, что совесть и стыд – реактивные чувства, которые возникают в ответ на свершившийся проступок, переживания реального или мысленного нарушения внутренних или внешних норм. Сострадание же – побудительное чувство, возникающее до действия и являющееся внутренней причинной силой, стимулирующей добродетельный поступок. Именно в силу такого характера чувства сострадания оно является вершиной этического переживания человека. Два других чувства – стыд и совесть – составляют его основание. Аналогично в структуре этической позиции ду- ховность является вершиной треугольника, в основании которого находятся моральность и нравственность человека. В таком понимании этическая позиция становится направленностью, вектором становления человеческого качества индивида.
Основой для диагностики и целеполагания в этическом воспитании может служить уровневая шкала сформированности этической позиции, в которой выделяются следующие пять уровней ее сформированности:
– дезадаптация (спонтанность поведения, неопределенность ценностно-смысловых ориентиров);
– идентификация (неопределенная, размытая идентичность, реактивное поведение, подчинение авторитетам);
– индивидуализация (поиск референтной группы, гармонизация отношений с окружением);
– социализация (ролевое поведение, ценностное самоутверждение в группе);
– интеграция («зрелая» идентичность, относительная «самодостаточность» и нормотворчество).
Такой подход обнаруживает кризисный характер становления человека. Каждая стадия этого процесса – особая целостность, отличающаяся качественной определенностью, а появление каждой последующей целостности не может происходить иначе, как через «взрыв» старой целостности, через кризис. Здесь человеку требуется помощь педагога, который не дает на возникающие вопросы ответов типа «я бы на твоем месте...», не решает проблему за воспитанника, а помогает ему состояться самому, самоутвердиться в преодолении трудностей и тем самым обеспечить саморазвитие.
По степени инициативы педагога, его включенности в процесс преодоления затруднений педагогическая помощь может осуществляться в стратегии педагогического руководства (когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника), поддержки (совместном с воспитанником определении его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию) или сопровождения (создание и развитие разносторонних условий для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора).
Становление этической позиции через переживание совести, сострадания и стыда обеспечивается соблюдением в этическом воспитании целостной системы трех принципов :
-
1) принцип рефлексивности – обращение воспитанника к осмыслению собственного опыта, обнаружению нравственных смыслов деятельности, поведения, общения;
-
2) принцип интерактивности – направленность деятельности воспитателя на соотнесение воспитанниками собственных смыслов, осознание их, формирование духовно-ценностных ориентиров в деятельности, поведении и общении;
-
3) принцип самореализации – развитие морального самосознания воспитанника, утверждение им своей этической позиции в деятельности, поведении, общении.
Выявленные три аспекта этического воспитания (моральный, нравственный и духовный) определяют в отборе содержания образования три группы средств и условий этического воспитания: 1) создание воспитывающей среды, 2) педагогическая помощь в этическом самостановлении воспитанника, 3) утверждение стиля диалогического (партнерского) взаимодействия в воспитательном процессе.
В логике воспитания этической позиции человека выделяются три фазы воспитательного взаимодействия.
-
1. Рефлексивная (осмысления) – переживание ситуаций жизнедеятельности, их обсуждение, герменевтическое постижение их нравственных смыслов и значений. Целью является понимание своей самости как достижение внутреннего согласия. При этом важен не только вопрос «против чего я?», но и «за что я?», «почему именно это меня привлекает?».
-
2. Ценностная (осознания) – осмысление и осознание ситуаций, позволяющие оформить смыслы в духовные ценности. Эта фаза характеризуется развитой познавательной активностью воспитанника, и целью его воспитания становится обратить эту активность на понимание иной самости как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития.
-
3. Проективная (проектирования) – самопроектирование и реализация этической позиции в социальной деятельности. На этой фазе оформляются ценностные ориентиры воспитанника, осознаются принципы его деятельности, благодаря чему интенции его социального поведения переходят в цели, т. е. этическая позиция воспитанника становится концептуальной.
Список литературы Этическая концепция духовно-нравственного воспитания
- Пузько В.И. Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации (феноменолого-герменевтический аспект): дис.... канд. филос. наук. Владивосток, 1998