Этническая история горцев Южного Узбекистана

Автор: Турсунов Н. Н., Алламуратов Ш. А.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 6 т.6, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена этнической истории и этногенезу такчинцев Южного Узбекистана и кунгиратов, многие из которых жили в Сурханском оазисе. Одно из племен, живших в конце XIX - нач. XX вв. в Сурханском оазисе называлось токчи (тахчи). Оно считается одной из этнических групп узбеков, а само слово токчи (тахчи) означает «горец». Основным местом их проживания были горы и предгорные районы, поэтому за ними и закрепилось название «горцы». Такчинцы по своему статусу стояли после племен чагатайцев и кунгиратов. В статье широко освещены такие традиционные занятия Сурханских такчинцев, как земледелие, животноводство и ремесленничество. Также хорошо изучено географическое и этническое расположение населения и климат данного региона.

Еще

Такчинцы, катаганы, чагатайцы, кунгираты, хатаки, тогчи-катаганы, этническая история, земледелие, животноводство, ремесленничество

Короткий адрес: https://sciup.org/14116188

IDR: 14116188   |   DOI: 10.33619/2414-2948/55/41

Текст научной статьи Этническая история горцев Южного Узбекистана

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

Из истории известно, что каждый народ в начале своего национального развития имеет потребность в знании своего исторического происхождения, древних государственных традиций и духовных ценностей. В этом смысле можно сказать, что с самого начала нашей независимости появился большой интерес к народной этнической истории и этногенезу.

Если во введении хозяйственной деятельности этносов важное место имели региональные и природные условия, то немаловажную роль играли степени экономическо-социального развития.

Взаимовлияние этих двух факторов можно заметить в различных сферах. Этнокультуры — в средствах производства в хозяйственно-бытовых вещах и в названиях этнических групп.

В формировании бытовой культуры и чувств этнических групп имели процессы развития природных условий развитие социальной экономики.

Объектом исследований являются проживавшие в конце XIX и в начале XX века древние горцы.

Горец (токчи, тахчи) — считаются одним из узбекских этнических групп, и это слово означает «тоглик» («горец»).

Находящийся в Жиззахском вилаяте Замине, районах Жиззаха, в тумане Чирокчи Кашкадарьинской области Токчи, одна из махалли города Китаба Токчилик, в Шерабадском тумане Сурхандарьинской области Токчигузар — эти топонимы образовались от этнонима токчи [1].

Название тогчиён Сариасийского района Сурхандарьинского вилаята означает горцы (токчилар или тогчилар).

По мнению Б. Х. Кармышевой — горцы (тогчилар) входят в группу узбекских племен. Иногда они считали себя катаганами Дашти Кипчак. Но предки горцев проживали на южной территории Узбекистана еще до прихода узбеков Дашти Кипчак [2, с. 85-93; 196-205].

В связи с проживанием горцев в горах или предгорных территориях они назывались токчилар или тахчилар.

Группа тахчи имеется и в ответвлении рода Катаган. Горцы по численности стоят после чигатаев и кунгиратов, большая их часть проживали в Сурханской долине.

Во времена Байсунского бекства таджики - чигатаи, хаджи и горцы всегда проживали рядом. В справочниках 1924 г отмечено, что в Байсунском тумане проживали 5605 горцев.

Численность проживающих горцев составляют в восточной части горы Кухитанг — 1190 человек, в среднем течении реки Шерабад — 665 человек, в правой части Сурханского водоема — 1055 человек.

Они проживали в кишлаках, находящихся на этих территориях — в Шержане (с таджиками-чигатаями), в Зарабаге (с таджиками-чигатаями и узбеками-ходжами), в Хужаканде, в Бедаке, в Шеркишлаке (с таджиками-чигатаями).

В кишлаке Вандоб, находящегося в Ташхурте проживали горцы пришедшие из Хатака [3].

Из исторических справок известно, что горцы-катаганы в долину Пашхурт пришли из Афганского вилаятов Балх и Кундуз.

Во времена правления Аштарханидов Северный Афганистан передавался катаганам в качестве племенное объединение (улус). Особенно, в начале XVII века племена Балх и Бадахшан во времена Махбудий оталик назывался «провинцией катаганов» («катагонлар юрти») [4, с. 118].

Имеются данные, что в начале XX века о связи горцев Южной Сурхандарьи с потомками, проживающими на левом берегу Амударьи. Если в одних источниках время их прибытия указывается как 200-300 лет назад, то в других говорится — 700-800 лет назад [5, с. 85-86].

Как говорится в других источниках, горцы считались коренными жителями Байсунского и Шерабадского бекства и во времена шествия узбеков Дашти кипчага потомки примкну в к роду катаганов отправились на родину катаганов, т.е. северный Афганистан. Чуть позднее, уставшие от непрекращающихся войн горцы, только уже под названием тогчи-катаганы (горцы-катаганы, возвращаются в свои давние места проживания на правый берег Амударьи, т.е Южную Сурхандарью). Это больше касается группе Сарибош - катаган, потому что даже сейчас есть точные данные, что на Севере Афганистана до сих пор живут горцы Сарибош — катаганы [6, с. 9].

В среднем течении Шерабаддарьи самыми большими кишлаками горцев считались Хатак и Тангдувал. Кроме Шержана и Зарабага общее название этих кишлаков называлось Хатак. В Хатаке проживали 500 семей и население считали себя хатаками [7, с. 194]. Они относились к сарибош катаганам и делились на следующие семейно-родственные группы: Шер (шердики), баймок (баймокдики), хидир (хидирники), кучак (кучакдики) [8].

Проживающие на верхнем течении Шерабаддарьи горцы входили в состав чубош, катаганов и проживали в кишлаках Кизилновур. Кумирчи, Куксай, Кентала (Кенгдала). Чубаш катаганы делились на две группы: Худайберди и алхамат. Также в кишлаках Панджоба и Лайлаган тоже проживали горцы.

По словам горцев-катаганов, проживающих в кишлаке Кизилновур, из местечка Юсуф сой (Дараи Юсуф) из Афганистана переехали сорок джигитов и в настоящее время они проживают в Кургончи, Хатаке, Ташкургане, Сариасие. Они разветвлены на алмат, хаяки, исбилмас, карапойчи и нокал [9].

Немногая часть горцев проживали в окрестностях города Байсуна.

В махалле Навлон города Байсуна несколько семей горцев проживали рядом с таджиками чигатаями.

Расположеный в окрестностях города Байсуна, — в кишлаке. Сариасия горцы проживали вместе с таджиками-чигатаями, узбеками-ходжами и кунгиратами, но основным населением считались таджики-чигатаи. В кишлаке Авлод 30-40 семей горцев составляли отдельную махаллю.

Горцы Сурханской долины водоема проживали на верхнем течении реки Халкаёр (вместе с кунгиратами кишлаков Кайрак и Даштигоз), в кишлаке Кизил, Сарайтош (вместе с туркменами), Богчик, Олачапон, Хужапарнавот, а также реки Сангардак (в кишлаках Чанглок и Богча).

В начале прошлого века в Чанглоке проживали 400 хозяйств. Горцы Сангардака проживали вместе с таджиками. Их малая часть говорила на таджикском, а большая часть на узбекском языках. На этой территории самым крупным кишлаком считался Тогчиён (проживали вместе с карлуками).

Результате полевых исследований показывают, что в кишлаке Катта (большой) Вахшивор Денауского бекства горцы проживали с узбеками чигатаями и жузами. В кишлаках Работ и Остона, находящихся в окрестностях города Денау, тоже проживали горцы из Вахшивор [10].

Малочисленная группа горцев разместились в кишлаках Тогчи, Тангитов, находящихся на правом берегу предгорной территории Тупалангдарьи (река Тупаланг).

Таджики Кухистанцы, из верхней части Тупалангдарьи, связывают свое происхождение и обузбечавших таджиков. В кишлаке Жатта, находящего вблизи города Денау, горцы жили вместе с большими родом барлосов. Также, горцы из Денауского кишлака Сино считают, что их предки выходцы из Афганского района Кундуз. На Севере Сурханской долины проживали группы горцев как корапойга, нурабадад, куксой, ажина, исбилмас, кукчи.

Антропологический вид горцев был неодинаковым как у других этнических групп.

Хотя, частично внешний вид горцев был близок к монголоидной расе, но больше они были похожи на горцев - таджиков. Язык горцев был близок к тюркскому и карлукскому, и как катаганский говор входит в карлукский диалект узбекского языка. У них строго соблюдался Эндогамическая традиция бракосочетания и только иногда отдавали замуж или брали в невесты девушек из таджикских или тюркских семей. Были под запретом брачные узы с кунгиратами, дурманами, юзами, локайцами входящих в узбекское родство.

Основным традиционным занятием горцев было земледельчество, животноводство и ремесленничество. Горцы, проживающие на горных и предгорных территориях в основном занимались садоводством, виноградарством, на остальной частице земли в целях обеспечения семьи сажали овощи, бахчевую и зерновую культуру.

В хозяйственной деятельности горцев животноводство являлось как вспомогательной сферой. Так как основные плодородные земли были отведены для земледельчества, луговых пастбищ было мало. Для выпаса животных до весны использовали земледельческие луга, а также освобожденные от посева земли.

В марте месяце, т.е. в начале нового года накануне Навруз, запрещали выпас животных на землях, предназначенных для посева. В это время, несколько объединившихся кишлаков нанимали пастуха, которому за работу давали пищу, или платили натурой — пшеницей один раз в неделю давали хлеб, а в воскресенье давали пищу «ошолол» («Ош халол»). Для крупность рогатого скота имели пастуха (подачи, подавон), для мелкого (ушок) скота — чабана (чупон — «чаганачи») [11].

Для лошадей отводились специальные места в конюшнях или их пасли привязанными на берегу рек и арыков. В кишлаках, где проживали оседлые, занимающиеся земледельчеством и имеющие много скота богатеи, в основном содержали баранов и для их выпаса нанимали чабана.

Изменения социально-экономических условий, развитие земледелия, и особенное внимание на развитие хлопководства, привели к сокращению лугов, а это отрицательно сказалось на животноводстве и привело к их сокращению.

Горцы Южного Сурхана издревле неразрывной связаны с земледельчеством и животноводством, занимались ремесленничеством. Ремесленничество приносили им дополнительный доход.

Развитие ремесленничества или его определенного вида было связано с оседлостью, полуоседлостью населения населяющую эту территорию, с природным климатом или с наличием ресурсов.

Например, гончарство было развито только в Шерабаде, потому что глина Шерабада была пригодна для гончарства тандыры, хумы. Кувшины, изготовленные шерабадскими гончарами, были известны своей прочностью и миниатюрностью. Найденные в Жаркутане, Сополлитепе во время археологических раскопок вещей, касающихся гончарства, являются подтверждением наших доводов [12, с.22-23]. И в настоящее время в Шерабаде имеется школа гончарства.

Горцы занимались такими видами ремесленничества как: кузнечество, столярничество, ткачество, шитье, гончарство, мельничество, маслобойничество, вышивание, сапожничество, кожевничество [13, с. 530].

По традиции в горной архитектуре строительство домов, хозяйственных построек, зданий бытового обслуживания — мельниц, маслобойничества, создание колодцев и ирригацонных систем занимали основное место.

Особенно в построении жилых домов мастера-архитекторы учитывали особенности гигиены горной природы. В том числе построение кишлака на солнечной стороне (офтобруй, сояруй), от холодных ветров ущелья, отвод дождевых и селевых вод, близость к водным источникам, к местам земледельчества, а также меры предосторожности от различных катаклизмов.

Дома в кишлаке строились только в одну сторону, т.е. в сторону сая (речки). Потому что рельеф начинает подниматься с истоков сая (речки). Передняя сторона домов, за счет рельефа, строятся ярусообразно. Например, кишлаки Авлод, Сариосиё, Пассурхи, находящиеся в окрестностях города Байсуна, построены под уклоном 30-35 градусов и создали своебразный «многоэтажный» дом [14].

Дома в горах построены в виде тагхона, болахона. Потому что, народные мастера очень тщательно изучают места построения будущих зданий, учитывая частные землетрясения, град, бураны, сход снежных лавин, пользуясь неровностями места, заданию часть дома строили за счет горы.

Этим, во-первых, экономили строительный и рабочую силу, во-вторых, возле комнат, расположенных на верхнем этаже, создавали просторный двор, в-третьих, на склонах горы для хозяйственных потребностей строили дополнительные постройки (молхона, саисхона) и получалось двух-трех этажное здание.

Горцы активно участвовали не только в построении домов, мечетей, но дорог и мостов. Например, ремонт горных дорог, мостов и другие. Одно из таких построек «Бибишой куприк» — мост-лестница.

Образцами такой горной инженерии является мечеть в Дехибола и каменная печь (тандыр) в кишлаке мачай — образцы народной инженерии. При их постройке среди народа проводились различные ритуалы и обряды [15, с. 34].

Подтверждение развития в горных районах народной архитектуры можно увидеть в архитектурных традициях населения проживающих в предгорье Байсуна, использование различных композиций и способов при построение жилых домов, использование каменных слоев в качестве строительного материала, построение гидротехнических и заключении можно сказать, по свидетельству историко-этнографических источников, горцы считаются древним коренным родом тюрков Южного Узбекистана. Во времена шествия узбеков Дашти кипчака они присоединившись к катаганам отправились на Северный Афганистан [16].

В дальнейшем по причине различных распрей горцы под названием тогчи-катаган опять вернулись в свои родные пенаты. В связи с происшедшими в начале XX века экономических и политических процессов многие горцы смешались с узбеками, а некоторые с таджиками.

Список литературы Этническая история горцев Южного Узбекистана

  • Буриев О. Люди, живущие в величественных горах // Народная газета культура Средней Азии. 2004. №1.
  • Кармышева Б. X. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.: Наука, 1976.
  • Полевые записи 2016-2017 гг. (Кишлаки Шержон, Зарабог, Вандоб, Шерабадского района).
  • Каюмов А. Этнос "катаган" в условиях этнической культуры Узбекистана (из этнического анализа узбекского народа) // Этнология Узбекистана новейшие подходы и взгляды. Ташкент, 2003.
  • Гребенкин А. Д. Узбеки // Русский Туркестан. М., 1872. Вып. 11. С. 85-86.
  • Бурхан-уд-дин-Хан-и-Кушкеки. Катаган и Бадахшан. Ташкент, 1926.
  • Материалы по районированию Средней Азии // Территория и население Бухары и Хорезма. Бухара. Ташкент, 1926. С. 194.
  • Полевые записи 2018 год. Кишлаки Хатак, Тангидувал Шерабадского района.
  • Полевые записи 2018 год. Кишлак Кизилнавур, Байсунского района.
  • Полевые записи 2001 год. Кишлак Катта Вахшивор Денауского района.
  • Полевые записи 2019 год. Кишлак Хужанко, Шерабадского района.
  • Аннаев Т., Шайдуллаев Ш. Очерки из истории Сурхандарьи. Ташкент. 1997.
  • Кабулов Э. А. Мельницы и их роль в социальной жизни населения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №5. С. 527-530.
  • DOI: 10.33619/2414-2948/54/72
  • Полевые записи, 2000 год. Кишлаки Авлод. Пассурхи Байсунского района.
  • Нозилов Д. А. Горные архитекторы. Ташкент, 1979.
  • Полевые записи 2018 год. Кишлак Тангидувал, Шерабадского района.
Еще
Статья научная