К проблеме развития одаренности будущего учителя средствами музыки
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются составляющие одаренности учителя, а также направления работы по использованию возможностей музыки в развитии данного качества личности. Автор подчеркивает уникальность музыкального искусства как средства комплексного воздействия на человека, совершенствования эмоциональной сферы и интеллекта. Особо акцентирована роль произведений неклассического стиля в стимулировании творчества учителей музыки, изобразительного искусства. Предмет статьи - музыка как средство развития одаренности будущего учителя в контексте высшего профессионально-педаго-гического образования. Основная тема - определение роли и возможностей музыки в развитии одаренности студентов на факультете культуры и искусства педагогического вуза. Цель работы - анализ оснований применения музыки в процессе развития одаренности будущих педагогов-музыкантов и учителей изобразительного искусства. Методология проведения работы состоит в поиске и обозначении подходов к использованию развивающих возможностей музыкального искусства в профессиональной подготовке студентов. Результаты работы содержат аналитический обзор, характеристику направлений деятельности преподавателя вуза по развитию одаренности будущих учителей средствами музыки. Областью применения результатов является модель развития одаренности студентов на занятиях в вузе средствами музыки. Вывод. В целом, при использовании в учебном процессе музыки проявляется тенденция к развитию отдельных компонентов одаренности будущих учителей.
Признаки одаренности, одаренный учитель, возможности музыки в развитии одаренности
Короткий адрес: https://sciup.org/148102490
IDR: 148102490
Список литературы К проблеме развития одаренности будущего учителя средствами музыки
- Бабаева, Ю.Д. Динамическая теория одаренности//Основные современные концепции творчества и одаренности/под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. М., Молодая гвардия, 1997. С. 275-295.
- Богоявленская, Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №3. С. 3-17.
- Рабочая концепция одаренности. // Богоявленская, Д.Б., Шадриков, В.Д. и др. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с.
- Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. М., Смысл, 2001. 264 с.
- Ивлева, М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности: дис… докт. филос… наук. М., 2009. 450 с.: http://www.dissercat.com/content/filosofskie-osnovaniya-psikhologicheskoi-kontseptsii-odarennosti
- Кирнарская, Д.К. Музыканты и немузыканты: различия в уровнях и типах восприятия//Психология музыкальной деятельности; теория и практика: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/Кирнарская, Д.К., Тарасова К.В. др.; под ред Г.М.Цыпина. М., Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
- Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., Таланты -XXI век. 2004. 496 с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., Знание, 1985. 32 с.
- Никитин, А.А. Развитие детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования: дисс… докт. пед. наук. М., 2013. 391 с.
- Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде//Развитие личности. 2002. № 3. С. 113-146.
- Старчеус, М.С. Понятие «музыкальные способности». Музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез//Психология музыкальной деятельности; теория и практика: учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/Кирнарская, Д.К., Тарасова К.В. др.; под ред Г.М.Цыпина. М., Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.