К вопросу о готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

Автор: Голубь Оксана Викторовна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Волгоградский государственный университет

Статья в выпуске: 1 (7), 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14974163

IDR: 14974163

Текст статьи К вопросу о готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

Во всех сферах современного общества происходит серьезная переоценка ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания. Вместе с ними меняются и взгляды на профессиональное образование, целью которого является формирование профессионально-личностных аспектов специалиста, готового к творческому саморазвитию.

В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обусловливается особенностями психологической готовности специалиста.

Проблема формирования готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-практиков является весьма актуальной и требует своего разрешения. Это обусловлено, прежде всего, спецификой психологической деятельности. Образование – это лишь базис, «скелет», на основе которого у студента психолога к концу обучения должна сформироваться авторская модель оказания психологической помощи и готовность к ее реализации на практике.

В основе подготовки психологов должна лежать организация процесса, ориентированного на практическую деятельность, на реальные жизненные ситуации, вызванные нестабильной обстановкой в обществе, поскольку главной целью психолога является разрешение возникших проблем у людей, а также раскрытие потенциала личности, позволяющего самостоятельно решать возникшие проблемы. Перед выпускником встают вопросы, связанные с выбором стратегии и тактики своей профессиональной деятельности. Эти трудности, на наш взгляд, имеют место не столько из-за неготовности современного образования дать профессиональные знания, умения и навыки, а прежде всего из-за несформирован-ности профессиональной идентичности будущих специалистов, одним из важных компонентов которой является доверие к себе в поле практической деятельности.

В определении понятия «доверие к себе» мы придерживаемся концепции Т.П. Скрипкиной, в рамках которой данное понятие рассматривается как феномен личности, позволяющий человеку занять определенную (пристрастную) позицию по отношению к самому себе и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию. Понимание личности (субъекта) здесь связывается с наделением индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности, которая определяет механизмы системы образования психики, обеспечивает самодвижение психических процессов и, вместе с тем, связывает их с объективной реальностью. Любая активность – это проявление, которое связано с мерой доверия к себе в конкретной сфере жизнедеятельности, которое является условием существования личности как суверенного субъекта активности, способного к самостоятельному выбору.

Согласно данной концепции, доверие к себе базируется на обобщенном индивидуальном внутреннем опыте, который обладает характеристиками нравственности, неподдаю-щимися измерению, так как каждый человек имеет собственное их понимание, добытое в индивидуальнои эмпирическом опыте. Оно проявляется в бесчисленных поступках человека, прежде всего в тех, которые соответствуют ценностным ориентациям человека о себе и не вступают с ними в противоречие.

Другими словами, здесь мы сталкиваемся с предложенным В.Е. Клочко принципом соответствия, который в данном контексте можно выразить следующим образом: будучи автономным суверенным субъектом активности, человек в то же время стремится соответствовать самому себе, то есть своим ценностным представлениям о себе. Оно проявляется в том, что человек приписывает себе какие-либо качества и верит в истинность этих самоатрибуций. Однако доверие к себе становится возможным, когда, обладая личностными смыслами, человек сливается с ними, не сомневается и верит в них, постоянно соотнося с ними любую возможность, которую он пытается реализовать. Его уровень определяется мерой соответствия между ним и доверием к миру в каждой конкретной ситуации и, следовательно, не является величиной постоянной. С другой стороны, эмпирическим коррелятом, регулирующим меру доверия к себе, выступает содержание ценностно-смысловых образований [2].

Доверие к себе – это фундаментальное условие полноценного овладения собой, входящее в структуру способности прогнозировать результаты своей жизни, определяющее уровень адекватности критических позиций по отношению к самому себе и влияющее на выбор стратегий достижения целей в соответствии с внутренними личностными смыслами. Это «...экзистенциальный феномен субъектности, который реально бытийствует в субъективном мире человеческой личности... он относится к числу тех явлений, которые констеллируют ядро активности человека как личности, ибо является ее условием». Таким образом, доверие к себе есть сложное образование, являющееся величиной непостоянной, так как в каждый момент времени человек стремится соответствовать миру, с одной стороны, и себе самому – с другой. Это относительно самостоятельный социальнопсихологический феномен личности, позволяющий человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и, исходя из этой позиции, строить собственную жизненную стратегию. Он проявляется в способности личности «выходить за пределы» самого себя, своего личного опыта или конкретной ситуации, не вступая в проти- воречие с самим собой и, посредством ценностей и смыслов, выступает в виде регулятора и контролера собственного поведения человека. Феномен «доверие к себе» предполагает отношение личности к самой себе как к ценности, а его оптимальный уровень предполагает овладение способностью к самоорганизации личностью своей жизни. И наконец, явление доверия к себе выступает важнейшим условием субъектности личности.

Относительную целостность и устойчивость личности, таким образом, обеспечивает соотношение между степенью «выхода за пределы» себя, своего личного опыта и содержанием определенных личностных смыслов и ценностей, а доверие есть механизм, моделирующий эффект целостности личностного бытия. Так, согласно теории инициативных систем В.Е. Клочко (которая необходима для понимания дихотомичности доверия) внутренние механизмы способности человека выходить «за пределы», расширяя свои возможности, и объяснять, почему одни люди могут повышать уровень доверия к себе (ставить себе новые цели), а другие нет, что особенно важно в свете рассматриваемого феномена. Автор рассматривает человека как психологическую систему, которую составляют психика, деятельность и личность, образующие единую психологическую ситуацию. «Человек как психологическая система включает в себя и субъективную компоненту (образ мира, составляющего для человека его действительность), и деятельностную компоненту (образ жизни человека в его действительности), и саму действительность – многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни и определяемый ею» [1, с. 8]. Движущей силой перехода к гетеростазическому (более высокий уровень саморегуляции) функционированию является противоречие между тем, что для человека возможно и необходимо, возникающее внутри ценностно-смысловой структуры ситуации. Важным критерием в этом противоречии выступает осознание человеком своих возможностей. Осознание человеком того, что он может больше, чем требуется в данной ситуации, может привести к актуализации новой потребности, которая перестраивает всю психологическую систему, наделяя новые предметы и явления смыслами и

122 О.В. Голубь. К вопросу о готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

ценностями. В этом процессе перестройки старые предметы и явления либо обессмысливаются, либо наделяются новыми ценностями и смыслами. Применительно к рассматриваемому нами феномену мы можем говорить о том, что доверие к себе в такой ситуации больше, чем доверие к миру. Он эмпирически выявил четыре типа стратегии поведения людей в проблемной ситуации, которые в свете рассматриваемого нами феномена можно соотнести с ситуациями, где человек ставится в позицию выбора. Стратегии поведения определяются степенью доверия к себе: от преобладания доверия к себе – по убыванию – до преобладания доверия к миру. Важную роль в процессе самостоятельной постановки цели Е.В. Клочко отводит ценностно-смысловым образованиям личности и их эмоциональной репрезентации. Его исследования позволили доказать, что на индивидуальном уровне надындивидуальное представлено эмоциональным способом и всякий выход «за пределы», если он не осознается при этом в своем социальном значении, подкрепляется эмоционально.

Обобщая все вышеизложенное, мы можем сказать, что доверие к себе является условием любого развития личности, в том числе и профессионального, которое представляет собой смену уровней субъектности, каждый из них наполнен своим качественно отличным от других содержанием. Это движение по спирали с переходом всегда на качественно новый уровень, вращающееся в рамках трех координат: «объективная реальность» (мир до человека, без человека) как предметный мир, категоризированный значениями; реальность, наполненная смыслами, переживаемая человеком в ее данности ему (здесь и теперь); мир человека превращается в действительность – расширяющееся, устойчивое (благодаря ценностным координатам) пространство для жизни и развития (как способа сохранения жизни и ее осуществления). Поэтому человек как субъект решает три задачи: познания и преобразования внешнего мира; познания и развития своего внутреннего мира; познания и развития себя как субъекта собственной психической жизни и своего бытия вообще. «Самосубъект-ное развитие человека полагается здесь в качестве начального и конечного пункта на каждом из “витков спирали” его жизнеосуществ-ления. При этом важно учесть, что такое развитие возможно лишь на основе внутренней деятельности, а именно: изнутри мотивированной активности, предполагающей использование исключительно “своих собственных”, внутренних же средств» [3, с. 177].

Нам кажется, что актуальным в подготовке психолога являются тренинги профессиональной готовности к практической деятельности, направленные на структурирование полученных знаний; повышения и расширения поля доверия к себе в поле практической деятельности; разработка своей, авторской модели психологической помощи; и, наконец, обретение профессиональной идентичности. Актуальность выбора данного метода обусловлена тем, что развитие личности в тренинге происходит посредством рефлексии, которая является пространством для развития доверия к себе, и, как следствие, профессиональной идентичности. Однако воздействие это лишь косвенное, так как специфика рассматриваемого нами феномена такова, что, проходя свое становление в рефлексивном пространстве, доверие к себе не является при этом рефлексивным. Другими словами, хотя, с одной стороны, доверие к себе формируется в рефлексивном пространстве и может быть осознанно только в рефлексивной работе с самим собой, с другой стороны, данный феномен является источником рефлексивной активности.

Список литературы К вопросу о готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

  • СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОМЕРНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА КАК СУЩНОСТЬ ОНТОГЕНЕЗА
  • Клочко В.Е.
  • Сибирский психологический журнал. 1998. № 8-9. С. 7-15
  • Скрипкина, Т.П. Психология доверия/Т.П. Скрипкина. М.: Академия, 2000. 264 с.
  • Татенко, В.А. Психология в субъектном измерении/В.А. Татенко. Киев: Просвита, 1996. 502 с.
Статья