К вопросу о становлении исправительных учреждений в дореволюционный период
Автор: Овченков В. А., Красноперова У. А.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Юриспруденция
Статья в выпуске: 3 (93), 2022 года.
Бесплатный доступ
Для формирования истинно демократического правового государства в России необходимо улучшить систему мест лишения свободы, создать условия, при которых осужденные, покинувшие места заключения, могли бы возобновить свою нормальную жизнь и не представлять угрозу для общества. Особое место в решении данных задач занимают не только сами места заключения, но и общество, которое должно быть проинформировано о положении дел в системе мест заключения и исправительно-трудовых учреждениях как в прошлом, так и в настоящем. В связи с этим изучение истории становления исправительных учреждений в дореволюционный период приобретает еще большую актуальность. Авторы обращают внимание на становление и основные этапы развития мест лишения свободы в истории исправительных учреждений российского государства. Несмотря на то, что лишение свободы в виде тюремного заключения как закрепленное в правовом акте государства наказание появилось на Руси только с принятием Судебника Ивана Грозного в 1550 г., упоминания о заключенных в отечественной истории имеются уже в летописях Древней Руси. В то время лишение свободы являлось не видом наказания, а в большей степени мерой для устранения той или иной личности, поэтому чаще всего встречалось в форме военного плена и рабства. Однако наиболее подробно и целенаправленно нормативное регулирование системы исправительных учреждений в России получает развитие с XIX в.
Исправительные учреждения, пенитенциарные учреждения, места заключения, тюремная система, наказания
Короткий адрес: https://sciup.org/14126310
IDR: 14126310
Текст научной статьи К вопросу о становлении исправительных учреждений в дореволюционный период
По отношению общества к своим согражданам, к которым применено наказание в виде лишения свободы, можно характеризовать и само общество. В демократических странах фундаментальные ценности общества охраняет, поддерживает и защищает закон. Одной из самых важных ценностей является признание и уважение чувства собственного достоинства, присущее каждому человеку с рождения, несмотря на его личное и социальное положение. Усовершенствование системы мест заключения, создание условий, которые могли бы помочь заключенным после отбывания наказания вернуться к нормальной жизни, не представляя угрозы обществу, – все это важные условия формирования демократического государства в России. Ответственность за решение данной задачи лежит не только на исправительных учреждениях, но и на общественности [1]. Общество должно получать информацию о том, что происходит в исправительно-трудовых учреждениях. В этой связи вопрос о правах лиц, осужденных по приговору суда, определенно интересен, особенно кругам общества, борющимся за права и свободы человека как высшую ценность. Общественное внимание к данной теме находит отражение в новостных рубриках телепередач, в публикациях социальных сетей и мессенджеров. В связи с вышесказанным для того чтобы понять сущность и содержание проблемы, добавить данному вопросу масштабной огласки, необходимо изучать права заключенных через призму исторического и сравнительного анализа становления системы исполнения наказания, в частности, исправительных учреждений. Истоки данной проблемы стоит искать в появлении и развитии института прав человека и гражданина, например, с Билля о правах 1791 г1. и, соответственно, с первых правил заключения под стражу.
Первые сведения о заключенных в отечественной истории встречаются в летописях Древней Руси. Однако в то время лишение свободы являлось не видом наказания, а скорее способом устранения той или иной личности, поэтому лишение свободы часто облекалось в форму военного плена и рабства. В большинстве случаев в летописях говорится о заточении представителей высших сословий (князей, бояр, духовенства и т. д.), а не низших (смердов, холопов и т. д.).
Что касается низшего сословия, то в ранних исторических источниках, таких, например, как устав Ярослава Мудрого, или Церковный устав Ярослава2, говорится, что предпи- сывается помещение в «дом церковный» за некоторые поступки нравственного характера. Некоторых насильно стригли в монахи и отправляли в монастыри в виде ссылки. Однако широко этот вид наказания стал применяться на практике в эпоху Ивана IV Грозного [2].
Само понятие «заключенный» в Древней Руси не было распространено, заключение не являлось распространенной мерой наказания наряду со штрафом и смертной казнью. Уже в этот период развития общества и государства можно говорить о политзаключенных – лицах, которые осуждены за свои политические взгляды, идеи или политическую деятельность против власти, государства. Примером этого для данного времени являются заточенные в темницу за сепаратистские взгляды племянник киевского князя Владимира Святополк и его супруга.
Если рассматривать тюремные системы прошлых лет, а именно системы в Древнерусском и Русском централизованном государстве, то можно заметить, что исправительные учреждения классифицируются по разным основаниям.
Русские юристы, такие как И. Я. Фойницкий и С. В. Познышев, классифицировали тюрьмы в зависимости от материала постройки (деревянные, земляные, каменные), от времени функционирования (временные и постоянные), а также по принадлежности (функционировавшие при приказах, монастырские тюрьмы, действовавшие в других местах) [3].
В основу другой классификации положено социальное и функциональное назначение тюрьмы: для лиц, заключенных под стражу в порядке предварительной меры; для осужденных к наказанию в виде лишения свободы. Кроме того, выделим долговые тюрьмы, где заключались несостоятельные должники до момента уплаты долга; такие тюрьмы упоминаются в нормах Новгородской скры1.
Лишение свободы в виде тюремного заключения как наказание в Российском государстве появилось после принятия Судебника Ивана Грозного в 1550 г. (далее – Судебник). В нем выделялись статьи, в которых санкцией являлось тюремное заключение. Заключение по Судебнику было пожизненным и бессрочным либо «до Царева Государева указу», иными словами, осужденный содержался до тех пор, пока царь не издаст указ о помиловании и отпущении (ст. 67 и 71 Судебника). В этот период можно выделить следующие места заключения: частные тюрьмы, государственные тюрьмы, монастыри или монастырские тюрьмы и места заключения, которые развивались в процессе земско-губернских преобразований.
Частные тюрьмы чаще всего были похожи на обычные подвал, погреб («поруб»), размещенные при дворах крупных феодалов и князей. Зачастую в таких тюрьмах под стражей находились должники и лица, которые представляли угрозу для общественного интереса, их просто изолировали от общества на какой-либо промежуток времени. Специальной охраны в таких тюрьмах не было, и, по летописным источникам, охранялись частные тюрьмы членами городской общины [4].
В качестве примера государственной тюрьмы можно привести чебоксарскую. Это первая каменная тюрьма на Руси, возведенная в период правления Ивана Грозного [5]. В данных тюрьмах отбывали наказание разные преступники: от крестьян, выразивших негативное мнение о царе, язычников (не принимавших христианство) до политических преступников, в том числе из дворянского сословия.
Монастырские тюрьмы предназначались не только для узников, которые были обвинены в ереси и богохульстве, но и для других преступников, зачастую для того, чтобы стены монастыря исключили распространение нежелательной информации [6]. Существовали женские и мужские монастырские тюрьмы. Обыденной практикой была отправка в данные тюрьмы политических противников государя и государства. Несмотря на милосердие православной религии, монастырские тюрьмы отличались особой суровостью и жестокостью к узникам. Охрану производили специальные военные команды. Наиболее известные монастырские тюрьмы находились в стенах Соловецкого и Спасо-Евфимиевского монастырей. Соловецкий монастырь основан в 1436 г., располагается на Соловецком острове в Белом море. Из-за слухов о чрезмерной суровости условий содержания узников в Соловках правительство в 1835 г. назначило специальную проверку этой тюрьмы. Жандармский полковник Озерец-ковский, который проводил проверку, вынужден был признать, что наказание узников было более тяжким, чем их проступки. По итогам проверки часть узников была освобождена, других из монастырской тюрьмы перевели в обычные кельи. В связи со вскрытыми в ходе проверки злоупотреблениями в деятельности Соловецкой тюрьмы был изменен порядок направления лиц для содержания в монастырских тюрьмах [6].
В последней четверти XVIII в., на закате правления Екатерины II, были внесены изменения в классификацию тюрем. Проектом об устройстве тюрем, или устава о тюрьмах 1787–1788 гг., тюрьмы разделялись как по территориальному признаку (тюрьмы в губерниях и тюрьмы в уездах), так и по социальному и функциональному назначению (гражданские и уголовные). Уголовная тюрьма губернского города делилась на три части: подстражную, приговорную и осужденную, а уголовная тюрьма уездного города – на подстражную и приговорную. В тюрьмах формировались также отделения по половому признаку (мужские и женские). Однако на практике проект реализован не был [7, с. 109–126; 8; 9].
В 1832 г. был создан Свод законов Российской империи, в который входил «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и о ссыльных» – первый специальный законодательный акт царской России о лишении свободы. Согласно этому акту, места лишения свободы делились на три группы: тюремные замки или остроги в губернских городах; смирительные или работные дома; помещения на съезжих дворах, при управе благочиния, при присутствии полиции, при городническом правлении [10].
Действительная сущность карательной политики государства проявлялась и в содержании заключенных, в условиях отбывания наказания [11]. С течением времени условия содержания в местах лишения свободы улучшались [1]. Так, в мае 1889 г. утверждено законоположение «О некоторых мерах по устройству новых тюрем и усилению тюремного надзора», а в марте 1893 г. отменены телесные наказания для ссыльных женщин. Как свидетельствуют архивные материалы инспектирования, условия и порядок содержания заключенных никак нельзя было признать благополучными. Переполненные тюремные помещения и тогда были типичным явлением. В ряде губерний и областей при норме 2 куб. сажени на одно тюремное место на нем размещалось от трех до пяти человек. Оттого нередки были случаи массовых заболеваний [12].
Таким образом, несмотря на то, что лишение свободы в виде тюремного наказания в Российском государстве появилось после принятия Судебника Ивана Грозного в 1550 г., упоминания о заключенных относятся к периоду Древней Руси. В то время лишение свободы являлось не видом наказания, а скорее мерой для устранения той или иной личности, поэтому лишение свободы больше всего характеризуется военным пленом и рабством. В летописях указывается, что в заточении находились представители высшего сословия (князья, бояре, духовенство и т. д.).
Лишь в 1832 г. создан первый специальный законодательный акт царской России о лишении свободы – «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и о ссыльных». Он заложил основу для дальнейшего развития правового регулирования исполнения данного вида наказаний и пенитенциарной системы в целом.
Список литературы К вопросу о становлении исправительных учреждений в дореволюционный период
- Алексеев В. И. Нравственное и юридическое исправление осужденных в контексте стратегии уголовно-пенитенциарной системы: аспект соотношения (1879–1917 гг.) // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 1. С. 77–81.
- Кораблин К. К. Эволюция наказания в виде тюремного заключения в Судебнике 1550 года // Образование и право. 2020. № 11. С. 305–311.
- Нарышкина Н. И. Виды тюрем, функционировавших в Российском государстве на различных этапах исторического развития // Вестник Самарского юридического института. 2014. № 3. С. 41–45.
- Сумин А. В. Тюрьма до тюрьмы: лишение свободы в Древней Руси XI–XV веков [Электронный ресурс] // История уголовно-исполнительной системы России: курс лекций. Ч. I / под общ. ред. А. А. Пирогова. М., 2019. 96 с. URL: https://lecture.center/gosudarstva-prava-istoriya/lektsiya-tyurma-tyurmyi-lishenie-svobodyi-59840.html (дата обращения: 22.03.2022).
- Григорьева Т. Какими были первые тюрьмы на Руси // Культура.РФ: [сайт]. URL: https://www.culture.ru/s/vopros/pervye-turmy/ (дата обращения: 22.03.2022).
- Леванов А. Ю. Монастырские тюрьмы в механизме уголовной репрессии Российской империи // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4. С. 214–217.
- Гернет М. Н. История царской тюрьмы: в 5 т. Т. 1. М., 1960.
- Фумм А. М. Уголовно-исполнительные нормы как основа пенитенциарной политики Российского государства XVIII в. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 4. С. 27–31.
- Шурухнов Н. Г. Тюрьмы России по собственноручному проекту императрицы Екатерины II 1787 года (краткий ретроспективный обзор) // Человек: преступление и наказание. 2021. № 1. С. 71–82.
- Гончаров Д. Ю. Противодействие преступности в российском законодательстве, практике его применения и науке в первой трети XIX века // История государства и права. 2012. № 4. С. 40–45.
- Гончаров Д. Ю. Законодательная регламентация противодействия преступности во второй половине XIX века // Современное право. 2012. № 2. С. 152–157.
- Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века [Электронный ресурс]: учебник / под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. М., 2006. URL: https://all-sci.net/ispolnitelnoe-pravo-ugolovno/sistema-usloviya-poryadok-ispolneniya-156376.html (дата обращения: 22.03.2022).