К вопросу об источниках англосаксонского (древнеанглийского) права

Автор: Золотарёв Антон Юрьевич

Журнал: Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research @bulletensocial

Статья в выпуске: 24 (26), 2024 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется понятие "источник права" применительно к англосаксонской (древнеанглийской) эпохе, уточняются хронологические рамки понятия "источник древнеанглийского права". На основе изучения теоретических подходов, а также реального состояния исторических знаний об Англии раннего средневековья автор приходит к выводу, что данное понятие следует использовать в трех значениях: в материальном (воля властных субъектов правоотношений), формальном (внешнее выражение этой воли), источниковедческом (письменные исторические источники, где отразилась информация о правовых нормах). Автор определяет хронологические рамки создания источников древнерусского права в формальном смысле слова с VII до начала XI в., а также, исходя из них, дает типологию источников древнеанглийского права во всех трех значениях.

Еще

Правоведение, источник права, средние века, грамота, прецедент, канон

Короткий адрес: https://sciup.org/14131274

IDR: 14131274   |   DOI: 10.5281/zenodo.14453831

Текст научной статьи К вопросу об источниках англосаксонского (древнеанглийского) права

Статья является продолжением другой, опубликованной статьи [5], где автором было дано свое видение на типологию источников древнерусского права и операционализированы некоторые понятия, прежде всего "источник права", что было необходимо для проведения самой типологизации. Теперь пришла очередь применить тот же подход в отношении источников англосаксонского права, что даст правоведческим специалистам в этой области сравнительно-историческую перспективу. В этом, собственно говоря, состоит актуальность данной научной статьи.

В начале работы необходимо указать, что понятие "англосаксонский" автор использует только в узком смысле, для обозначение всего того, что имеет отношение к раннесредневековому, англосаксонскому (или древнеанглийскому) периоду истории Англии, т.е. со второй половины V в. и до нормандского завоевания 1066 г. Ни о чем, прямо связанном с современной англосаксонской правовой системой, в статье речи не идет. Ее истоки, разумеется, можно проследить и в раннем средневековье, но в данной статье автор углубляться в это не намерен.

Технически хронологические рамки работы простираются от начала VII в., когда, собственно говоря, появляется, сам объект исследования - источники права в их материальном воплощении, и до первой половины XII в.. когда завершается создание последних юридических компиляций, служащих источником наших знаний о праве англосаксонского периода.

II.    ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

При написании статьи были использованы законодательные тексты, созданные в раннесредневековой Англии, прочие источники того же происхождения, содержащие сведения о действовавших правовых нормах и их практическом применении, а также работы источниковедческого характера, предоставляющие возможность проанализировать памятники древнеанглийского права в историческом контексте.

Законодательство и прочие тесты юридического характера англосаксонского времени представителями англо- и немецкоязычной историографии изучены хорошо как с точки зрения формы, так и содержательной стороны и в целом, и по отдельности. Здесь следует выделить классические работы Г. Адамса [8], Ф.У. Мейтленда [13], Ф. Либерманна [11], а также более близкие к нам работы написанные как до "филологического поворота" в исследовании юридических источников раннего средневековья (Х. Фольрат [16]), так и после (П. Уормальд [17], Дж. Хадсон [14, 17-28], Э. Рабин [15, 124], Х. Хайяши [12]). Особенно следует выделить работы П. Уормальда, осуществившего на основе личной работы с манускриптами глобальную переклассификацию законодательных текстов и переосмысление их рукописного и культурного контекста. В отечественной историографии вопросов источниковедения истории англосаксонского права касались А.Р. Корсунский [6], А.И. Неусыхин [7, 48-50] и более детально и основательно М.В. Земляков [2, 65-79].

Однако ни в одной из названных работ не проведена типологизация источников древнеанглийского права в соответствии с использованным нами в статье методе, а именно:

  • -    выделение источников права в материальном смысле, как причины возникновения права в раннесредневековой Англии;

  • -    выделение источников права как формы его внешнего выражения в англосаксонское время;

  • -    определение источников познания древнеанглийского права.

Поставленная задача предполагает использование сравнительно-исторического и сравнительнотипологического методов для ее достижения.

Материальным источником древнеанглийского права являлись:

  • 1)    воля королей и знати тех государственных образований, которые существовали на территории Англии в VII-XI вв. Необходимо отметить, что единого государства на населенных англосаксами землях Британии не существовало вплоть до середины X в., но и после этого рубежа внутри Английского королевства выделялась своим особым правовым режимом Область Датского права, занимавшая почти весь северо-восток страны. Законы издавали короли лишь некоторых из этих королевств (Кента в VII в. и Уэссекса в конце VII и в конце IX в., а также монархи объединенной Англии в X – начале XI в.) Как правило, англосаксонские законы снабжены преамбулами (прологами), которые указывают на короля и его «мудрых» как на тех, чьей волей они созданы. Например, законы королей Кента Хлотаря и Эадрика, Уитреда, короля Уэссекса Инэ. Судебник Альфреда Великого содержит огромный пролог, завершающийся следующими словами: «Ныне я, король Альфред, собрал эти [законы] и приказал записать многие из тех, которых придерживались наши предшественники и которые понравились мне; а многие из тех, которые мне не понравились, я отверг по совету моих мудрых, а прочие же приказал выполнять» [11, 46-47].

  • 2)    воля местных сообществ знати - эрлов и тэнов, которую мы можем распознать в ряде документов X-XI вв., а именно в «пактах гильдий мира», интересной группе источников, характерных для этой эпохи. Один из них, заключенный в Лондоне в правление короля Этельстана (924-939 гг.) обычно публикуется среди англосаксонских законов [11, 173-183], другие – из Кембриджа, Эксетера, Абботсбери - среди документальных источников [10, 557-560].

  • 3)    воля церковных иерархов. Она проявляла себя в том, что они

    • -    принимали участие в тех собраниях знати во главе с королем, которые принимали законы (например, в декрете короля Уитреда 695 г. прямо сказано, что он был создан королем, архиепископом Бритвальдом и епископом Рочестера Гибмундом» [11, 12]);

    • -    фактически писали законодательные тексты, к примеру архиепископ Вульфстан для королей Этельреда II (978-1016) и Кнута Великого (1016-1035) (авторство надежно устанавливается по стилистике, так как до нас дошел большой корпус текстов Вульфстана [17, 345-355]);

    • -    издавали акты собственно канонического права, как для адаптации принесенных в Англию из Рима, так и созданные на синодах английского духовенства [9].

  • 4)    воля разнообразных местных сообществ, объединявших клириков, тэнов и мирян более низкого ранга, нашедшая отражение в ряде юридических текстов неофициального характера, содержащих описание разного рода правовых процедур, свойственных обычному праву (правила проведения ордалий, принесения судебных клятв, помолвок, выплаты вергельда и т.п.) [11, 442-478]. Очевидно, что большая их часть была письменно зафиксирована духовными лицами, в частности упомянутым архиепископом Вульфстаном, но на основе бытовавших в народной среде норм.

Источники древнеанглийского права с формальной точки зрения следующие:

  • 1)    Правовые обычаи. Вопрос о том, в какой мере раннесредневековое законодательство включает в себя правовые обычаи, а в какой новелле, созданные королевской властью, непростой и его следует решать в каждом конкретном случае. Скорее всего, древнейший из англосаксонских законодательных актов «Судебник Этельберта» состоит по большей части из норм обычного права: указаний на возмещение за разного рода увечья и ущерб чести [11, 3-8]. Очевидно, именно его имели в виду последующие короли Кента Хлотарь и Эадрик, когда утверждали, что добавили свои постановления (domas) к обычаям (æ) предков [11, 9]. По-видимому, нормы обычного права содержались в ряде небольших юридических текстах неофициального характера (о порядке проведения ордалий, формулах клятв, помолвке, ограблении трупов, о вергельдах, о возвращении украденного имущества и др,).

  • 2)    Судебники, т.е. весьма значительные по своему объему законодательные акты, призванные хотя бы в теории дать должностным лицам руководство, как решать те или иные дела, возникающие в их судебной практике, и содержащие в какой-то степени обычное право. Таковых три – законы Этельберта, Судебник Альфреда-Инэ и законы Кнута Великого. Они охватывают широкий круг правоотношений и по этой причине могли быть полезны в судебной практике, хотя ряд прочих их свойств ставят это под вопрос. Судебник Этельберта дошел до нас только лишь в одном списке, происходящем из Рочестера, и есть обоснованные сомнения, что знание этого текста выходило за пределы соответствующей кафедры. Судебник Альфреда-Инэ дошел в семи рукописях, но сама его структура была крайне неудобной для практического использования. Видимо, король Альфред составил его не для судей, а как памятник юридической мысли, призванный показать место англосаксов во всемирной истории права [4]. Законы Кнута Великого более практичны и дошли до нас в четырех списках, но интенцией их составителя архиепископа Вульфстана было скорее ознакомить завоевателя Англии датского короля Кнута с правом страны, чем новых подданных короля с его волей [17, 349-352]. Судебники Этельберта и Альфреда-Инэ в некоторой степени сопоставимы с «варварскими правдами» континентальной Европы.

  • 3)    Прочее, исходящее от королей законодательство, которое можно подразделить на

  • а)    указы (декреты) королей, в терминологии X в. - geraednesse, Сравнительно небольшие по объему законодательные акты, дополняющие судебники, выражающие королевскую волю по какому-то узкому кругу вопросов.

Таковы декреты королей Хлотаря и Эадрика (VII в.) и указы королей X в. Эдуарда Старшего, Этельстана, Эдмунда, Эдгара и указы Этельреда II середины его правления. К ним примыкают последние указы Этельреда II, по форме к ним близкие, но содержательно более похожие на проповеди, которые архиепископ Вульфстан читал перед королем и его советниками [17, 330-344].

  • б)    договоры англосаксонских королей со скандинавскими вождями, по форме похожие на акты предыдущего типа (Альфреда с Гутрумом и Этельреда II с Олафом и пр.).

  • в)    указные грамоты (writ). Обычно их относят к правоприменительным актам, но два из них, составленные Кнутом Великим довольно обширны по объему и содержат некоторые правовые нормы.

  • г)    акт который можно назвать хартией прав и вольностей. Был составлен в 1018 г. и стал выражением окончательного признания Кнута Великого королем Англии со стороны английской знати [17, 346].

  • д)    указы, относящиеся к церковной и религиозной жизни (Уитреда 695 г., Эдгара 973 г., Кнута Великого 1020 г.).

  • 4)    Церковные каноны и правила. Первые сведения о деятельности по созданию текстов канонического права до нас донес Беда Достопочтенный [1, 118-120]. Они относятся к синоду в Хартфорде, созванном в 672 или 673 гг. архиепископом Теодором. Беда приводит их текст, который говорит нам о том, что не по букве, но по духу они повторяют каноны Дионисия начала VI в. В последующем ряд канонов был принят на синоде в Клофешо 747, во время приезда папских легатов в 786 г. и на синоде в Челси в 816 г. [9] Удивительно, но отдельное каноническое законодательство в дальнейшем не создавалось, его заменили королевские указы по вопросам церковной и религиозной жизни.

  • 5)    Королевские дипломы. Они дошли до нас в количестве почти в тысячу экземпляров. Первые относятся к концу VII в., основная масса относится к X в. Эти документы имели целью засвидетельствовать смену собственника того или иного земельного владения, пожалование земли, связанных с ней привилегий, в том числе иммунитетных, новому собственнику, а также исключений из них, включая знаменитую «тройную повинность» (trinoda necessitas). Последняя первоначально нашла отражение только в королевских грамотах, что позволяет классифицировать их как документы, где формулируются правовые нормы, а не только отражено их применение.

Английское право со времен реформ Генриха II известно как основанное в значительной степени на прецедентах, что считается его архаической чертой, пережившей средние века и вписавшейся в современную правовую систему. Однако никаких прямых доказательств того, что судебный прецедент был источником права в англосаксонское время, нет. Ни в преамбулах, ни в тексте статей самых разных законов нет никаких указаний на то, что та или иная норма установлена на основе предыдущего королевского решения по аналогичному делу. При этом в записях о судебных решениях нет указаний ни на прецеденты, ни ссылок на законы. Подробный разбор этой особенности англосаксонской юридической практики достоин отдельного изучения. Видимо, дело в том, что даже на поздних этапах своей истории судебная система раннесредневековой Англии не была в достаточной степени институализирована, чтобы иметь архив записей судебных решений, на которые можно было бы сослаться, и вообще не сложилась традиция делать такие ссылки даже в том случае, когда прецеденты были живы в памяти участников процесса. Таким образом, исключить прецедент из источников древнеанглийского права нельзя, но и доказать его, опираясь на имеющиеся источники невозможно.

Источники познания древнеанглийского права следующие:

  • 1)    Тексты самого законодательства, которое до нас дошло в самом разнообразном рукописном контексте. Всего насчитывается 19 манускриптов X-XII вв., содержащих как законы, так и юридические тексты неофициального характера. Чаще всего это подборки из нескольких таких памятников, которые соседствуют с историческими (хроники, королевские генеалогии, списки епископов) или же литургическими и богословскими (Евангелия, проповеди, каноны, экскоммуникационные, исповедальные, пенитенциальные формулы и пр.) текстами.

Следует отметить, что все эти рукописи были созданы в рамках тех или иных церковных институций, что отражает общую для раннесредневековой Европы роль духовенства как в фиксации, так и сохранении юридических памятников.

  • 2)    Компиляции (Quadripartitus, Leges Edwardi Confessoris, Leges Henrici Primi, Instituta Cnuti и др.), обычно латиноязычные, созданные в период правления в Англии династии нормандских герцогов (1066-1135 гг.). Это были переводы той или иной степени аккуратности, доступные тому или иному автору в объеме законодательных текстов, созданных в англосаксонское время и на древнеанглийском языке с целью ознакомить с ними новую, пришедшую с континента элиту Англии [17, 402-415].

  • 3)    Актовый материал, дошедший до нас в виде отдельных грамот и картуляриев, который имеет в целом правоприменительный характер, в том числе содержит описания отдельных казусов, но через него можно составить представление о действовавших правовых нормах [17].

  • 4)    Нарративные тексты, такие как агиография и хроники («Церковная история» Беды, «Англосаксонская хроника»), которые содержат отдельные (очень немногочисленные) упоминания о законодательстве, а также о действиях, имеющих правовое значение и раскрывавших применявшиеся правовые нормы.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, понятие "источник англосаксонского (древнеанглийского) права" следует рассматривать в трех взаимосвязанных смыслах:

  • 1)    как материальная причина образования права в раннесредневековой Англии;

  • 2)    как форма его внешнего выражения в эпоху раннего средневековья;

  • 3)    как источник познания древнеанглийского права.

Взаимосвязь это выражается, например, в следующем. Материальным источником древнеанглийского права была воля королей и знати (епископата, эрлов, тэнов), которая объективировалась в виде законодательства, весьма разнообразного по форме, причиной чего является длительность существование и разнообразие тех исторических условий в которых оно действовало. Духовенство, которое в эпоху раннего средневековья, во всех европейских странах выступало хранителем юридических знаний и исторической памяти («варварские правды» и указы королей наряду с церковными канонами были ее частью), письменно фиксировало его и берегло в сокровищницах церковных институций вместе с фиксировавшими правоприменительную практику грамотами и картуляриями. Оно же из практического интереса, а также, возможно, из желания познать жизнь своей паствы, письменно фиксировало некоторые правовые обычаи, бытовавшие на среднем и низовом уровне, которые мы теперь знаем из корпуса юридических текстов неофициального характера, что является отличительной чертой правового наследия англосаксонской эпохи.

Список литературы К вопросу об источниках англосаксонского (древнеанглийского) права

  • Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. Пер., вст. ст. и комм. В.В. Эрлихмана. СПб.: Алетейя, 2001. 363 с.
  • Земляков М.В. Эволюция рабства в германском мире в поздней Античности и раннем Средневековье (сравнительный анализ франкского законодательства VI - начала IX в. и англосаксонских законов VII - начала XI в.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2015. 577 с.
  • Золотарев А. Ю. Государство и суд в раннесредневековой Англии (VII - XI вв.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Воронеж, 2005. 264 с.
  • Золотарев А. Ю. "Dictaverunt legem... per proceres ipsius gentes": апелляция к предкам и традиции как средство легитимации законодательства в раннесредневековой Западной Европе. Средние века. 2013. Т. 74, Номер 3-4. С. 287-297.
  • Золотарев А. Ю. К вопросу об источниках Древнерусского права: понятие и типология. Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. 2021. Номер 9(11). С. 65-74.
  • Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М.: МГУ, 1963. 186 с.
  • Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. М.: АН СССР, 1956. 420 с.
  • Adams H., Lodge H.C., Young E., Laughlin J.L. Essays in Anglo-Saxon law. Boston: Little, Brown & Co, 1876. XII, 392 p.
  • Cubitt C. Anglo-Saxon church councils c.-650-c.850, London, Leicester University Press. 1995. X, 363 p.
  • English historical documents. Vol.1. 500-1042 / Ed. by D. Whitelock. New York: Oxford univ. pr., 1968. XXIV, 867 p.
  • Die Gesetze der Angelsachsen. Hg. von F. Liebermann. Bd.1. Text und bersetzung. Halle: Niemeyer, 1903. LXII, 675 p.
  • Hayashi H. Essays in Anglo-Saxon law. In 2 vols. Tokyo: privately printed, 1994.
  • Maitland F.W. Constitutional history of England. Cambridge: Cambr. univ. pr., 1911. XXVIII, 547 p.
  • The Oxford history of the laws of England. Vol.II. Hudson J. Oxford: Oxford univ. pr., 2012. XXIII, 956 p.
  • Rabin A. Crime and punishment in Anglo-Saxon England. Cambridge University Press; 2020. 66 p.
  • Vollrath H. Gesetzgebung und Schriftlichkeit. Das Beispiel der angelschsischer Gesetze. Historisches Jahrbuch. Bd.99. 1979. Pp. 28-54.
  • Wormald P. The making of English law: king Alfred to the Twelfth century. Vol.1: Legislation and its limits. Oxford: Blackwell, 1999. XVIII, 574 p.
  • Wormald P.A. handlist of Anglo-Saxon lawsuits. Legal culture in the Early Medieval West. London, 1999. Pp. 254-278.
Еще
Статья научная