Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX – XX век)

Бесплатный доступ

Статья посвящена реконструкции мифологических воззрений хакасов о камне. Он является естественной и неотъемлемой частью окружающей человека природы. Общедоступность и специфические свойства камня способствовали тому, что он закономерным образом вошел в жизнь, быт и культуру человека. Овладение им, очевидно, явилось одним из ключевых факторов, определивших зарождение и развитие человеческой цивилизации. Как известно, первый – наиболее архаичный и продолжительный этап человеческой истории называется эпохой камня, или каменным веком. Камень использовался в получении огня. Он являлся основным оружием, рабочим инструментом, строительным материалом, счетной единицей и т. д. С помощью камня и в его обработке реализовывался творческий, интеллектуальный потенциал человека. Он служил воплощением ценностных и эстетических идей, был востребованным предметом в процессах дарообмена. Кроме этого, камень стал одним из главных элементов духовной культуры, благодаря его наделению людьми чудодейственными магическими, прогностическими и апотропеистическими свойствами. Выступал в качестве важнейшего объекта религиозного поклонения и закономерно вошел в шаманскую практику. Широко использовался в народной медицине и ветеринарии, гаданиях и иной обрядности.

Еще

Хакасы, верования, миф, обряд, камень, гора, человек, шаманизм, духи, судьба, душа

Короткий адрес: https://sciup.org/147218898

IDR: 147218898

Список литературы Камень в мировоззрении хакасов (конец XIX – XX век)

  • Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 317 с.
  • Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). Новосибирск: Наука, 1984. 232 с.
  • Алтын-Арыг. Хакасский героический эпос. М.: Наука, 1988. 592 с.
  • Алтын Чюс//Алтын Арыг: Богатырские сказания, записанные от С. П. Кадышева. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1987. С. 133-229.
  • Баинов М. Р. Хан-Тонис на темно-сивом коне. Героическое сказание. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2007. 387 с.
  • Баскаков Н. А., Инкижекова-Грекул А. И. Хакасско-русский словарь. М.: Главиздат, 1953. 487 с.
  • Боргоякова Т. Г. Краткий хакасско-русский фразеологический словарь. Абакан: Изд-во ХГУ, 2000. 144 с.
  • Бурнаков В. А. Духи Среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2006. 197 с.
  • Бурнаков В. А. Путешествие к Адам-хану: камлание хакасского шамана Туда Юктешева//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. 2011. Т. 10, вып. 3: Археология и этнография. С. 236-244.
  • Бутанаев В. Я. Хакасская народная медицина//Народная медицина Хакасско-Минусинского края. Абакан: Хакасия, 1995. С. 3-24.
  • Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хак. кн. изд-во, 1996. 224 с.
  • Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан: Хакасия, 1999. 240 с.
  • Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Издво ХГУ, 2003. 260 с.
  • Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2006. 254 с.
  • Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского фольклора. Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 376 с.
  • Бутанаев В. Я. Русско-хакасский словарь (около 15 тыс. слов). Петропавловск: Полиграфия, 2011а. 940 с.
  • Бутанаев В. Я. Особенности культуры и быта тюрков СаяноАлтая. Астана: Кантана Пресс, 2011б. 440 с.
  • Вербицкий В. И. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1992. 270 с.
  • Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.: Наука, 1975. 164 с.
  • Кагаров Е. Г. Шаманский обряд прохождения сквозь отверстие//Докл. АН СССР. 1929. С. 189-192.
  • Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-Литография Имп. Казанского ун-та, 1897. 104 с.
  • Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов: (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб. [б.и.], 1907. Т. 9. 640 с.
  • Катанов Н. Ф. Предания присаянских племен о прежних делах и людях//Сборник в честь 70-летия Г. Н. Потанина (Записки ИРГО по отд. этнограф., 1909. Т. 34). СПб.: [Тип. В. Ф. Киршбаума], 1909. С. 265-288.
  • Костров Н. А. Качинские татары. Казань: [Тип. Губ-го правл.], 1852. 66 с.
  • Кызласов И. Л. Гора -прародительница в фольклоре хакасов//СЭ, 1982. № 2. С. 83-92.
  • Кызласов Л. Р. Древнейшая Хакасия. М.: Изд-во МГУ, 1986. 295 с.
  • Майногашева В. Е. Комментарии к переводу//Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. Новосибирск: Наука, 1997. С. 430-448.
  • Малов С. Е. Шаманский камень «яда» у тюрков Западного Китая//СЭ, 1947. № 1. С. 151-160.
  • Мудрое слово. Хакасские пословицы, поговорки и загадки. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1976. 127 с.
  • Мэнэс Г. Материалы по традиционной похоронной обрядности захчинов МНР конца XIX -начала XX вв.//Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992. С. 112-127.
  • Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности). Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 672 с.
  • Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. 2-е изд. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 2005. 1026 с.
  • Потапов Л. П. Заметка о происхождении челканцев-лебединцев//Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск: Наука, 1974. С. 304-313.
  • Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.
  • Радлов В. В. Из Сибири: страницы дневника. М.: Наука, 1989. 749 с.
  • Унгвицкая М. А., Майнагашева В. Е. Хакасское народное поэтическое творчество. Абакан: ХО Красноярск. кн. изд-ва, 1972. 312 с.
  • Хакасский героический эпос: Ай-Хуучин. Новосибирск: Наука, 1997. 479 с.
  • Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.
Еще
Статья научная