Канон и красота в византийской культуре
Автор: Скотникова Г.В.
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теория и история культуры, искусства
Статья в выпуске: 4 (20), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье ставится вопрос о смысле канона - важнейшего принципа византийского искусства. Автор обращается к рассмотрению путей формирования исследовательских позиций в русской художественной византинистике, выделяет главные персоны и методологические этапы (иконографический, формально-стилистический, иеротопический), подчеркивает определяющую роль типологического принципа современной гуманитарной науки в адекватном постижении форм художественного сознания средневековой Византии. Каноничность византийского церковного искусства рассматривается как воплощение вечных духовных законов, которыми управляется мир.
Византийское искусство, канон, творческий принцип, тип культуры, русская художественная византинистика, персоналии, методология
Короткий адрес: https://sciup.org/140303080
IDR: 140303080 | DOI: 10.47132/2541-9587_2023_4_205
Список литературы Канон и красота в византийской культуре
- Аверинцев С. С. На перекрестке литературных традиций (Византийская литература: истоки и творческие принципы) // Его же. Другой Рим: Избранные статьи / Предисл. А. Алексеева. СПб.: Амфора, 2005. С. 17-58.
- Алпатов М.В. От автора // Его же. Этюды по истории русского искусства: в 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1967. С. 4-5.
- Астафьев П.Е. Смысл истории и идеалы прогресса // Его же. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. С. 89-132.
- Беликов А. В. Эстетический смысл канона в византийском искусстве: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2014. 29 с.
- Вздорнов Г. И. Реставрация и наука: очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. М.: Индрик, 2006. 411 с.
- Губарева О. В. Икона как искусство: Эстетические традиции русской иконописи и современная визуальная культура. СПб.: Аргус СПб, 2022. 356 с.
- Губарева О. В. Михаил Алпатов об искусстве иконы: особенности метода // Временник Зубовского института. 2019. Вып. 1 (24). С. 83-98.
- Дворжак М. История искусства как история духа / Пер. с нем. А. А. Сидорова, В. С. Сидоровой, А. К. Лепорка; под общ. ред. А. К. Лепорка. СПб.: Академический проект, 2001. 331 с.
- Иулиания (Соколова), мон. Труд иконописца. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. 351 с.
- Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. LXXVШ, 449 с.
- Колпакова Г. С. Общие категории византийской культуры // Ее же. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2002. С. 9-23.
- Кондаков Н. П. Иконография Богоматери: в 2 т. СПб.: Отд-ние рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1914-1915.
- Кызласова И. Л. Академик Н. П. Кондаков: поиски и свершения. СПб.: Але-тейя, 2018. 582 с.
- Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920-1930-е годы: По материалам архивов: автореф. дисс. ... д.и.н. СПб., 1999. 36 с.
- Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920-1930 годы: По материалам архивов. М.: Изд-во Акад. горных наук, 2000. 437 с.
- Кызласова И. Л. Становление и развитие иконографического метода в трудах Ф.И. Буслаева и Н.П. Кондакова: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1978. 20 с.
- Лидов А. М. Вёльфлин // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 104-105.
- Лидов А.М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М.: Индрик, 2006. С. 9-58.
- Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Его же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. С. 9-378.
- Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 224 с.
- Оустерхаут Р. Византийские строители / Пер. Л.А. Беляева; ред. и комм. Л. А. Беляев, Г. Ю. Ивакин. Киев; М.: Корвин Пресс, 2005. 332 с.
- Панофский Э. Этюды по иконологии. СПб.: Азбука-классика, 2009. 429 с.
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 564 с.
- Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. 3-е изд., пересмотр. СПб.: Синод. тип., 1910. 450 с.
- Попова О. С. Византийские иконы VI-XV веков // Несусвет. URL: https:// nesusvet.narod.ru/ico/books/popova/ (дата обращения: 03.08.2023).
- Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. СПб.: Церковь и культура, 2001. 303 с.
- Седунова Т. В. Н. И. Брунов как предтеча «иконологии архитектуры» // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2008. № 25 (58). С. 283-286.
- Тарханова С.В. Северо-западный храм в Иппосе-Суссите (Декаполис) и вопрос происхождения христианской базилики // Византийский временник. 2012. Т. 71 (96). С. 147-158.
- Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. Коломна: Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997. 656 с.
- Хвостова К. В. Византизм «оправдание жизни» (проблема византийской цивилизации) // Византийский временник. 1998. Т. 55 (80). Ч. 2. С. 32-48.
- Хвостова К.В. Византийская цивилизация как историческая парадигма. СПб.: Алетейя, 2009. 207 с.