Канон - вариант - абстракция в творчестве народного мастера

Бесплатный доступ

Рассматривается проблема соотношения коллективно традиционного и индивидуально художественного в современном народном искусстве. На материале традиционного ансамбля конского убранства якутов и лоскутной мозаики А. Н. Зверевой рассмотрена специфика творчества в народном и авторском искусстве. Биографический метод позволил определить особенности и закономерности мифотворческого восприятия категорий пространства и вневременности как сохраняющегося условия бытования образа в народном искусстве. Обоснованы методы интерпретации канонического и абстрактного образа в творчестве современного народного мастера. С целью изучения соотношения между каноном, вариантами и абстракцией использована теория типов интерпретации Э. Бетти. Предложено описание уникальной технологии якутских мастериц шитья, которая имеет определяющее значение в создании вариантов канонического ансамбля и авторского абстрактного образа. Исследована традиционная природа творчества мастера, рассмотрена мифологическая образная система в прочтении им семантики орнамента, принципах организации композиционного пространства в конском убранстве и лоскутной мозаике. Отмечено, что творчество народного мастера эволюционирует от традиционных форм (коврик, покрывало) к свободным ассиметричным абстрактным композициям. Выявлено, что в абстрактных формах она сохраняет базовый колорит этнической культуры: хроматический код, орнаментальные формы и принцип ансамблевости. Определен вклад мастера в сохранение и популяризацию культурного наследия якутского народа, в развитие международных культурных и научных связей. Выявлено, что творчество А. Н. Зверевой представляет наглядный пример конфликта и синтеза традиций и инноваций в рамках народного искусства якутов и современного абстрактного искусства.

Еще

Народное искусство, мифологическое сознание, ритм, композиция, ансамбль, интерпретация, герменевтический канон, традиция, инновация, культурный код

Короткий адрес: https://sciup.org/144162859

IDR: 144162859   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-4114-132-139

Список литературы Канон - вариант - абстракция в творчестве народного мастера

  • Агамбен Дж. Человек без содержания. Москва: Новое литературное обозрение, 2018. 160 с.
  • Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. Сборник Музея Антропологии и Этнографии. Выпуск XXXVII / Отв. ред. Б. Н. Путилов. Ленинград: Наука, 1981. С. 215-226.
  • Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе / пер. с нем. Е. В. Борисов. Москва: «Канон +», РООП «Реабилитация», 2011. 144 с.
  • Бетти Э. Историческая интерпретация / пер. с итал. Ю. Г. Россиус // История философии. 2012. № 17. С. 90-110.
  • Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. Москва: Искусство, 1987. 288 с.
  • Зверева А. Н. Узоры земли Олонхо /науч. консультант А. И. Гоголев, докт. ист. наук, проф. СВФУ Санкт-Петербург: АО «Славия», 2015. 255 с.
  • Иконникова С. Н. Биография как социокультурное измерение истории // Культурологический журнал. 2011. № 4 (6): URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/100.html&j_id=8
  • Каган М. С. Избранные труды в 7 томах Т. V. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. Книга. 2. Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2008. 903 с.
  • Коллингвуд Р. Дж. Принципы искусства. Москва: Языки русской культуры, 1999. 328 с.
  • Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. Сборник статей / отв. ред. И. Ф. Муриан. Москва: Наука, 1973. С. 16-22.
  • Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
  • Некрасова М. А. Канон в народном творчестве // Декоративное искусство СССР. 1971. № 5. С. 29-30.
  • Некрасова М. А. К вопросу о понятии «народный мастер». О природе его творчества // Народные мастера. Традиции, школы. Выпуск1. Москва, 1985. С. 8-26.
  • Покатилова И. В. Пластический фольклор в художественной культуре Якутии. Новосибирск: Наука, 2013. 184 с.
  • Потапов И. А. Грани творчества Анны Зверевой. Санкт-Петербург. 2000. С. 9-20.
  • Путилов Б. Н. Фольклор как творческий процесс // Фольклор и народная культура. In memorian. Санкт-Петербург, 2003. С. 166-238.
  • Раушенбах Б. В. Геометрия картины и зрительное восприятие. Санкт-Петербург: Азбука-Классика, 2002. 320 с.
  • Тендрякова М. В. Биографический метод на перекрестке гуманитарных исследований // Традиционная культура. 2022. Т. 23. № 4. С. 111-124.
  • Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
  • Чистов К. В. Фольклор. Текст. Традиция: Сборник статей. Москва: ОГИ, 2005. 270 с.
Еще
Статья научная