Картина мира писателя в языковом пространстве текста (на примере романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита")

Бесплатный доступ

В статье рассматривается вопрос об особенностях отражения индивидуальной картины мира писателя М. Булгакова в художественной концепции его романа «Мастер и Маргарита». Анализ осуществляется с учетом мнений литературоведов о специфике содержания романа, а также на основе высказываний самого М.Булгакова о себе и своем творчестве. Специальное внимание уделяется особенностям языкового изображения авторской идеи. Утверждается, что причиной появления сложной и противоречивой художественной концепции романа является острая боль писателя за все, что происходит в России, его переживания за каждый ее день и каждого человека. Посредством лингвостилистического анализа фрагмента текста в статье осуществляется доказательство того, что, во-первых, в романе создана сложная, многоголосая концепция, основанная на противостоянии трех миров; во-вторых, противоречивое отношение автора к действительности и одновременно детски-наивная вера в торжество справедливости реализуются в тонко продуманной языковой ткани, где средства разных уровней языка и разнообразные речевые приемы организованы системно. Исследование представляет собою попытку обосновать важность вдумчивого чтения текстов художественной литературы, важность понимания читателем возникающей в тексте специфической речевой системности, которая появляется как результат целенаправленной деятельности автора по отбору и сочетанию речевых единиц и приемов в языковой ткани текста. С помощью лингвостилистического анализа обосновывается тезис о покомпонентно-языковом отражении в языке произведения картины мира писателя.

Еще

Лингвостилистический анализ, художественный текст, картина мира писателя, структурно-смысловое ядро системы образов

Короткий адрес: https://sciup.org/148317710

IDR: 148317710

Список литературы Картина мира писателя в языковом пространстве текста (на примере романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита")

  • Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003, 400 с.
  • Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Москва: Флинта: Наука, 2009. 520 с.
  • Войтак М. Стереотипизация и творчество в поэтической молитве // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2000. С. 47–63.
  • Волков А. А. Курс русской риторики. М.: Русская панорама: Кафедра, 2013. 414 с.
  • Воспоминания о Михаиле Булгакове: Сборник / cост. Е. С. Булгакова, С. А. Ляндрес. М.: Советский писатель, 1988. 528 с.
  • Высказывания о М. Булгакове [Электронный ресурс]. URL: http://aphorism- citation.ru/index/0-588 (дата обращения 24.11.2018).
  • Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности // Язык как материал словесности: сб. науч. статей: к 90-летию профессора А.И. Горшкова. М.: Изд-во Литературного ин-та им. А. М. Горького, 2013. С. 5–25.
  • Кожина М. Н. Речеведческий аспект теории языка // Stylistyka. Вып. VII. Оро1е, 1998. С. 5–32.
  • Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. 462 с.
  • Куликова И. С., Салмина Д. В. Миссионерское Евангелие: добро или зло?: Филоло- гическая критика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 239 с.
  • Купина Н. А. Креативная стилистика. М.: Флинта: Наука, 2017. 180 с.
  • Купина Н. А. Филологический анализ художественного текста: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2003. 405 с.
  • Лихачев Д. С. Воспоминания. Раздумья. Работы разных лет. Т. 2. М.: Флинта: Наука, 2006. 511 с.
  • Львов М. Р. Риторика. Культура речи. М.: Академия, 2004. 270 с.
  • Мечковская Н. Б. Язык и религия. М.: Гранд: Агентство «Фаир», 1998. 349 с.
  • Нерознак В. П. Теория словесности: старая и новая парадигмы // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М.: Academia, 2009. С. 13–31.
  • Рождественский Ю. В. Теория риторики. М.: Флинта: Наука, 2004. 510 с.
  • Шмелева Т. В. Речеведение: в поисках теории // Stylistyka. Вып. VI. Оро1е, 1997. С. 301–313.
  • Штайн К. Э. Многогранность философско-религиозного дискурса О. Павла Флоренского и глубинный стереотип // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2000. С. 32–46.
Еще
Статья научная