Категория театральности в романе даниэля Кельмана «Тилль»

Бесплатный доступ

Постановка проблемы. Феномен театральности является важным вопросом для целого ряда наук, в том числе для литературоведения. Изучение творчества Даниэля Кельмана с этой точки зрения представляется интересным и перспективным. Цель статьи - рассмотреть, как реализуется категория театральности в романе Д. Кельмана «Тилль». Обзор литературы. В отечественной и зарубежной германистике представлен достаточно широкий пласт работ, посвященных романам Д. Кельмана. Однако «Тилль» (Tyll, 2017; «Тилль», рус. пер. 2022), единогласно признаваемый вершиной творчества писателя, все еще остается мало изученным. Театральность как категория поэтики данного романа пока не становилась предметом специального анализа. В исследовании задействованы культурно-исторический и структурно-семиотический методы анализа текста. Результаты исследования. Категория театральности реализуется в романе на разных уровнях его внутренней структуры, но прежде всего связана с образом Тилля, создавая который Д. Кельман в значительной степени следует традициям немецкого средневекового театра, и образом Елизаветы Стюарт, видящей себя актрисой в разыгрывающейся на сцене пьесе исторического масштаба.

Еще

Даниэль кельман, театральность, театрализация, тилль уленшпигель, трикстер

Короткий адрес: https://sciup.org/144162911

IDR: 144162911   |   DOI: 10.24412/2587-7844-2024-1-80-93

Список литературы Категория театральности в романе даниэля Кельмана «Тилль»

  • Аверкина Л.А. Концепт «новых рассказчиков» в современной немецкоязычной прозе (на примере творчества Д. Кельмана) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2019. № 1 (817). С. 395-407.
  • Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Театральность как характерное свойство художественной прозы Достоевского // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2023. № 2. С. 156-163. DOI: 10.31912/pvrli-2023.2.15
  • Баратова О.А. Театральность в романе Дж. Фаулза «Коллекционер» // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 3. С. 182-187.
  • Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. 302 с. (Эпос. Лирика. Театр).
  • Ермолаева Н.Л. «Человек играющий» в эпосе И.А. Гончарова // STUDIA LITTERARUM. 2022. Т. 7, № 3. С. 218-241. DOI: 10.22455/2500-4247-2022-73-218-241
  • Заварницына Н.М. Формирование понятия театральности и составляющих этого феномена в отечественном литературоведении XX-XXI вв. // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2020. № 4. С. 58-62.
  • Иваньшина Е.А., Зятькова В.В. О смысле театральности «Мастера и Маргариты» // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и Филология. 2020. Т. 30, № 2. С. 303-310. DOI: 10.35634/2412-9534-2020-30-2-303-310
  • Кельман Д. Тилль: роман / пер. с нем. А. Берлиной. М.: Изд-во АСТ, 2022. 384 с.
  • Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего Средневековья. М.: Наука, 2002. 208 с.
  • Коптелова Н.Г. Стихотворение А. Блока «Шаги командора»: театральность поэтики // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 2 (17). С. 35-41. DOI: 10.24411/2499-9679-2019-10383
  • Кучумова Г.В. Проблема измерения пространства и времени (на материале австрийских романов) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2023. Т. 1, № 4. С. 73-81. DOI: 10.51965/2076-7919_2023_1_4_73
  • Липнягова С.Г. Варианты реализации категории театральности в английском романе XIX-XX вв. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 19. С.163-170.
  • Липнягова С.Г. Театральность как категория в поэтике романа. К постановке проблемы // Преподаватель. XXI век. 2007. № 1. С. 125-131.
  • Николаева П.В. О театральности прозы Теннесси Уильямса (на материале повести «Римская весна миссис Стоун») // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2016. № 3 (9). С. 21-27.
  • Полякова Е.А. Театральность в литературе // Новый филологический вестник. 2008. № 2 (7). С. 37-38.
  • Пудова О.А. Театр и театральность в поэтике романа Томаса Лава Пико-ка «Усадьба Грилла» // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 518-520. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00392
  • Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.: Изд-во МГУ, 1986. 259 с.
  • Черноземова Е.Н., Чернова Ю.В. Театральность прозы драматурга (на материале произведения Д.Б. Пристли «Дженни Вильерс: повесть о театре») // Преподаватель XXI век. 2017. № 1-2. С. 464-469.
  • Чехов А.П. Письмо Лазареву (Грузинскому) А.С., 1 ноября 1889 г. Москва // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 12 т. М.: Наука, 1976. Т. 3: Письма, Октябрь 1888 - декабрь 1889. С. 273-275.
  • Шастина Е.М. Литературная кинематографичность прозы Д. Кельмана // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики: сб. науч. тр. VII Международной научно-практической конференции. Елабуга, 2023. С. 441-445.
  • Шастина Е.М., Казакова Ю.К. «Метафикциональные сигналы» в романе Даниэля Кельмана «Измеряя мир» // Филология и культура. 2018. № 3 (53). С.235-241.
  • Bozena A. Zwischen Komik und Postironie. Die Spielarten des Humors in Tyll von Daniel Kehlmann. In: Transfer. Reception Studies. 2020. Vol. 5. S. 115-142. DOI: https://doi.org/10.16926/trs.2020.05.04
  • Eickholt S., Schwengel A. Unzuverlässiges Erzählen in der Heterodiegese in Daniel Kehlmanns historischem Roman «Tyll». In: Zeitschrift für Germanistik. 2021. Vol. 31, No. 1. S. 69-85. DOI: https://doi.org/10.3726/92168_69
  • Filimonova A.P., Mazhitayeva Sh.M. Staged history: concept of theatricality in the modern utopia (England, England by Julian Barnes) // Tomsk State University Journal of Philology. 2023. No. 82. P. 303-320. DOI: 10.17223/19986645/82/14
  • Kehlmann D. Kommt, Geister. Reinbeck bei Hamburg: Rowohlt Verlag, 2015. 176 S.
  • Maeding L. Eulenspiegel im Krieg: der Narr und die Erzähltradition in Daniel Kehlmanns Roman Tyll // German life and letters. 2020. Vol. 73, is. 2, S. 339-356. DOI: https://doi.org/10.1111/glal.12266
  • Schweissinger M. Intertextuality in Daniel Kehlmann's Novel Tyll // International Journal of Language and Literature. 2019. Vol. 7, No. 1. P. 138-148. DOI: 10.15640/ijll.v7n1a16
  • Szymanska E. Daniel Kehlmanns 'Literaturtheater'. In: Das moderne Theater in Österreich. Trends - Ideen - Fragestellungen. Berlin: Krzysztof Tkaczyk, Peter Lang Verlag, 2021. S. 75-88.
Еще
Статья научная