Католическая мысль XIX - нач. XX вв. в поисках компромисса с эволюционизмом

Автор: Храмов Александр Валерьевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 1 (84), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются взгляды католических ученых и клириков XIX - нач. XX вв., которые пытались примирить эволюционизм и христианскую веру. Первую такую попытку католики в лице бельгийского геолога Ж. Б. д’Омалиуса д’Аллуа предприняли еще до публикации «Происхождения видов» Дарвина в 1859 г. В первые десятилетия дарвиновской эпохи к теории эволюции повернулись лицом сразу несколько католических интеллектуалов: палеонтолог А. Годри, священник Д. Леруа (Франция), биолог Д.-С. Майварт (Великобритания), священник Д. Зам (США), священник Х. Аринтеро и кардинал С. Гонсалес (Испания), священник и энтомолог Э. Васманн (Австро-Венгрия). Все эти первые католики-эволюционисты были единодушны в своем неприятии дарвинизма, которому они предпочитали финалистские и идеалистические объяснения эволюции. Также все они так или иначе допускали существование прямых вмешательств Бога в эволюционный процесс. Поначалу высшее руководство Католической Церкви не было настроено на компромисс с эволюционизмом, однако первые эволюционисты-католики, действуя на свой страх и риск, способствовали подвижкам в этом направлении. Ключевые идеи, на которых базируется подход современного Ватикана к теории эволюции, были высказаны католическими эволюционистами еще в XIX в

Еще

Теистический эволюционизм, ч. дарвин, э. геккель, католицизм, эволюция человека, ватикан, происхождение жизни, креационизм, естественный отбор, иоанн павел ii, пий xii

Короткий адрес: https://sciup.org/140246676

IDR: 140246676   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10003

Список литературы Католическая мысль XIX - нач. XX вв. в поисках компромисса с эволюционизмом

  • Васман Э. Неодарвинизм и христианство. СПб.: Тип. Монтвида, 1907.
  • Геккель Э. Борьба за эволюционную идею. Три лекции, читанные 14, 16 и 19 апреля 1905 г. в зале певческой Академии в Берлине. СПб.: Екатерингофское Печатное дело, 1909.
  • Годри А. Философские аспекты палеонтологии. M.: URSS, 2011.
  • Пий XII. Humani Generis. О некоторых ложных мнениях, угрожающих подрывом основ католического учения. URL: http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/ item/1321-pij-xii-papa-humani-gener.html (дата обращения: 03.05.2018).
  • Arintero J. T. G. La evolución y la filosofía cristiana: Introducción general y libro primero. Madrid: Gregorio del Amo, 1898.
  • D'Omalius d'Halloy J.-B. Sur le transformisme // Bulletins de l'Académie royale des sciences, des lettres et des beaux-arts de Belgique, 2me série. 1873. T. XXXVI. P. 769-779.
  • Dorlodot H. Le Darwinisme au point de vue de l’orthodoxie catholique. Vol. 1: L’Origine des Espèces. Bruxelles, Paris: Vromant, 1921.
  • González, card. La Biblia y la Ciencia. T. I. Madrid: Imprenta de A. Pérez Dubrull, 1891.
  • International Theological Commission. Communion and Stewardship: Human Persons Created in the Image of God. URL: http:// www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/cti_documents/rc_con_cfaith_doc_20040723_ communion-stewardship_en.html (дата обращения: 18.04.2018).
  • Mivart G. St. On the Genesis of Species. London; New York: Macmillan and Co., 1871.
  • Pope Francis. Address of His Holiness Pope Francis on the Occasion of the Inauguration of the Bust in Honour of Pope Benedict XVI, 27 October 2014. URL: https:// w2.vatican.va/content/francesco/en/speeches/2014/october/documents/papa-francesco_20141027_ plenaria-accademia-scienze.html (дата обращения: 01.05.2018).
  • Schönborn С. Finding Design in Nature // New York Times. 2005. July 7. P. 23.
  • Wasmann E. Modern Biology and the Theory of Evolution. London: Kegan Paul, Trench, Trubner and co., 1910.
  • Zahm J. A. Evolution and Dogma. Chicago: D. H. McBridge and Co., 1896.
  • Artigas M., Glick T. F., Martínez R. A. Darwin and the Vatican: The Reception of Evolutionary Theories // The Reception of Charles Darwin in Europe / Eds. Engels E.-M., Glick T. F. Vol. II. London, Continum, 2008. P. 413-429.
  • Artigas M., Glick T. F., Martínez R. A. Negotiating Darwin: The Vatican Confronts Evolution, 1877-1902. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2006.
  • Camós A. Darwin in Catalunya: From Catholic Intransigence to the Marketing of Darwin's Image // The Reception of Charles Darwin in Europe / Eds. Engels E.-M. & Glick T. F. Vol. II. London, Continum, 2008. P. 400-412.
  • De Bont R. A Serpent without Teeth. The Conservative Transformism of Jean-Baptiste d'Omalius d'Halloy (1783-1875) // Centaurus. 2007. Vol. 49. P. 114-137.
  • Glick T. F. Spain // The Comparative Reception of Darwinism / Ed. Glick T. F. Chicago; London: University of Chicago Press, 1988. P. 307-345.
  • Gregersen N. H. Theology in a Neo-Darwinian World // Studia Theologica - Nordic Journal of Theology. 1994. Vol. 48. P. 125-149.
  • Lustig A. J. Erich Wasmann, Ernst Haeckel, and the limits of Science // Theory in Biosciences. 2002. Vol. 121. P. 252-259.
  • Paul H. W. The Edge of Contingency: French Catholic Reaction to Scientific Change from Darwin to Duhem. Gainesville: University Presses of Florida, 1979.
  • Pelayo F. Creacionismo y evolucionismo en el siglo XIX: Las repercusiones del darwinismo en la comunidad científica española // Anales del seminario de historia de la filosofía. 1996. Vol. 13. P. 263-284.
  • Richards R. J. Ernst Haeckel and the Struggles over Evolution and Religion // Annals of the History and Philosophy of Biology. 2005. Vol. 10. P. 89-115.
Еще
Статья научная