Клод Ланцман и Жорж Диди-Юберман: две теории репрезентации бесчеловечного опыта XX столетия
Автор: Скопин Денис Александрович
Журнал: Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения @hfrir-jvolsu
Рубрика: Всеобщая история
Статья в выпуске: 2 (32), 2015 года.
Бесплатный доступ
В тексте анализируются две различные точки зрения на роль зрительного образа в репрезентации бесчеловечного исторического опыта (Холокоста). Согласно Клоду Ланцману, французскому режиссеру и автору известного документального фильма «Шоа», образ не способен поведать нам правду о Холокосте. Действительность Холокоста остается по ту сторону власти образа, и наше воображение не способно достичь «возвышенного» образа. Аргументация Ланцмана очень близка аргументации Ж.-Ф. Лиотара в «Распре», который считает, что любое прямое изображение Шоа обречено на провал. Единственный способ «изобразить» Холокост состоит в том, чтобы вопрошать свидетелей, как и делает Ланцман в своем фильме. Эта точка зрения критикуется Ж. Диди-Юберманом в его книге «Образы несмотря ни на что». Он рассказывает историю четырех фотографий, снятых заключенными в Освенциме в 1944 г., и утверждает, что эти образы могут сыграть очень важную роль в достижении исторической истины. Воображение, в свою очередь, также участвует в процессе выстраивания нашей исторической картины.
История xx века, холокост, свидетель, репрезентация, фотография, фильм
Короткий адрес: https://sciup.org/14972003
IDR: 14972003 | DOI: 10.15688/jvolsu4.2015.2.8
Список литературы Клод Ланцман и Жорж Диди-Юберман: две теории репрезентации бесчеловечного опыта XX столетия
- Агамбен, Д. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель/Д. Агамбен. -М.: Европа, 2011. -192 с.
- Диди-Юберман, Ж. Изображения вопреки всему/Ж. Диди-Юберман//Отечественные записки. -2008. -№ 4 (43). -С. 77-94.
- Скопин, Д. А. Категория возвышенного у Ж.-Ф. Лиотара/Д. А. Скопин//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». -2011.-№ 3 (23).-С. 137-145.
- Au sujet de Shoah, le film de Claude Lanzmann. -Paris: Belin, 2011. -448 p.
- Didi-Huberman, G. Images malgré tout/G. Didi-Huberman. -Paris: Minuit, 2003. -272 p.
- Didi-Huberman, G. La ressemblance par contact/G. Didi-Huberman. -Paris: Minuit, 2008. -384 p.
- Lyotard J.-F. Le Différend/J.-F. Lyotard. -Paris: Minuit, 1983. -280 p.
- Pagnoux, É. Reporter photographe а Auschwitz/É. Pagnoux//Les temps Modernes. -2001. -Vol. 56, № 613. -P. 84-108.
- Rancičre, J. Ledestindesimages/J. Rancičre. -Paris: La Fabrique, 2003. -157 p.
- Rancičre, J. La nuit des prolétaires: archives du rźve ouvrier/J. Rancičre. -Paris: Fayard: Pluriel, 2012. -480 p.
- Skopin, D. La photographie de groupe et la politique de la disparition dans la Russie de Staline/D. Skopin. -Paris: Harmattan, 2015. -236 p.
- Vidal-Naquet, P. Les Assassins de la mémoire/P. Vidal-Naquet. -Paris: La Découverte, 1987. -231 p.
- Wajcman, G. De la croyance photographique/G. Wajcman//Les Temps Modernes. -2001. -Vol. 56, № 613. -P. 46-83.