Книжная культура в условиях войны: проблемы воссоздания истории и использования воспитательного потенциала
Автор: Лютов С.Н.
Журнал: Культура: теория и практика @theoryofculture
Рубрика: К 80-летию Великой Победы
Статья в выпуске: 3 (64), 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье обосновывается необходимость обобщающего междисциплинарного исследования книжной культуры в годы Великой Отечественной войны на основе многочисленных наработок и публикаций по изучению истории культуры, книжного и библиотечного дела военных лет, читательских практик на фронте и в тылу, особенностей бытования книги в условиях военной повседневности. Воспитательный потенциал книжной культуры военных лет востребован в современных условиях для формирования общественного сознания, отвечающего современным военно-политическим реалиям.
Книга, книжная культура, великая отечественная война, экстремальные условия, библиотечные и читательские практики, воспитательный потенциал, общественное сознание
Короткий адрес: https://sciup.org/144163555
IDR: 144163555
Текст научной статьи Книжная культура в условиях войны: проблемы воссоздания истории и использования воспитательного потенциала
К 80-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ. ЛЮТОВ С. Н. КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА ВУСЛОВИЯХ ВОЙНЫ: ПРОБЛЕМЫ ВОССОЗДАНИЯ ИСТОРИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне проходит в обстановке, которая отличается не только традиционным обращением к истории трагических и героических дней войны, памятью о жертвах и утратах военных лет, но и военно-политическими реалиями вооруженной борьбы с неонацизмом на тех территориях, где в 1941-1945 гг. шла ожесточенная борьба с германским фашизмом. Эти особенности актуализируют проблемы, связанные с выявлением и использованием всех факторов, способствующих эффективному использованию воспитательного потенциала истории и опыта работы с книгой в интересах мобилизации духовных сил общества на достижение победы над врагом. Востребованность такой работы отмечалась с первых послевоенных лет. В частности, в аннотации к монографии майора А.Г. Дементьева «Книга на фронте», вышедшей в свет в 1946 г., отмечалось: «Материалы книги могут с большим успехом использовать и современные библиотечные работники, организуя работу в помощь патриотическому воспитанию, возрождению культа книги и чтения» [5, с. 2].
История книжного и библиотечного дела 1940-х гг. в контексте изучения книжной культуры
За десятилетия, прошедшие после победы в Великой Отечественной войне 19411945 гг., традиционно сложилось так, что в юбилейные годы актуализируется осмысление опыта и уроков войны, в публикациях мемуарного и научного содержания рассматриваются новые аспекты, вводятся в оборот новые сведения и факты. Обращаясь к истории культуры, книжного и библиотечного дела военных лет, следует отметить, что книговедами, библиотековедами, историками культуры проделана большая работа по воссозданию многих интересных страниц, отражающих специфику издания и использования книги в экстремальных условиях войны, масштабную работу по перемещению и сохранению книжных фондов, самоотверженный труд писателей, издателей, библиотекарей по обеспечению фронта и тыла печатной продукцией.
Историографический анализ темы демонстрирует как последовательно прирастал массив научных публикаций: от первых статей в книговедческих и библиотековедческих изданиях 1950-х - 1960-х гг. - до обобщающих диссертационных исследований и монографий в конце ХХ - начале XXI века [11; 14]. В исследовательской практике получили распространение многие интересные направления, связанные с изучением ведомственной специфики книжного и библиотечного дела в годы войны, изменениями в издательских стратегиях и тематике печатной продукции, воссозданием истории отдельных издательств, библиотек, типографий. Множится число работ, освещающих историю книжной культуры военных лет в масштабе отдельных регионов и территорий. Предпринимаются интересные попытки изучения чтения в экстремальных условиях войны с методологических позиций исследования повседневных практик фронта и тыла [16].
Примечательно, что в 1970-е - 1980-е гг. история книжного и библиотечного дела периода войны наряду с многочисленными научными статьями, составила содержание отдельных разделов в обобщающих монографиях об идеологической и культурной работе в годы войны [8; 15]. По мере накопления новых материалов и углубления авторов в детали изучаемых тем в конце XX - начале XXI в. стала заметна дифференциация исследовательских направлений, ориентированных на относительно самостоятельное изучение периода войны культурологами, библиотековедами, книговедами. Об этом, в частности, свидетельствует издание монографий В.И. Васильева «Войне вопреки … Академическая книга в истории Великой Отечественной войны» [1], О.Г. Жуковой «Культурный фронт Великой Отечественной войны» [7], А.М. Мазурицкого «Книжные потери России в годы Великой Отечественной войны» [13] и «Библиотеки в годы Великой Отечественной войны» [12], С.Н. Лютова «Книжный фронт Великой Отечественной войны» [10].
Авторы этих обобщающих трудов, используя различные методологические подходы и многообразие фактического материала, представляют читателям свое видение роли и вклада различных сфер науки, культуры и искусства в достижении победы над врагом. В монографии В.И. Васильева история выпуска академических изданий в годы войны представлена как отражение выдающихся научных достижений, исследовательской деятельности ученых и их вклад в достижение победы. О.Г. Жукова обосновала вывод, что Великую Отечественную войну СССР с блоком гитлеровской коалиции следует рассматривать не только как «войну моторов», «войну идеологий», но прежде всего как войну культур («культуркампф»). А.М. Мазурицкий убедительно доказывает, что фашисты планировали и осуществляли перемещение в Германию наиболее значимых книжных фондов из оккупированных районов, добиваясь уничтожения национального самосознания народов СССР через разрушение библиотек. В монографии С.Н. Лютова анализируется роль военной книги в формировании оборонной составляющей общественного сознания в предвоенные годы, процесс перестройки книгоиздательской системы в интересах обеспечения печатной продукцией фронта и тыла на разных этапах войны.
Выход упомянутых монографий и других научных трудов свидетельствует о новом уровне изучения темы и закономерно ставит вопрос о перспективах ее исследования. Несомненно, результаты дальнейших научных изысканий будут отражаться в новых научных статьях, диссертациях, материалах различных научных форумов. Но наряду с традиционными подходами в рамках сформировавшихся исследовательских направлений необходимо обсуждать новые перспективные проекты, предполагающие подготовку фундаментальных трудов, выходящих за рамки индивидуального авторского труда, и нацеленные на воссоздание более масштабной истории бытования книги и связанных с ней сфер деятельности в экстремальных условиях войны.
Ключевыми вопросами такого обсуждения являются выбор тем междисциплинарных проектов, объединение усилий исследовательских учреждений, формирование авторских коллективов. Одной из возможных тем, объединяющей и выводящей на более высокий уровень результаты исследований культурологов, библиотековедов, книговедов, библиографоведов, читателе- и чтениеведов в изучении истории книжного и библиотечного дела в годы Великой Отечественной войны, может стать история книжной культуры 1941-1945 гг. Первые шаги в этом направлении были сделаны публикациями В.И.Васильева о книжной культуре данного периода [2; 3]. Широкий диапазон понятия «книжная культура» создает возможность объединения научных сил для комплексного изучения темы.
Еще один перспективный проект, актуальность которого диктуется необходимостью сохранения книг и другой печатной продукции периода Великой Отечественной войны, видится в разработке нормативной базы, подтверждающей статус книги военных лет как книжного памятника.
Данные проблемы в той или иной постановке актуализировались в предыдущие юбилейные даты Великой Победы, но должного воплощения, отвечающего значимости этого события, они пока не получили. Рассуждая об этом, С.П. Гаранина писала в 2015 г.: «Тема книги в годы военных испытаний неисчерпаема для исследования, для музейной и выставочной интерпретации. … Думается, что сегодня музеям и библиотекам, всем вузам, включая и технические, необходимо объединить свои усилия по поиску, описанию, сохранению, изучению книжных памятников Великой отечественной войны. Это не должно превратиться в кампанию, возникающую и затухающую каждое пятилетие, необходима программа, реализация которой перейдёт другим поколениям, но начинать необходимо сейчас, пока ещё не всё утрачено» [4, с. 81].
Использование потенциала книжной культуры военных лет
Социокультурные трансформации последних десятилетий указывают на то, что в использовании воспитательного потенциала книжно-библиотечной истории Великой Отечественной войны проявляются два обстоятельства. Первое обстоятельство объективно обусловлено тем, что поколения, вступавшие в жизнь во второй половине XX в., еще имели возможность общаться с фронтовиками, тружениками тыла, родственниками, пережившими войну. Это общение формировало личные каналы памяти, дополнявшие знания, почерпнутые из учебников истории, книг и фильмов о войне. Но по мере того, как события Великой Отечественной войны все дальше уходят в прошлое, с каждым годом становится все меньше живых участников и свидетелей тех славных и трагических событий. Личные каналы памяти у нынешнего поколения лишаются живой подпитки, а множественные переоценки событий военных лет делают память все более уязвимой и подверженной изощренным историческим фальсификациям. В этих условиях роль книги как канала памяти в комплексе с другими средствами мемориальной культуры (музеи, места памяти, исторические реконструкции) возрастает, но для этого необходимо активное включение в современный дискурс по проблемам памяти [9].
Второе обстоятельство связано с тем, что в XXI в. «прежние институты книжной культуры - библиотека, школа, вуз, литературная критика - утратили не только свое символическое значение, авторитетность, но и свою прежнюю роль в структурировании процессов массового чтения, представлении и распространении влиятельных образцов» [6, с. 40]. Это многократно усложняет процесс воспитательного воздействия на нынешнее поколение молодежи примерами из истории книжной культуры военных лет.
В дни празднования очередных годовщин Победы каждая библиотека в том или ином масштабе проводит приуроченные к этому событию мероприятия, в числе которых традиционными являются выставки книг военных лет, имеющиеся в библиотечных фондах. Из года в год появляются интересные примеры таких мероприятий. Но при этом нельзя не заметить, что далеко не всегда организаторы выставок выходят за рамки демонстрации обложек книг, изданных в годы войны. Не редко посещение книжных выставок оставляет впечатление существенного разрыва науки и практики, проявляющегося в том, что библиотечные специалисты, представляющие выставки читателям, весьма поверхностно знают историю книжного и библиотечного дела периода войны, детально изученную и описанную исследователями во множестве научных статей, диссертаций, монографий. Все это ставит в повестку дня вопрос о разработке отраслевой стратегии по превращению библиотек в дни празднования Великой Победы в территорию памяти. Наполнение этой стратегии обновленными методическими рекомендациями, необходимым историческим материалом и опытом его использования расширит возможности библиотек в использовании воспитательного потенциала книжной культуры военных лет.