Коммуникативно-аксиологический подход в реализации музыкально-театрального творчества
Бесплатный доступ
Объект исследования - музыкальная театрализация, выступающая как жанровый класс, в котором есть стабильные и мобильные жанровые признаки (осевыми становятся музыкальное и театральное начала, синтез которых может проявляться в разных формах, меняющих соотношение музыкальных и театральных средств выразительности); предмет - коммуникативно-аксиологические аспекты реализации музыкально-театрального творчества; цель - разработка коммуникативно-аксиологического подхода к изучению музыкальной театрализации. Методологические подходы, применяемые в исследовании: концептуальный, системный, комплексный. Научная новизна обусловлена введением оригинальной методологии, позволяющей по-новому подойти к изучению музыкальной театрализации как прошлого, так и настоящего времени. Коммуникативно-аксиологический подход основан на сопряжении в одном исследовательском поле концептов коммуникативного и аксиологического подходов. Совокупность методов исследования приводит к изучению определённых коммуникативных ситуаций, при которых в результате взаимодействия коммуникантов в эстетическом и социокультурном пространстве происходит передача информации от одного субъекта к другому и формируется поле различных ценностей, обусловленных социальными, профессиональными и личностными факторами. Коммуникативно-аксиологический подход предполагает комплексное исследование феноменов творческой деятельности, ориентированное на выявление их эстетической и антропологической ценности. Подход разворачивается в рамках рецептивной диалогической парадигмы, согласно которой в процессе реализации музыкальной театрализации происходит восприятие образного плана событий конкретной ситуации и одновременно переработка и трансляция уже обновлённого содержания. Так осуществляется «действенное переживание» и изначально субъективные смыслы проникают в интерсубъективное пространство, детерминируя тем самым процесс становления ценностных ориентиров личности.
Музыкальная театрализация, коммуникативно-аксиологический подход, ценностные ориентации, музыкальное искусство, коммуникация, аксиология
Короткий адрес: https://sciup.org/148326692
IDR: 148326692 | DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-90-74-81
Список литературы Коммуникативно-аксиологический подход в реализации музыкально-театрального творчества
- Абушенко, В. Л. Аксиология // Новейший философский словарь. - Минск: Интерпрессервис; Книжный дом. 2001. - С. 25-28.
- Алесенкова, В. Н. Когнитивное театроведение как опыт анализа ментальных процессов в контексте постдраматического театра // Манускрипт. - 2019. - Т. 12. - №11. - С. 341-345.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.
- Бондаренко, Н. Б. Онтология жанра мазурки в творчестве Ф. Шопена: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2017. - 214 с.
- Васильев, А. З. Генологические проблемы художественной культуры (к методологии изучения жанра) // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы: сб. науч. тр. - Л.: ЛГИТМиК, 1987. - С. 122-135.
- Веретенников, Н. Я. Личностное самоопределение в русском духовном опыте: функционально-контекстуальный подход. - Саратов: Изд-во Научная книга, 2006. - 161 с.
- Воронина, Н. И. «Проживание» М. М. Бахтина в музыке // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - Т.21. - №64. - С. 49-52.
- Киреева, Н. Ю. Музыкальная театрализация в аспекте ценностной коммуникации: к вопросу о терминологии // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2022. - №3. - URL: https://nbpublish.com/library read arti-cle.php?id=38054 (дата обращения: 31.01.2023).
- Киссель, М. А. Ценностей теория // Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 763.
- Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь / Ред. Д. И. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 1999. - 343 с.
- Кушнаренко, Я. В. Обоснование аксиологии в контексте неклассической рациональности: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - Томск, 2004. - 183 с.
- Мамардашвили, М. К. Картезианские размышления. - М.: Изд. гр. Прогресс, Культура, 1993. - 352 с.
- Петров, В. О. О понятии музыкального жанра в контексте социальной коммуникации // PHILHARMONICA. International Music Journal. - 2018. - №4. - С. 18-23. - URL: https://nbpublish.com/library read arti-cle.php?id=28525 (дата обращения: 31.01.2023).
- Симонова, С. А., Аверюшкин, А. Н. К вопросу об эстетизации современной культуры // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2022. -Т. 24. - №85. - С. 73-77.
- Спорышев, В. П. Становление режиссёрской оперы в мировом музыкальном искусстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2019. -Т. 21. - №69. - С. 58-62.
- Якупов, А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. - М.: МГК; Магнитогорск: Магнитогор. гос. муз.-пед. ин-т, 1994. - 288 с.
- Craig, R. T. Communication Theory as a Field // Communication Theory. - 1999. - Vol. 9. - Iss. 2. - Pp. 119-161.
- Deutsch, D. The Psychology of Music. - New York: Academic Press, 2012. - 786 p.
- Glivinsky, V. V. The Listener and the Work as the Dualistic Basis for the Morphological Analysis of Music // Music Scholarship. - 2022. - №4. - Pp. 110-126.
- Volkova, P. S., Wu, Liyang, Wu, Xiangze. Musical Communication in the Aspect of the Rhetoric Canon // Music Scholarship. - 2022. -№2. - Pp. 146-158.
- Jones, M., Holleran, S. Cognitive bases of musical communication. - Washington: American Psychological Association, 1992. - 284 p.