Коммуникативный потенциал цифрового искусства: культурно-исторические парадигмы и практики
Автор: Нагорная Л.Н.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры, искусства. Философская антропология
Статья в выпуске: 5 (121), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблемам художественной коммуникации в современном выставочном пространстве, обусловленном спецификой цифровых трансформаций в современной культуре и искусстве. Особое внимание уделяется рассмотрению таких специфических свойств современного цифрового искусства, как виртуальность, интерактивность, гиперреализм в рамках парадигмы массовой культуры. Эти качества цифрового (диджитального) искусства рассматриваются на примере культурных практик интерактивной галереи современного искусства Mori Building Digital Art Museum (Япония, Одайба), музея цифрового искусства Atelier des Lumière (Париж, Франция), а также арт пространства «Артемьев» при МГК им. П. И. Чайковского и центра цифрового искусства Artplay Media (Москва). С одной стороны, осмысление роли процессов виртуализации социокультурного пространства, экспансии информационных платформ, компьютерной гибридизации медиа, взаимодействия традиционных и цифровых форм искусства в рамках современной культуры позволяет выявить новые ценностные смыслы и перспективные возможности этого взаимодействия, обосновать креативно ориентированные человекоцентристские модели развития цифрового искусства. С другой стороны, это дает возможность высветить угрозы культурно исторических трансформаций подмены или возможной утраты глубинных онтологических оснований, изначально заложенных в произведениях искусства, дегуманизации и десакрализации культуры.
Художественная коммуникация, киберискусство, современное цифровое искусство, эстетика взаимодействия, цифровой музей, цифровые инсталляции, виртуальный компонент, иммерсивность, гиперреализм, трансформации культуры
Короткий адрес: https://sciup.org/144163196
IDR: 144163196 | DOI: 10.24412/1997-0803-2024-5121-76-84
Список литературы Коммуникативный потенциал цифрового искусства: культурно-исторические парадигмы и практики
- Архитектоника современного искусства в режиме медиа: пространство, технологии, агенты: Коллективная монография / Е. Э. Дробышева, С. В. Лаврова, Д. С. Артамонов [и др.]. Санкт-Петербург: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2021. 177 с.
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Москва: Медиум, 1996. 124 с.
- Бодрийяр Ж. Совершенное преступление. Заговор искусства. Москва: РИПОЛ Классик, 1995. 260 с.
- Долгих М. Н. Дизайн в культуре сетевого общества: интерактивная природа и виртуальная жизнь. Томск: Изд-во Томского университета, 2016. 200 с.
- Ерохин С. В. Цифровые технологии как основа формирования искусства постпостмодернизма и трансдисциплинарной области научного искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10–1 (24). С. 85–88.
- Кириллова Н. Б. Аудиовизуальная культура как синтез реального и виртуального // Аудиовизуальная платформа современной культуры. 2020. С. 7–14.
- Кириллова Н. Б. Медиалогия: Наука глобализованного мира. Учебное пособие. Москва: Академический проект, 2022. 424 с.
- Лаврентьева Е. А. Цифровое искусство как новая художественная система коммуникации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2020. № 3–2. С. 191–202.
- Ландер И. Г., Кубах А. Х. Видео-маппинг как новая форма творчества, его виды и возможности // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник по материалам XI международной научно-практической конференции. Часть II. Новосибирск: СибАК, 2012. С. 50–53.
- Нагорная Л. Н. Глитч-арт: истоки и ценностные смыслы // Художественное образование и наука. 2021. № 4 (29). С. 159–166.
- Нагорная Л. Н. Научные достижения и искусственный интеллект в мире музыкального искусства // Культура и образование. 2020. № 4 (39). С. 32–43.
- Нагорная Л. Н., Шлыкова О. В. Цифровое искусство: симуляция или конструирование нового социокультурного пространства // Философия и искусство: Материалы VII Международной научной конференции, Москва: Российская академия музыки им. Гнесиных, 2023. С. 97–103.
- Сидорина Т. Ю. Культурные трансформации ХХ столетия: кризис культуры в оценке западноевропейских и отечественных мыслителей: монография. Москва: Проспект, 2018. 384 с.
- Симонова С. А., Аталян Г. Б. К вопросу об эволюции искусства в XX–XXI вв.: культурологический анализ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2022. Т. 24, № 84. С. 84–92.
- Шапинская Е. Н. Культура в эпоху «цифры»: трансформация культурных форм и эстетических ценностей // Медиа. Информация. Коммуникация. 2016. № 19. С. 15–34.
- Шапинская Е. Н. Культура перед вызовами цифровой эпохи: теоретическая рефлексия и (пост) культурные практики // Диалоги о культуре и искусстве: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2019. С. 242–253.
- Шлыкова О. В. Динамика культурных практик в современном музее // Художественное образование и наука. 2019. № 3. С. 118–123.
- Шлыкова О. В. Цифровые практики паблик-арта: коммуникативные стратегии «умного» города // Вестник культуры и искусств. 2021. № 3 (67). С. 124–134.
- III Мультимедийный фестиваль современной музыки «Биомеханика» (Москва). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=185593
- Artplay Media. Центр цифрового искусства (Москва). [Электронный ресурс]. URL: https://www.artplay.ru/events/vystavka-gustav-klimt-zoloto-moderna.html‑0
- Atelier des Lumières (Париж). [Электронный ресурс]. URL: https://www.atelier-lumieres.com/
- Teamlab Borderless Digital Art Museum (Токио, Одайба). [Электронный ресурс]. URL: https://borderless.teamlab.art/jp/