Композитор и слушатель: структуралистский подход
Автор: Бараш Любовь Александровна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 12, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются особенности музыкальной коммуникации первой половины ХХ в. Творчество композиторов-авангардистов с трудом воспринимается слушателями из-за непривычности музыкального языка, новизны выразительных средств. Причину этого автор видит в трансформации субъекта первой половины ХХ в. и изменении характера межсубъектных отношений композитора и слушателя. Выражением нового типа музыкальной коммуникации стал структурализм как метод формальной организации произведения, а также его анализа. Объектом анализа является также структуралистская трактовка модернистской культуры в целом и музыкальной культуры в частности, ее полиглотизма, роли художественной коммуникации в самосознании культуры.
Субъект, модернизм, художественная коммуникация, межсубъектные отношения, структурализм, структурно-семиотический метод, художественность, культура, текст
Короткий адрес: https://sciup.org/14940804
IDR: 14940804
Список литературы Композитор и слушатель: структуралистский подход
- Холопов Ю.Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века//Эстетика на переломе культурных традиций. М., 2002. 237 с.
- Каган М.С., Холостова Т.В. Культура -философия -искусство (Диалог). М., 1988. 64 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.
- Мукаржовский Я. Структурализм в эстетике и в науке о литературе//Исследования по эстетике и теории искусства/пер. с чеш. В.А. Каменской. М., 1994. 606 с.
- Мукаржовский Я. О структурализме//Исследования по эстетике и теории искусства. С. 287.
- Лотман Ю.М. Культура как субъект и сама-себе объект//Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. 704 с.
- Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста//Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. 544 с.
- Леви-Строс К. Мифологики: Сырое и приготовленное/пер. с фр. А.З. Акопяна, З.А. Сокулер. М., 2006. 399 с.
- Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986. 206 с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию/пер. с итал. В.Г. Резник и А.Г. Погоняйло. СПб., 2004. 544 с.
- Лотман Ю.М. Культура и информация//Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. С. 149.
- Гуляницкая Н.С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). М., 2014. 185 с.