Россия первой половины XIX в.: романтическая концепция музыкального искусства
Автор: Исаева Светлана Александровна
Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu
Рубрика: Культурология
Статья в выпуске: 4, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье определяются культурологические факторы, обусловившие особенности развития русской музыки и ее восприятия в первой половине XIX в.; освещается реконструкция восприятия музыки в русской эстетической мысли обозначенного периода (А. Д. Улыбышев, М. Д. Резвой, В. Ф. Одоевский, В. П. Боткин, А. П. Серебрян-ский); рассматривается проблема самобытности русской мысли в восприятии музыки, с одной стороны, и ее парадоксальной восприимчивости к европейским направлениям - с другой; исследуется проблема соотношения романтико-идеалистического и реалистического восприятия музыкального искусства как стихии человеческих чувств, как «языка души», способного выразить «неизъяснимое», «непостижимое», приобретающего первостепенную роль в процессе художественно-интуитивного познания мира; выделяется эмоциональная содержательность и действенная сила музыки, подчеркивается активная роль ассоциаций при ее восприятии; развивается мысль о подражательной природе музыки; определяется социальная обусловленность музыкального искусства.
Русское музыкальное искусство xix в, музыкально-эстетические представления, эмоциональная содержательность, подражание, социальная обусловленность музыки, субъективно-романтическое восприятие
Короткий адрес: https://sciup.org/14720116
IDR: 14720116 | DOI: 10.15507/VMU.024.201403.200
Список литературы Россия первой половины XIX в.: романтическая концепция музыкального искусства
- Асафьев, Б. В. Глинка и развитие русской оперы/Б. В. Асафьев//Русская музыка: XIX и начало XX века (2-е изд.). -Ленинград., 1979. -С. 11-27.
- Воронина, Н. И. Музыкально-эстетическая мысль середины XIX века (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. П. Боткин)/Н. И. Воронина: под ред. И. В. Нестьева, В. М. Борискина. -Саранск: Изд-во Сарат. ун-та. Саран. фил., 1989. -152 с.
- Выготский, Л. С. Психология искусства/Л. С. Выготский. -Санкт-Петербург: Азбука, 2000. -416 с.
- Дорфман, Л. Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования/Л. Я. Дорфман. -Москва: Смысл, 1997. -424 с.
- Корженьянц, Т. В. Мысль о музыке/Т. В. Корженьянц//История русской музыки: в 10 т. -Москва, 1986. -Т. 4. -С. 281-305.
- Кремлев, Ю. А. Русская мысль о музыке: в 3 т./Ю. А. Кремлев. -Ленинград: Гос. муз. изд-во, 1954. -Т. 1. -287 с.
- Одоевский, В. Ф. Гномы XIX столетия/В. Ф. Одоевский; сост., вступ. сл. и прим. З. А. Каменского//Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: в 2 т. -Москва, 1974. -Т. 2. -С. 171-176.
- Одоевский, В. Ф. Из записной книжки/В. Ф. Одоевский, сост., вступ. сл. и прим. З. А. Каменского//Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: в 2 т. -Москва, 1974. -Т. 2. -С. 177-186.
- Одоевский, В. Ф. Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке/В. Ф. Одоевский, сост., вступ. сл. и прим. З. А. Каменского//Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: в 2 т. -Москва, 1974. -Т. 2. -С. 156-168.
- Раппопорт, С. Х. Искусство и эмоции/С. Х. Раппопорт. -Москва: Музыка, 1972. -166 с.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей/Б. М. Теплов. -Москва; Ленинград: Изд-во АПН РСФСР, 1947. -335 с.
- Улыбышев, А. Д. Сон/А. Д. Улыбышев; общ. ред. и вступ. сл. И. Я. Щипанова//Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: в 3 т./-Москва, 1951. -Т. 1. -С. 286-292.
- Улыбышев, А. Д. Фрейшюц/А. Д. Улыбышев//Ливанова, Т. Н. Оперная критика в России/Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов. -Москва, 1966. -Т. 1. -Вып. 1. -С. 313-326.