Концептуальные основы формирования позитивной административной ответственности

Бесплатный доступ

Введение. Цель — сформулировать основы концепции позитивной административной ответственности с учетом многообразия факторов, влияющих на психологический аспект ответственности, связанный с личностными качествами индивида, такими как чувство долга, совесть, осознание ответственности перед обществом и государством. Материалы и методы. Анализ и обобщение нормативных правовых актов, научной литературы, опыт правоприменительной деятельности сотрудников полиции, моделирование практических ситуаций. Методологическую основу исследования составил системный подход, представляющий концепцию позитивной административной ответственности как систему, состоящую из нескольких взаимозависимых компонентов. Такой подход позволяет учесть всю совокупность факторов, влияющих на развитие чувства ответственности у субъектов права. Результаты и обсуждение. Современное российское законодательство показывает тенденции к увеличению количества административно наказуемых деяний и усилению санкций. Несмотря на это, практика демонстрирует недостаточную эффективность репрессивных мер, поскольку правонарушители часто продолжают нарушать законы. Для преодоления этой ситуации необходима комплексная работа по формированию позитивной ответственности, включающая образовательную и просветительскую деятельность, направленную на повышение уровня правовой грамотности и сознательного исполнения законов. Выводы. Для эффективного функционирования системы позитивной административной ответственности необходимы совместные усилия законодательных органов, правоохранительных структур, судебных инстанций и образовательных учреждений.

Еще

Позитивная ответственность, административная ответственность, профилактика правонарушений, эффективность

Короткий адрес: https://sciup.org/149149992

IDR: 149149992   |   УДК: 342.922   |   DOI: 10.24412/1999-6241-2025-4103-491-496

Текст научной статьи Концептуальные основы формирования позитивной административной ответственности

Natalia V. Vasilieva, Candidate of Science (in Law), Associate-Professor at the chair of State and Law Sciences 1; ;

Актуальность, значимость и сущность проблемы. За последние несколько лет мы наблюдаем внесение весьма объемных изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в частности введение новых составов правонарушений и ужесточение административной ответственности за введенные ранее правонарушения. Например, появилась ответственность за нарушение требований к содержанию животных и жестокое обращение с ними (ст. ст. 8.52–8.54 КоАП РФ, Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 230-ФЗ) 1, за выброс мусора из машины в неположенном месте (чч. 3.1–3.3 ст. 8.2 КоАП РФ, Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 287-ФЗ), за публичную дискредитацию Вооруженных Cил РФ и содействующих им лиц, организаций и добровольческих формирований (ст. 20.3.3 КоАП РФ, Федеральный закон от 18 марта 2023 г. № 57-ФЗ), за нарушение требований к производству и обороту легкого алкоголя (ст. 14.17.4 КоАП РФ, Федеральный закон от 24 июля 2023 г. № 363-ФЗ), введены новые штрафы для защиты прав потребителей (Федеральный закон от 19 октября 2023 г. № 505-ФЗ) 2. Ужесточена ответственность за нарушения, связанные с военными обязанностями, воинским учетом и мобилизацией (Федеральный закон от 31 июля 2023 г. № 404-ФЗ), за переход через железнодорожные пути в неположенном месте (ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ, Федеральный закон от 31 июля 2023 г. № 400-ФЗ) 3, дополнены нормы об ответственности за несоблюдение требований к маркировке рекламы (Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 274-ФЗ). И это только малая часть внесенных изменений, процесс продолжается и ожидаются дальнейшие дополнения в КоАП РФ.

Становится очевидным, что негативная (ретроспективная) административная ответственность все же воспринимается законодателем как основной способ воздействия на социум в целях установления правопорядка и состояния законопослушания. Однако системный взгляд на правовой инструментарий указывает на все более нарастающую необходимость использовать и иные способы воздействия, не такого явного и масштабного, но все же оказывающего необходимое положительное влияние на правосознание и правомерное поведение человека и затрагивающего иные стороны его психики и поступков.

В статье 2 Конституция Российской Федерации не только декларирует существование и приоритет прав и свобод, но и фиксирует принцип «связанности» государства правами и свободами: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Аналогично выстраивается и ответственность личности перед государством.

Материалы, результаты и обсуждение

Конструкция юридической ответственности неизменно находится в фокусе юридической науки. Ее мно-гоаспектность и сложность не вызывают сомнений, что, в свою очередь, влечет большое количество исследований, теорий и гипотез относительно ее содержания.

В недавнем прошлом в отечественной юриспруденции доминировало мнение, что юридическая ответственность проявляется исключительно через негативные последствия для лица, которое совершило противоправный поступок. Иными словами, рассматривалась только ее ретроспективная сторона.

В ходе дискуссии, возникшей благодаря возрождению естественно-правовых концепций в начале 1960-х гг., снова поставлен вопрос о наличии, наряду с карательной составляющей, также и воспитывающей, т. е. направленной на воздержание от совершения правонарушений. Силы, проявляющиеся в осознанном и целеустремленном соблюдении требований закона, и представляют собой позитивный аспект юридической ответственности [1, с. 48–49].

Как справедливо подметил В. Г. Смирнов, правовую ответственность нельзя сводить лишь к пробле- ме ответственности за совершение правонарушения: в правонарушении она только наиболее рельефно проявляется [2, с. 21]. Утверждение о том, что юридическая ответственность существует прежде всего в своем позитивном выражении, приобретает жизнеспособность, если рассматривать его как особое состояние личности, характеризуемое глубоким пониманием интересов общества и государства, принятием действующих правовых установок, активным и добросовестным исполнением своих обязанностей и гражданского долга.

Несмотря на обрушившийся шквал критики на такую позицию, многие видные исследователи поддержали ее, среди них Б. Т. Базылев [3], В. Н. Кудрявцев [4], Н. И. Матузов [5], Б. Л. Назаров [6], П. Е. Недбайло [7], М. С. Строгович [8], В. А. Тархов [9]. Позитивный аспект юридической ответственности признается не только в отечественной, но и в зарубежной литературе (H. Werber, H. Wolf [10], M. Weber [11], Г. Бойчев [12]).

Позитивная юридическая ответственность. Сторонники позитивной юридической ответственности рассматривают проблему ответственности в широком гуманитарном ракурсе. Социальная ответственность, частью которой является юридическая, представляет собой обязанность субъекта соотносить свое поведение с общественной необходимостью, правильно оценивать свою роль в общественном процессе и выполнять требования, предъявляемые к нему обществом (позитивный аспект ответственности). Если же человек выходит за рамки установленного в обществе поведения, он должен претерпеть моральное осуждение (негативный аспект). На этом основании делается вывод, что юридическая ответственность может существовать не только тогда, когда нарушаются правовые нормы и требуется вмешательство государства для наказания виновных, а в первую очередь как ответственное отношение лица к своим обязанностям и его законопослушное поведение.

Существующие возражения и критика позитивной юридической ответственности основываются и на том, что положительное отношение к обязанности соблюдать закон и осознание такой обязанности не юридические категории [13, с. 16]. Соответственно, не следует их использовать при формулировании юридических понятий. Логичным доводом выступает положение о том, что с точки зрения закона и правоприменительной практики отношение лица к требованиям государства не имеет значения, важны лишь реальные поступки человека. Иными словами, юридически безразлично, каковы мотивы правомерного поведения. По мнению В. В. Мальцева, категории «долг», «убежденность», «обязанность перед обществом» в контексте позитивной юридической ответственности наполнены лишь нравственным содержанием. Определение юридической ответственности «через категории нравственного и морального порядка выводит из ее содержания „правовую сущность“, размывает рамки позитивной ответственности» [14, с. 159–160].

В таком случае возникают вопросы: возможно ли изолировать моральную сферу от юридической и наоборот? Действительно ли они существуют независимо друг от друга, не взаимодействуют, не влияют друг на друга? Действительно ли для правопорядка совсем не имеют значения моральные убеждения, патриотическое воспитание и просто обещание не переходить дорогу на красный сигнал светофора, даже если нет автомобилей?

В настоящее время — время усложнения общественной жизни, законодательства, развития технологий, возникновения новых общественных отношений, в общем, всех влияний постмодерна — системный подход к исследованию и созидательному процессу, в том числе в юриспруденции, может служить серьезным вспомогательным инструментом. И здесь следует сосредоточиться на влиянии и связях между разными способами и механизмами, c помощью которых можно достичь цели или хотя бы приблизиться к ней.

Почему же так важно исследовать позитивную юридическую ответственность? Одно дело, когда совершенное правонарушение вызывает соответствующую реакцию государства с его монополией на принуждение. Но совсем другое дело, когда необходимо предотвращать неправомерное поведение, исследовать механизмы, позволяющие влиять на него, формировать, поддерживать. Безусловно, когда поднимается вопрос о позитивной юридической ответственности, во весь рост встает проблема профилактики совершения правонарушений. Результативная профилактическая деятельность, с одной стороны, позволит существенно снижать расходы и экономить ресурсы государства на содержание всей той правоприменительной деятельности, которая запускается в связи с совершением правонарушения, а с другой — существенно снизит напряжение в обществе в целом и отдельных субъектов в частности в связи с предотвращением того негативного опыта, который они получают, подвергаясь наказанию. И в целом это самым положительным образом скажется на общем состоянии правопорядка.

В контексте нашей темы позитивная административная ответственность приобретает все большую важность и необходимость, потому что именно административные правонарушения составляют значительный объем в общей массе случаев неправомерного поведения. Кроме того, именно административная ответственность охватывает весьма разнообразные и важные сферы общественной и государственной (в смысле реализации полномочий публичной власти) жизнедеятельности.

Итак, под позитивной административной ответственностью предлагается понимать осознанное и добровольное принятие субъектом обязанностей и последствий своих действий в рамках административного законодательства. Это такое состояние, когда не только не нарушаются правовые предписания, но и осуществляется активное участие в жизни общества в целях поддер- жания порядка и благополучия. Позитивная ответственность связывается с психическим отношением личности к содеянному в настоящем и в будущем, с осознанием долга, совести, моральных обязательств и т. д. [15, с. 53].

В качестве иллюстрации приведем пример на основе ст. 5.59 КоАП РФ, где устанавливается наказание в виде штрафа за нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Юридически ответственным в позитивном смысле будет считаться соблюдение правил и порядка рассмотрения обращений граждан уполномоченными на это субъектами, понимание назначения этих правил и порядка, важности осуществления данной функции для защиты прав и законных интересов обратившихся граждан. Иными словами, убежденность в том, что надлежащее и активное исполнение обязанности имеет большое значение для каждого, создает прочную основу правопорядка, уверенность граждан в защищенности и своей значимости для государства.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на наличие многочисленных составов административных правонарушений, влекущих ответственность должностных лиц, существующая нормативно-правовая база практически не устанавливает какой-либо конкретной ответственности субъектов публичной власти по результатам их деятельности, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Большинство норм, связанных с ответственностью государства и государственных органов, носят больше декларативный характер [16, с. 479]. Однако важность понимания должностными лицами своей роли в поддержании правопорядка и стремления выполнять свои обязанности добросовестно и эффективно — один из главных факторов результативности деятельности публичной власти. Нередки случаи, когда деятельность должностных лиц осуществляется формально, без должного внимания к деталям. Кроме того, проблема коррупционных проявлений также, на наш взгляд, является следствием не-сформированной позитивной ответственности.

Формирование ответственного поведения. Большим потенциалом влияния на формирование ответственного поведения субъектов административных правоотношений, безусловно, обладает правоприменительная практика по делам об административных правонарушениях. И это не только применение санкций, но и разъяснительная, превентивная деятельность, а именно:

  • —    реализация проектов, направленных на повышение доступности правовой информации, в том числе решения судов;

  • —    регулярные лекции и семинары в трудовых коллективах, направленные на развитие правовой культуры и правосознания работников;

  • —    организация консультационных центров, предоставляющих возможность гражданам получить профессиональную помощь и советы по вопросам административного права. Консультанты могут объяснить обратившимся их права и обязанности, помочь разобраться в сложных ситуациях и предотвратить возможные конфликты;

  • —    разработка и распространение методических рекомендаций, разъясняющих особенности отдельных сфер общественной жизни, регулируемых административным правом. Обозначение «подводных камней», что может уберечь молодых сотрудников от совершения правонарушений по незнанию и неопытности;

  • —    организация встреч с представителями правоохранительных органов. Во время таких встреч представители полиции, прокуратуры и судов рассказывают о своей работе, отвечают на вопросы граждан и объясняют, как работают правоприменительные органы.

Важно понимать, что субъекты правоотношений не совершают административные правонарушения не только из-за страха наказания. В то же время существует много примеров, когда не единожды подвергшиеся административным наказаниям лица вновь и вновь совершают правонарушения. Необходимо прилагать исследовательские усилия для того, чтобы понять причины такого поведения.

Можно выделить несколько каналов воздействия правоприменительной практики на субъектов административных правоотношений:

  • —    предостережение — объяснение недопустимости совершения и осознание возможных негативных последствий правонарушения. Например, беседа сотрудников полиции с подростками, вступившими в драку, на понятном и соответствующем их возрасту языке. При наличии необходимой психологической подготовки полицейские могут объяснить последствия такого поведения, иные способы решения ситуаций;

  • —    позитивное подкрепление — поощрение законопослушного поведения и активного участия в общественной жизни. Например, премии работникам и сотрудникам, показывающим не просто надлежащее выполнение своих обязанностей, но и их высокую эффективность;

  • —    идентификация с примерами положительного поведения — примеры положительных действий других людей стимулируют подражание. Например, продвижение идеи, что законопослушным быть «модно», правильно не только с точки зрения закона, но и с точки зрения этики.

Выводы

  • 1.    Позитивная административная ответственность — это осознанное и добровольное принятие

  • 2.    Формирование позитивной ответственности представляет собой сложный и многоуровневый процесс, охватывающий различные аспекты и направления воздействия на сознание и поведение субъектов права. Этот процесс включает в себя не только традиционное применение штрафных санкций и иных мер ответственности, но и широкий спектр разъяснительно-профилактических мероприятий, нацеленных на предупреждение правонарушений и укрепление доверия граждан к органам власти.

  • 3.    Среди ключевых направлений деятельности можно выделить: разъяснительную работу (меры, способствующие росту правовой грамотности и формированию понимания необходимости следования установленным правилам), предупредительную деятельность (меры по профилактике правонарушений с упором на разъяснение возможных последствий административных нарушений и преимуществах законопослушного поведения), обучение и подготовку кадров (меры по развитию программ подготовки специалистов, работающих в об-

  • ласти администрирования и контроля, обеспечивающих глубокое знание норм административного права и умение применять их на практике).
  • 4.    Эффективность процесса формирования позитивной ответственности возможна только при согласованной и целенаправленной деятельности всех заинтересованных сторон: правоохранительных органов, судебных инстанций, научных кругов, образовательных учреждений и общественности. Только совместными усилиями можно создать устойчивый общественный климат, основанный на уважении к праву и готовности исполнять его добровольно и ответственно.

субъектом обязанностей и последствий своих действий в рамках административного законодательства. Она предполагает внутреннюю готовность лица действовать в соответствии с требованиями законодательства, учитывая потенциальные последствия своих действий или бездействия, причем не из опасения возможного наказания, а вследствие внутреннего убеждения в справедливости и целесообразности правовых норм. Позитивная ответственность характеризуется инициативностью и самостоятельностью в исполнении обязанностей, осознанием своего вклада в поддержание общественного порядка и стабильного функционирования государственного аппарата.

Область применения и перспективы. Данные теоретические исследования могут быть положены в основу мер стимулирования добросовестного поведения субъектов права в широком спектре административных правоотношений, включая регулирование государственной службы, лицензирование предпринимательской деятельности, контроль соблюдения нормативных требований в различных сферах жизни общества. В частности, при разработке правовых механизмов, закрепляющих возможность признания положительных действий и достижения субъектами повышенных стандартов исполнения обязанностей. В перспективе формирование достаточного уровня позитивной административной ответственности повысит уровень доверия между гражданами и государственными структурами, уменьшит коррупционные риски, поспособствует сокращению числа правонарушений за счет формирования культуры законопослушания среди населения, бизнеса, должностных лиц, позволит оптимизировать ресурсы органов исполнительной власти и сосредоточиться на проблемных зонах регулирования.