Конституционализм как составная часть принципа верховенства закона

Бесплатный доступ

В статье рассматривается конституционализм и его связь с верховенством права. Изучению конституционализма в современной науке отведено крайне мало внимания. Проводимый анализ показал, что общественные отношения между гражданином и государством являются актуальными для современных реалий. Также было рассмотрены теоретические и правовые аспекты возникновения, формирования российского конституционализма, изучен вопрос о конституционализме как составной части принципа верховенства закона.

Конституционализм, право, демократия, закон, государство, принцип, власть, верховенство

Короткий адрес: https://sciup.org/170195585

IDR: 170195585   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-9-1-240-242

Текст научной статьи Конституционализм как составная часть принципа верховенства закона

Главными критериями конституционализма можно отнести народовластие, суверенитет народа и государства, политический и идеологический плюрализм, гарантия прав человека и гражданина, верховенство закона и многие другие критерии, характеризующие демократическое государство. Однако они не просто характеризуют государство как государство с демократической формой правления, но и гарантируют защиту прав и свобод граждан, а также защиту от произвола власти, посредством разделения властей. Также не стоит забывать, что для того, чтобы сохранить демократическое государство в нем необходимо придерживаться принципа верховенства права, так как этот принцип обеспечивает единство и стабильность правовой системы. Каждый находящийся на территории Российской Федерации должен подчиняться закону и не нарушать его [1].

В начале ХХI в. во многих странах начали принимать конституции. Успех в продвижении основного закона как правило связывают с образованностью населения, борьбой за защиту и реализацию прав человека, глобализацией, и все это, без сомнения, набирает большие масштабы. Венгерский юрист А. Шайо [2] считает, что появление конституций связано со страхом народа перед жестокостью и угнетением, стремлением не повторять тира- нию прошлого. Американский ученый С. Холмс [3] расценивал принятие конституции не как основной закон, защищающий интересы народа, а как закон для власти, так как власть сама могла выбрать для себя выгодную форму правления.

Такой ценной и стабилизирующей функции способствует особый стиль представления чрезвычайно обобщенных конституционных норм. Конституционные принципы характеризуются наивысшей степенью нормативного обобщения, неспецифическим правовым содержанием и, следовательно, большим потенциалом для разностороннего развития путем формирования развивающихся представлений о них. Поэтому в зарубежной юридической литературе широко распространено мнение, что наполнение конституционных ценностей конкретным содержанием является задачей законодателя, а не конституции [4].

Институт конституционной юстиции придает новое значение принципу верховенства закона. Этот принцип начал свое существование лишь в нескольких странах еще в начале ХХ в., но значительную политическую роль играл только в США. После Второй мировой войны данный принцип был закреплен всеми принятыми конституции и всеми последующими. Советская наука государственного права подвергала критике буржуазные страны за то, что в иерархии государственных органов суд стоит «выше» представительного органа (парламента) и уполномочен контролировать законодательные акты парламента. Однако в мировой юриспруденции преобладали аргументы ученых, которые оправдывают целесообразность существования конституционного контроля, поскольку на него возложены функции по защите конституции, ведь именно она является выражением воли народа и его желанием огородить себя от возможных посягательств со стороны парламента, в случае проявления им неуважения к Основному закону.

Термин «конституционализм» образован от термина «конституция», но при этом не равен ему, и имеет множество толкований в юридических и политических науках. Конституционализм принято воспринимать как основанный на признании верховенства конституции, политической и правовой системы или государственной системы, а также на конкретном учении о конституции и ее ценностях. Конституционализм обогащает принцип верховенства закона, так как конституция, будучи основным законом, обеспечивает единство и стабильность всей правовой системы [5].

Несмотря на всю свою позитивность, теория конституционализма сегодня не выглядит так позитивно, как в период своего возникновения поскольку идея улучшения социальной реальности путем внедрения «хороших» конституционных принципов сталкивается с трудностями построения новых демократий в Восточной Европе, Африке, Латинской Америке, а также сталкивается с проблемами глобализации. По мнению Б.Н. Страшуна конституционализм переживает кризис. Кризис выражается в наблюдении в западных странах сужения политического конституционализма при относительно стабильном юридическом. Причиной этого стало антиконституционное усиление исполнительной власти в ущерб законодательной, рост влияния транснациональных корпораций и отчуждение властных структур от населения. А. Шайо утверждает, что на фоне манипулирования конституционными эмоци- ями граждан, несправедливого использования конституционного формализма правительствами, национализма, ложного патриотизма, популизма, рационализированного парламентаризма и других проблем конституционализм теряет свою привлекательность в глазах общества. Конституционная демократия стала «хрупкой», под сомнением эффективность конституционализма в решении социальных конфликтов. Ставится вопрос о том, что конституционализм присущ только западу и необходимо отступать от принципа верховенство права в пользу конституционализма «переходного периода» [6].

Однако нельзя не согласиться с мнением тех исследователей, кто считает, что конституционализм, несмотря на все угрозы, является ценностью, которая нуждается в защите и не терпит пренебрежения принципа верховенства закона. Без сомнения создать «хорошую» конституции, которая решит все проблемы и создаст идеальный правопорядок в государстве, невозможно. Однако склонность к конституционный ценностям позволит повысить эффективность государства.

Во многих странах некоторые политические лидеры, стоящие у власти, стремятся быть инициаторами к поправкам в конституции для легализации своего дальнейшего пребывания у власти. На фоне этого факта появляется новое направление развития конституционализма как доктрина "неконституционного изменения конституции" или "злоупотребляющего конституционализма". Эта доктрина подразумевает, что поправки к конституции могут быть неконституционными по своему содержанию, поскольку они приводят к злоупотреблению демократическими институтами и подрывают фундаментальные принципы конституционного строя. Однако борьба с этой доктриной конституционными судами имеет позитивные результаты. В качестве решения вопроса о возможной минимизации злоупотребления доктриной ведется разработка ее новых составляющих, в которых будут учитывать не только масштаб предлагаемых изменений, но и их количество, благодаря которому будет возможность повлиять на ха- рактер конституционных новшеств, обратить внимание на стереотипные представления о судьях, очертить границы использования доктрины, провести различие между конституционными поправками, пересмотром конституции и т.д. [7].

Таким образом, конституционализм насыщает принцип верховенства закона требованием, чтобы обычные законы соответствовали закону, который имеет боль- новные постулаты устройства общества и государства – конституцию. В условиях современной государственности, при наличии хаотичного, противоречивого, а иногда и иррационального законодательства конституционализм позволяет регулировать правовую систему, в максимальной степени обеспечить, праведность, беспристрастность, справедливость законодательных положений.

шую юридическую силу и закрепляет ос-

Статья научная