Конструкция и специфика политического мифа как инструмента диалога и влияния
Автор: Петев Николай Иванович
Журнал: Studia Humanitatis Borealis @studhbor
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 3 (20), 2021 года.
Бесплатный доступ
Работа посвящена анализу политической мифологизации, в частности в рамках диалектического противостояния искусственных образов Мессии и Мирового демона. Цель работы: выявление конструктивных и функциональных особенностей политического мифа, имеющего конкретное телеологическое назначение. Важной задачей является выявление деструктивных тенденций, вызываемых спекулятивным влиянием политического мифа. В работе применен диалектический метод как инструмент рассмотрения внутренних противоречий феномена политического мифа. Данный метод применялся при анализе оппозиции двух искусственных образов (Мессия и Мировой демон). Использован метод анализа аутентичности (как соответствие позиционирования и содержания) политической мифологизации как некой спекулятивной системы. Данный метод в сочетании с первичной деконструкцией монолитного мифа необходим для последующего синтезирования полученных результатов. Метод моделирования позволил выявить характерные черты политического мифа. Также использовались элементы этического, религиоведческого и психологического подходов для фиксации прагматических и спекулятивных аспектов политического мифа. Результаты: 1) Эстетизация является важным компонентом политического мифа; 2) При внешней абстрактности образов политической мифологизации, они обладают прагматической буквальностью; 3) Выявлен паразитарный характер политической мифологизации; 4) Выявлена релятивность понятий свободы и индивидуальности в политическом мифе; 5) Установлен аспект конформизма и прагматизма политической мифологизации; 6) Политический миф создает условия для деструктивного поведения и отношения.
Политический миф, эстетизация, полезность, конформизм, деструктивность, буквальность, свобода, индивидуальность
Короткий адрес: https://sciup.org/147236124
IDR: 147236124 | DOI: 10.15393/j12.art.2021.3762
Список литературы Конструкция и специфика политического мифа как инструмента диалога и влияния
- Анго М. Классическая Индия. М.: Вече, 2007. 400 с.
- Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2014. 351 с.
- Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7-ми т. Т. 1. / под. ред. С.Г. Бочаров, Н.И. Николаев. М.: Русские словари, 2003. 957 с.
- Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 127 с.
- Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М.: АСТ, 2001. 304 с.
- Гусейнов А.А. Философия – мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУП, 2012. 840 с.
- Дьяков А. В. Феликс Гваттари, философ трансверсальности. СПб.: изд-во «Владимир Даль», 2012. 592 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Академический проект, 2015. 428 с.
- Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. СПб.: Азбука, 2013. 272 с.
- Материалисты древней Греции / под ред. М.А. Дынника. М.: Политическая литература, 1955. 239 с.
- Ницше Ф. Падение кумиров: Избранное. СПб.: Лениздат, 2014. 224 с.
- Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: АНО «Изд-во С.-Петерб. ун-та», 2008. 272 с.
- Паскаль Б. Мысли. М.: Астрель, 2009. 253 с.
- Соловьёв В.С. Оправдание добра. М.: Алгоритм, 2012. 656 с.
- Спиноза Б. Этика. М.: АСТ, 2001. – 336 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2016. 624 с.
- Фромм Э. Синдром распада // Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса». М.: Алгоритм, 2009. С. 82-97
- Юм Д. Диалоги о Естественной Религии. М.: Профит Стайл, 2007. 192 с.