Костюм в погребальной обрядности марийского народа
Автор: Павлова А.Н.
Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 4 т.12, 2020 года.
Бесплатный доступ
Введение. Погребальные обряды, являющиеся традиционным объектом исследования археологии и этнографии, принадлежат к числу наиболее устойчивых элементов этнической культуры. В погребально-поминальной обрядности марийского народа важное место занимали костюм и его отдельные элементы. Изучение этого аспекта погребально-поминальных обрядов и ритуалов позволит раскрыть новые стороны духовной культуры марийского народа. Материалы и методы. В основе работы лежит сопоставление археологических и этнографических материалов на основе культурологического подхода, методов семантического, культурно-антропологического исследований. Результаты исследования и их обсуждение. Принадлежность погребально-поминальных обрядов к обрядам перехода определила использование в них элементов свадебного костюма, включая одежду из меха и украшения. Важной частью погребального костюма, а также жертвенно-ритуальных комплексов древнемарийских племен был пояс, выполнявший функцию сохранения. Заключение. Использование культурологического подхода к исследованию погребальной обрядности марийского народа позволило заключить, что костюм являлся заместителем умершего, служил воплощением родового тела, восходящего к тотему. Погребальный костюм, как и свадебный, предполагал использование древних символических кодов. В древнемарийских жертвенно-ритуальных комплексах пояс, завершавший символическое тело человека, выполнял функцию защиты, усиливая ассоциацию с мировым деревом.
Традиционная культура, погребальные обряды, религиозно-мифологические представления, марийский костюм, пояс, тотемизм
Короткий адрес: https://sciup.org/147217993
IDR: 147217993 | DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.04.423-429
Список литературы Костюм в погребальной обрядности марийского народа
- Антипкина Е. Н., Прокаева О. Н. Особенности функционирования предсценогра-фии в ритуально-обрядовых и праздничных действах мордвы // Финно-угорский мир. 2020. Т. 12, № 1. С. 81-89. DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.01.081-089
- Архипов Г. А. Дубовский могильник // Археология и этнография Марийского края: сб. ст. Йошкар-Ола, 1984. Вып. 8. С. 113-159.
- Архипов Г. А. Марийцы 1Х-Х1 вв.: К вопросу о происхождении напрода. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1973. 199 с.
- Архипов Г. А. Починковский могильник // Древности Волго-Камья: сб. ст. Казань, 1977. С. 110-118.
- Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. Санкт-Петербург: Наука. Санкт-Петербург, 1993. 240 с.
- Байбурин А. К. Семиотический статус вещей в мифологии // Материальная культура и мифология: сб. ст. Ленинград, 1981. Т. 37. С. 215-226.
- Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Красно-кокшайск: Маробиздат, 1927. 127 с.
- Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 1994. 384 с.
- Горюнова Е. И. Шойбулакский и Аксар-кинский могильники // Советская археология. 1937. № 3. С. 167-177.
- Добжанский В. Н. Наборные пояса кочевников Азии. Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. ун-та, 1990. 162 с.
- Козлова К. И. Очерки этнической истории марийского народа. Москва: Изд-во МГУ, 1978. 344 с.
- Корнишина Г. А. Знаково-символические функции одежды в похоронно-поминаль-ной обрядности финно-угорских народов Урало-Поволжья // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 157-162.
- Кузнецов С. К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис. Вып. 1 // Этнографическое обозрение. Москва, 1905. Кн. 60-61. 77 с.
- Массон В. М. Исторические реконструкции в археологии. Самара: ТОР, 1996. 102 с.
- Мокшина Е. Н. Образ медведя в религиозных и мифологических представлениях финно-угорских народов (мордвы, марийцев, удмуртов, коми и др.) // Финно-угорский мир. 2012. № 3/4. С. 97-101.
- Никитина Т. Б. Марийцы в эпоху средневековья. Йошкар-Ола: ГУП РМЭ МПИК, 2002. 432 с.
- Никитина Т. Б. Погребальные памятники IX-XI вв. Ветлужско-Вятского междуречья. Казань: МарНИИЯЛИ, 2012. 408 с. (Археология евразийских степей; вып. 14).
- Никитина Т. Б. Русенихинский могильник // Археология евразийских степей. 2018. № 3. С. 8-240.
- Никитина Т. Б., Ефремова Д. Ю. Особенности погребений с орудиями литья на марийских могильниках IX-XII вв. // Фин-но-угроведение. 2011. № 2. С. 12-24.
- Попов Н. С. Погребальный обряд марийцев в XIX - начале XX в. // Материальная и духовная культура марийцев: сб. ст. Йошкар-Ола, 1981. С. 154-173. (Археология и этнография Марийского края; вып. 5).
- Попов Н. С. Экспедиционная работа Т. А. Крюковой среди марийцев в 60-х годах ХХ в. // Проблемы этнографии, истории и культуры марийского народа: сб. ст. Йошкар-Ола, 2007. С. 136-146. (Археология и этнография Марийского края; вып. 29).
- Сепеев Г. А. Восточные марийцы: Исто-рико-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX - начало XX в.). Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1975. 254 с.
- Смирнов И. Н. Черемисы: историко-этно-графический очерк. Казань: Тип. Императ. ун-та, 1889. 265 с.
- Тимофей Евсевьев: этнографические коллекции. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2002.148 с.
- Тойдыбекова Л. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Йоэнсуу, 1997. 397 с.
- Шигурова Т. А. Свадебная одежда мордвы. Саранск, 2010. 172 с.
- Шикаева Т. Б. Марийцы (конец XVI - начало XVIII в.): по материалам могильников. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 1992. 160 с.
- Шкалина Г. Е. Священный мир марийский. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2019. 303 с.
- Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань: Православное миссионерское общество, 1887. 87 с.
- Wichmann J. Beiträge zur Ethnographie der Tscheremissen. Helsinki: Société finno-ougrienne, 1913. 126 S.