Криминалистический подход в информационном освещении фактов военных преступлений, совершаемых с использованием боеприпасов и взрывных устройств

Бесплатный доступ

В статье приводятся статистические данные военных преступлений, совершаемых с использованием боеприпасов и взрывных устройств, на примере одного из регионов России. Рассматриваются основные мероприятия, связанные с их фиксацией и документированием. Анализируются существующие подходы при решении данных вопросов, а также эффективность применения определенных методов и средств. Данный анализ позволяет выявить существующий положительный опыт и недостатки методического и технического характера в ходе выполнения вышеуказанных мероприятий. Определяется практическая значимость криминалистического подхода в освещении фактов военных преступлений, а также его влияние на информационную составляющую в их освещении. Это позволяет выработать предложения по методическому обеспечению данных мероприятий, которые позволят повысить эффективность освещения военных преступлений в информационной среде.

Еще

Военные преступления, боеприпасы, взрывные устройства, осмотр места происшествия, криминалистический подход, специалист, информация, анализ, сцкк

Короткий адрес: https://sciup.org/140308230

IDR: 140308230

Текст научной статьи Криминалистический подход в информационном освещении фактов военных преступлений, совершаемых с использованием боеприпасов и взрывных устройств

П оскольку военная история является неотъемлемой частью истории человечества, стоит обратить внимание, что каждая эпоха сопровождалась различными войнами или локальными вооруженными конфликтами. Любой здравомыслящий человек понимает, что война – это плохо, но как бы парадоксально это ни звучало, как говорил Аристотель, «целью войны является мир». Как отмечают А.М. Жигулин и А.М. Моисеев: «В ходе вооруженных конфликтов нередко отмечаются нарушения правил ведения войны, факты совершения военных преступлений, преступлений против человечности, которые могут стать предметом рассмотрения в международных судебных инстанциях» [1, с. 70].

С февраля 2022 года Российская Федерация начала проведение специальной военной операции (далее – СВО). Государство встало на защиту от вооруженной агрессии националистических вооруженных формирований в первую очередь мирных жителей Донецкой и Луганской народных республик. Стоит согласиться с мнением В.А. Никонова: «СВО стала схваткой за создание нового, более справедливого, более плюралистического и многоцветного мира…» [3, с. 9].

С начала проведения СВО на территории Российской Федерации фиксируются факты военных преступлений, совершенных вооруженными формированиями Украины. В новостных лентах различных средств массовой информации (далее – СМИ) активно освещаются последствия ракетных и артиллерийских ударов по мирным населенным пунктам, атак беспилотных летательных аппаратов по объектам критически важной инфраструктуры. Большей угрозе подверглись территории западной части страны, которые граничат с территорией Украины. К ним прежде всего относятся Белгородская, Брянская и Курская области. Так, но- востью, опубликованной в СМИ, вызвавшей большой общественный резонанс, является нанесение массированного артиллерийского удара с применением реактивных систем залпового огня иностранного производства по центральной части города Белгорода 30 декабря 2023 г.1 В результате удара жертвами стали мирные жители, а инфраструктура города получила значительные повреждения. С вхождением в состав Российской Федерации новых территорий, а именно Донецкой, Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей на их территориях начали активно совершаться террористические акты, организация и проведение которых проходят не без участия спецслужб Украины. Одним из примеров, освещенных в публикации2, является взрыв автомобиля экс-главы поселка Акимовка Запорожской области Максима Зубарева в центре города Мелитополя. Стоит понимать, что террор в новых реалиях приобрел совершенно иную форму. Он стал одним из инструментов ведения партизанской войны, целью которой является запугивание мирного населения.

В настоящее время подавляющие большинство военных преступлений совершаются с использованием боеприпасов и взрывных устройств. Данные преступления, как и любые другие общественно опасные деяния, должны быть наказаны, а процесс их фиксации и документирования прежде всего направлен на сбор неопровержимых доказательств. Данные мероприятия можно разделить на два типа – процессуальные и непроцессуальные. Процессуальные мероприятия проводятся уполномоченными на это должностными лицами правоохранительных органов и заключаются в проведении первоочередных следственно-оперативных мероприятий. Непроцессуальные мероприятия проводятся представителями различных СМИ, военными корреспондентами, а так- же иными общественными организациями, заключаются в освещении определенных событий и придании их общественной огласке. Для осуществления вышеуказанных мероприятий в обоих случаях целесообразно использовать криминалистический подход. Этот поход также предлагает использовать А.М. Моисеев [2]. Для анализа его эффективности рассмотрим пример его внедрения в деятельность конкретной организации.

Этот подход был активно внедрен в деятельность Совместного центра контроля и координации вопросов, связанных с военными преступлениями Украины (далее – СЦКК), представительства которого имеются в Донецкой и Луганской народных республиках. Изначально данный центр был создан как общественная комиссия по фиксации и расследованию преступлений международного характера, а позже был реорганизован в самостоятельную структуру. Из вышеуказанных республик большей военной угрозе подверглась территория Донецкой народной республики (далее – ДНР), поэтому рассмотрим деятельность представительства на ее территории. В настоящее время одними из основных задач представительства в республике являются выявление, проверка и документирование фактов вооруженной агрессии государства Украина против республики, создание и администрирование Единой республиканской электронной базы задокументированных фактов последствий вооруженной агрессии государства Украина, имеющих признаки военных преступлений, совершенных на территории республики. Представительство ведет статистику военных преступлений, а также имеет интерактивную карту, на которой отмечены места нанесения ракетных и артиллерийских ударов по объектам гражданской инфраструктуры с фотоматериалами и пояснениями. Данная карта доступна для просмотра в режиме реального времени на официальном сайте1.

Согласно статистическим данным, размещенным там же2, в период с 17 февраля 2022 г. по 4 марта 2024 г. вооруженными формированиями Украины было применено 178 840 различных боеприпасов по территории республики: 43 ракеты оперативно-тактического ракетного комплекса «Точка-У», 485 ракет реактивной системы залпового огня «Himars», 39 ракет реактивной системы залпового огня БМ-30 «Смерч», 288 ракет реактивной системы залпового огня БМ-27 «Ураган», 17848 ракет реактивной системы залпового огня калибра 122 мм, 56130 артиллерийских снарядов калибра 155 мм, из которых 2090 с кассетной боевой частью. В результате их применения повреждения получили 2181 транспортное средство, 3498 объектов гражданской инфраструктуры, из которых 207 медицинских учреждений, 706 образовательных учреждений, 1443 объекта социального обеспечения, 118 объектов критической инфраструктуры, 1024 объекта электро-, водо-, тепло- и газоснабжения; 13854 жилых строений. Жертвами стали 4852 гражданских лица, из которых 143 ребенка, ранения различной степени тяжести получили 5970 гражданских лиц, в том числе 389 детей.

Сбор информации и последующее обобщение статистических данных в СЦКК условно можно разделить на два этапа. Достаточно подробно об этом рассказала в интервью одному из местных изданий руководитель представительства в ДНР Наталья Шутки-на3. На первом этапе происходит фиксация и документирование фактов военных преступлений на месте. Эти задачи возложены специалистов отдела оперативной работы. Затем вся собранная ими информация с места передается специалистам информационно-аналитического отдела для последующей обработки и включения в реестр Единой республиканской электронной базы. Собранные материалы также передаются в установленном порядке в следственные органы, что, несомненно, оказывает практическую помощь в расследовании.

Анализ фотоматериалов практической деятельности специалистов свидетельствует, что они достаточно полно отражают всю картину места происшествия. Фотоизображения выполнены с различными приемами судебной фотографии. Процитируем А.В. Дулова, который утверждал: «Специфичность целей и методов фотосъемки, применение при этом особых правил значительно отличают судебную фотографию от общей» [5, с. 5]. Специалисты отдела оперативной работы СЦКК преимущественно подбираются из числа бывших военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, что позволяет достаточно оперативно обнаруживать на местах происшествий фрагменты боеприпасов и устанавливать их конкретный тип. Фактически данные мероприятия сводятся к предварительному исследованию обнаруженных объектов на месте происшествия. Эффективности предварительного исследования следов взрыва на месте происшествия посвящена статья З.Л. Шхагапсоева и В.А. Гаужаевой [6]. Участие в данных мероприятиях специалистов позволило не только их эффективно выполнять, но и предоставлять общественности достоверные сведения, что немаловажно.

В эпоху достаточно бурного развития информационных технологий и СМИ в погоне за эксклюзивными репортажами некоторые журналисты порой публикуют недостоверные сведения при освещении фактов военных преступлений. В одних случаях это происходит неосознанно, так как каких-либо консультаций со специалистами перед публикацией материала они не проводят. В других случаях факты намеренно искажаются различными оппозиционными СМИ. Дезинформация является одним из инструментов ведения информационных войн, которая сильно действует на сознание людей.

На этом акцентирует внимание А.М. Роб-ски [4]. Подчеркнем, что практическая деятельность работы представительства ДНР в СЦКК позволила аккумулировать криминалистический подход в фиксации и документировании военных преступлений с информационной составляющей их освещения.

Проводя параллели с территорией Белгородской области, которая в большой степени подвергается военной агрессии, необходимо отметить, что освещение фактов военных преступлений различными СМИ производится в текущем режиме. Какой-либо общественной комиссии, которая бы осуществляла сбор, анализ и освещение данной информации, с момента начала СВО не создавалось. Безусловно, не каждую информацию стоит освещать, так как в условиях вооруженного конфликта она может быть использована противником как демонстрация своих побед, поэтому фильтрация информации необходима. Но явные факты военных преступлений, когда наносятся артиллерийские удары по центру мирного города, должны быть задокументированы и преданы огласке.

Подводя итог, отметим, что информационная составляющая в освещении фактов военных преступлений является конечным результатом достаточно большого труда, который осуществляется в ходе ее сбора. Для достоверного освещения конкретного факта военного преступления, совершаемого с использованием боеприпасов и взрывных устройств, необходимо использовать криминалистический подход, который позволит достаточно точно и информативно зафиксировать их последствия, а роль специалистов при исследовании следов преступлений позволит избежать каких-либо искажений в дальнейшем освещении их фактов. Внедрение практического опыта представительства СЦКК в работу различных СМИ позволит повысить уровень достоверности и объективности в вопросах освещения фактов военных преступлений в информационной среде.

Список литературы Криминалистический подход в информационном освещении фактов военных преступлений, совершаемых с использованием боеприпасов и взрывных устройств

  • Жигулин, А.М. Документирование военных преступлений: криминалистический аспект / А.М. Жигулин, А.М. Моисеев // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2015. - Т. 1 (67). - N 3. - С. 70-78. EDN: VPLFCZ
  • Моисеев, А.М. Криминалистический подход к документированию военных преступлений / А.М. Моисеев // Юрист-Правовед. - 2016. - N 1 (74). - С. 55-60. EDN: VQHELP
  • Никонов, В.А. Специальная военная операция и новый миропорядок / В.А. Никонов // Государственное управление. Электронный вестник. - 2023. - N 99. - С. 7-34. EDN: MBXDWE
  • Робски, А.М. Медийные провокации в современных информационных войнах / А.М. Робски // Вестник науки. - 2022. - N 3 (48). - С. 24-31.
  • Судебная фотография / под ред. А.В. Дулова. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 1978. - 192 с.
  • Шхагапсоев, З.Л. Задачи предварительного исследования следов взрыва на месте происшествия / З.Л. Шхагапсоев, В.А. Гаужаева // Проблемы экономики и юридической практики. - 2014. - N 2. - С. 283-285. EDN: SFGWRV
Статья научная