Культурные индустрии как «другая реальность»

Бесплатный доступ

Статья посвящена аналитическому описанию той особой виртуальной реальности, которая создается культурными индустриями. По мнению автора, культурные индустрии выступают выражением массированной работы с сознанием крупного постиндустриального капитала, заинтересованного в прибыли и воздействии на весь спектр убеждений пользователей. Огромные технико информационные возможности культурных индустрий дают возможность одновременно охватывать обширные аудитории, что позволяет и эффективно торговать, и влиять на сознание. В отличие от традиционного времяпровождения, когда люди в режиме повседневности сами участвовали в культурных развлечениях и культурном творчестве, культурные индустрии создают исключительно пассивную аудиторию реципиентов, которые только пассивно воспринимают то, что им транслируется с экранов и мониторов. А транслируется им образ особой реальности, не похожей на обычную жизнь, но претендующей на статус ее лучшей модели: это реальность соблазнительная, завораживающая, экспрессивная. Заманчивая виртуальная реальность современных медиа одновременно и льстит самолюбию зрителя и слушателя, и незаметно обращает его в покупателя, потребителя. Выделены следующие особенности этой реальности: она гипертрофирует все эмоционально чувственные образы, предлагая реципиентам то рай, то ад, то приключение; она смешивает разные сферы общественной жизни и разрушает любые иерархические отношения, виртуально делая доступными для пользователя любые формы самоутверждения; она отвергает закрытость и интимность, выставляя все «на продажу»; для нее характерны самохвальство, вульгарность и бестактность по отношению к Другим; она постепенно вытесняет из своей сферы человека, заставляя зрителя потребителя включиться в область взаимодействия информационных роботов (ИИ).

Еще

Культурные индустрии, культура, реальность, виртуальная реальность, гиперреальность, информационная реальность, искусственное, естественное

Короткий адрес: https://sciup.org/144163192

IDR: 144163192   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2024-5121-42-52

Список литературы Культурные индустрии как «другая реальность»

  • Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.
  • Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Москва: Добросвет, 2006. 558 с.
  • Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. Москва: Добросвет, 2000. 387 с.
  • Вацлавик П. Психология межличностных коммуникаций. Санкт-Петербург: Речь, 2000. 298с.
  • Дарнтон Р. Поэзия и полиция. Сеть коммуникаций в Париже XVIII века Москва: Новое литературное обозрение, 2023. 192 с.
  • Дебор Г. Общество спектакля. Москва: Логос. 184 с
  • Дробышева Е. Э. Ценностные стратегии культурных индустрий // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 2(23). С. 106–114.
  • Дугин А. Г. Постфилософия. Три парадигмы в истории мысли Москва: Евразийское движение, 2009. 744 с.
  • Дьяков А. В. Жак Лакан. Фигура философа. Москва: Территория будущего, 2010. 560 с.
  • Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. Москва: Фонд «Прагматика культуры», 2002. 160 с.
  • Жижек С. Чума фантазий. Харьков. Гуманитарный центр, 2012. 388 с.
  • Зеленцова Е. В. От творческих индустрий к творческой экономике // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2009. № 3 (35). С. 190–199.
  • Золотухина-Аболина Е. В. Онтологический парадокс культуры: виды проявления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 2 (112). С. 14–23.
  • Ильенков Э. В. Философия и культура. Москва: Политиздат, 1991. 462 с.
  • Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Москва: Интрада, 1996. 253 с.
  • Ищенко Е. Н. Проблема реальности в философском и гуманитарном дискурсе // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2005. № 2. С. 3–20.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 1–9. Москва: Гнозис: Логос, 1998–2019.
  • Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. 4‑е изд. Москва: Кучково поле, 2014. 462 с.
  • Мантуров О. С. Стратегии воображаемого: виртуальное реально // Ценности и смыслы. 2015. № 3 (37). С. 66–83.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2‑е изд. Т. 3. С. 1–545.
  • Мунье Э. Персонализм // Мунье Э. Манифест персонализма. Москва: Республика, 1999. С. 459–539.
  • Пржиленский В. И. Реальность и истина в конструктивистской парадигме философии права // Lex Russica. 2015. Т. CII. № 5. С. 23–43.
  • Руднев В. П. Морфология реальности. Москва: Гнозис, 1996. 207 с.
  • Савельева К. В. Феномен культурных индустрий в философско-культурологическом дискурсе // Вестник КалмГ У. 2022. № 4 (56). С. 175–181.
  • Тросби Д. Экономика и культура. 2‑е изд. Москва: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. 256 с.
  • Файхингер Г. Философия «как если бы». Система теоретических, практических и религиозных фикций человечества. [Электронный ресурс]. URL: https://psychosearch.ru/biblio/filosof/hans-vaihinger
  • Хезмондалш Д. Культурные индустрии / Д. Хезмондалш; пер. с англ. И. Кушнаревой. Москва: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. 455 с.
  • Хестанов Р. З. Креативные индустрии – модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 173–196.
  • Цуканов Е. А. Гностическая концепция гиперреальности Жана Бодрийяра как ностальгия по симулякру // Вестник ВГУ. Серия Философия. 2021. № 3. С. 140–148.
  • Черников И. А. Креативные индустрии в контексте модернизационных процессов в российской культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 5 (103). С. 92–103.
  • Шюц А. Проблемы природы социальной реальности // Шюц А. Мир, светящийся смыслом. Москва: РОССПЭН, 2004. С. 401–455.
Еще
Статья научная