Легализация нетрадиционных браков и некоторые аспекты международно-правового статуса однополых союзов
Автор: Болдырева О. М.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Юриспруденция
Статья в выпуске: 3 (87), 2020 года.
Бесплатный доступ
На основе сравнительного анализа и использования статистических данных исследуется процесс легализации различных типов однополых союзов, характерный для большинства зарубежных стран. Отмечается, что в международном праве в целом прослеживается тенденция легализации однополой (нетрадиционной) семьи. Основываясь на результатах анализа последних лет, можно видеть четкую тенденцию признания нетрадиционных браков в Западной Европе, странах Скандинавии, Южной и Северной Америке. Автор отмечает при этом, что страны Восточной Европы (Белоруссия, Россия и др.), Азии (Турция, ОАЭ, Китай и др.), Океании (Индонезия) в силу религиозных воззрений и национальных традиций неодобрительно относятся к легализации гомосексуальных союзов.
Международное право, ЛГБТ-сообщество, защита прав меньшинств, нетрадиционные браки, однополые союзы
Короткий адрес: https://sciup.org/14126933
IDR: 14126933
Текст научной статьи Легализация нетрадиционных браков и некоторые аспекты международно-правового статуса однополых союзов
В последние два десятилетия, исходя из идеи равноправия людей, в целом ряде стран и внутригосударственных территориальных образований легализованы гомосексуальные браки. При этом количество таких стран постоянно увеличивается [2].
Немаловажное значение в части легализации однополой (нетрадиционной) семьи, как считает ряд исследователей, имеет Каирская международная конференция ООН по народонаселению и развитию от 1994 года, в которой участвовала и Россия [см., напр.: 3; 9]. В программе, принятой на данной конференции, было сказано о необходимости признания разнообразия типов семьи1. Несмотря на принятие российской делегацией участия в данной конференции, никаких заявлений по поводу вышеуказанного принципа программы сделано не было. К тому же на момент конференции в России была установлена уголовная ответственность за мужеложство. Позиция Европейского союза в отношении данной конференции была довольно либеральной и открытой, так как ранее ЕС объявил однополые браки и аборты исключительным правом человека, которое не может быть ограничено государством.
Рассмотрим хронологию легализации однополых союзов и некоторые этапы этого процесса.
В первой десятке оказались следующие государства:
— апрель 2001 года — Нидерланды;
— январь 2003 года — Бельгия;
— июнь 2005 года — Испания;
— июль 2005 года — Канада;
— ноябрь 2006 года — ЮАР;
-
— январь 2009 года — Норвегия;
-
— май 2009 года — Швеция;
-
— май 2010 года — Португалия;
-
— июнь 2010 года — Исландия;
-
— июль 2010 года — Аргентина [5].
Регистрация первого однополого брака произошла в Нидерландах в 2001 году. Политика нидерландского семейного законодательства учитывала мнения стран — участниц Каирской конференции и признавала установленные на ней принципы относительно представителей ЛГБТ-сообщества. Нидерландским парламентом было предоставлено однополым парам право на усыновление детей, если срок их совместного проживания в стране составляет более трех лет.
В 2009 году норвежским парламентом была узаконена возможность создания однополых союзов и предоставлено однополым парам право проводить церемонию заключения брака в церкви и усыновлять детей.
Некоторые латиноамериканские страны закрепили на законодательном уровне право однополых пар на регистрацию своих отношений (Уругвай, Аргентина, Бразилия, Мексика).
В Мексике легализация однополых союзов началась также с 2010 года (штаты Кинтана-Роо и Коауила, город Мехико). В 2015 году однополые союзы были легализованы в таких штатах, как Герреро, Наярит, Чихуахуа; в 2016 году — в штатах Морелос, Мичоакан, Кампече и Халиско.
К числу стран, легализовавших однополые союзы, в 2012 году присоединилась Дания, а в 2013 году — Бразилия и Франция. Так, Франция стала тринадцатым по счету госу- дарством, узаконившим гомосексуальные браки. Франсуа Олланд, будучи еще кандидатом на должность президента, пообещал в случае победы на выборах легализовать гомосексуальные браки и предоставить однополым семьям право усыновлять детей [8]. В 2013 году в Париже прошло несколько протестных акций, направленных против узаконивания гомосексуальных браков, что, тем не менее, не отразилось на выбранном политическом курсе: планы по легализации однополых браков были реализованы и соответствующий закон был принят.
В 2013 году однополые браки были легализованы в Новой Зеландии, Уругвае, Гвиане, Мартинике, Гваделупе, а также в департаментах Микелона и Сен-Пьера.
В этом же году Великобритания присоединилась к странам, защищающим и признающим право гомосексуалов на создание семьи. В июле 2013 года закон о легализации гомосексуальных союзов в Великобритании получил королевскую санкцию, вступив в действие. Следует отметить, что британское население было предварительно подготовлено к этой законодательной инициативе. Еще в 2004 году актом «О гражданском партнерстве» было легализовано однополое сожительство на территории Великобритании. Кроме того, этот акт позволил однополым парам усыновлять детей. В соответствии с актом «гражданское партнерство» — это отношения между двумя людьми одного пола, которые зарегистрировали свой союз официально. В качестве гражданских партнеров могут выступать люди разного пола, а также лица, которые состоят в зарегистрированном партнерстве или браке, включая лиц в возрасте до 18 лет (в Шотландии — до 16 лет). Целью данного нормативного документа являлось придание партнерам такого же статуса и наделение их такими же обязанностями и правами, которые имеются у супругов, зарегистрировавших брак официально [5].
Кроме того, следует отметить, что акт 2010 года о равноправии вобрал в себя почти все ранее принятые специальные нормативно-правовые акты по искоренению дискриминации в Великобритании. Данным актом была запрещена дискриминация по девяти основаниям, включая сексуальную ориентацию и смену пола. Этот закон направлен на защиту в случаях дискриминации по причине ассоциации человека с группой, защищаемой данным законодательным документом. В состав защищенной категории по признаку сексуальной ориентации входят бисексуалы, лесбиянки, геи, а также гетеросексуалы. Причиной дискриминации может быть сама ориентация, поведение, стиль одежды, посещение специализированных заведений. Положения данного акта также направлены на защиту лиц, ассоциируемых с указанными категориями [2, c. 110–111].
В 2014 году Шотландия, Уэльс и Англия узаконили однополые браки. В 2015 году к ним присоединились Ирландия, Люксембург, Япония, районы Токио (Сэтагая и Сибуя) и тихоокеанский остров Питкэрн. В 2016 году однополые браки были разрешены в городе Ига (префектура Миэ, Япония). Объединенная реформатская церковь (URC) в июле 2016 года проголосовала за разрешение нетрадиционным парам заключать браки в помещениях церкви.
В Соединенных Штатах в июне 2015 года однополые браки были разрешены во всех штатах. Верховным судом США 26.06.2015 было вынесено решение по делу Obergefell v. Hodges, в котором было постановлено, что Конституция США гарантирует гомосексуальным парам право на заключение брака, поскольку равенство брака — фундаментальное право граждан, гарантируемое 14-й поправкой к Конституции. До момента принятия Американским Верховном судом данного решения нетрадиционные браки в некоторых штатах были запрещены, а в некоторых узаконены. Первоначально легализация нетрадиционных браков состоялась на уровне штатов, в которых населению было предоставлено право путем народного референдума высказывать собственное мнение в отношении однополых браков. Верховный суд США обязал своим решением власти всех американских штатов регистрировать нетрадиционные браки, а также признавать такие союзы, если они заключены в других американских штатах. Однополый союз стал признаваться на федеральном уровне и на уровне американских штатов [4, с. 83–84].
В октябре 2015 года однополые браки были узаконены в Гренландии, а в апреле 2016 года — на Фарерских островах. В июне 2017 года в Колумбии впервые в истории был заключен брак между тремя мужчинами. В 2017 году нетрадиционные браки были легализованы в Австралии, Германии, на Мальте, в Финляндии и Словении.
На основе анализа данных за последние годы можно говорить о достаточно четкой тенденции признания нетрадиционных браков в Западной Европе, странах Скандинавии, Южной и Северной Америке. Вместе с тем в странах Восточной Европы (Белоруссия, Россия и др.), Азии (Турция, ОАЭ, Китай и др.), Океании (Индонезия) эта тенденция проявляется очень слабо: в этих регионах к легализации гомосексуальных союзов относятся неодобрительно в силу религиозных воззрений и национальных традиций. Некоторые исследователи правовых аспектов данной проблематики придерживаются мнения, что число стран, где законодатель пересматривает традиционное отношение к институту семьи и брака, в мировом масштабе еще не так велико [см., напр.: 1, с. 72].
Следует отметить, что в некоторых государствах однополые союзы узаконены не полностью, но допускается регистрация иных форм нетрадиционных союзов — гражданские союзы и гражданские партнерства. Так, в частности, в Андорре с июля 2005 года разрешено гражданское партнерство, а в некоторых штатах Венесуэлы с июня этого же года легализован гражданский союз.
Гражданское партнерство разрешено в следующих странах:
— Южные Сандвичевы острова, Южная Георгия и Фолклендские острова (с 2005 года);
— Чехия (с 2006 года);
— Швейцария (с 2007 года);
— Венгрия (с 2009 года);
— Австрия (с 2010 года);
— Лихтенштейн (с 2011 года);
— Эквадор и Хорватия (с 2014 года);
— Греция, Кипр и Чили (с 2015 года);
— Италия и Эстония (с 2016 года).
Следует отметить, что в отличие от однополого брака, в рамках которого все юридические нормы гетеросексуальных и гомосексуальных семей равны (включая возможность усыновления), гражданские союзы и партнерства однополых в юридических правах ограничены.
В каждой стране существуют свои ограничения, однако имеются общие тенденции. Например, в отношении однополых союзов имеются такие же юридические нормы, касающиеся имущественных прав и права наследования, что и у традиционных семей, однако есть некоторые ограничения в части усыновления, суррогатного материнства, искусственного оплодотворения, других форм регистрации брака-союза (у нотариуса, в суде и др.). В некоторых государствах существует дискриминация гомосексуальных союзов в части налогообложения.
Однополые браки обладают спорным статусом в Коста-Рике и некоторых штатах Мексики.
В июле 2013 года парламентом (Законодательным собранием) Коста-Рики было проведено голосование за внесение поправок в Закон «О молодежи». Если до этого момента в Семейном кодексе Коста-Рики о гражданском браке для граждан в возрасте от 15 до 35 лет говорилось лишь как о браке между женщинами и мужчинами, то в настоящее время в нем содержатся такие слова: «право признания без дискриминации достоинства человека» [6]. Данная формулировка, по сути, узаконила однополые (нетрадиционные) союзы. Правда, через некоторое время депутаты, спохватившись, обратились к президенту, чтобы она воспользовалась своим правом вето в отношении принятия данных изменений в законодательство, однако глава государства отказалась от исправления ошибки, подписав закон. Юридически однополые браки в Коста-Рике могут заключаться, но фактически действующая власть может запретить их, а суд поддержать власть, с учетом того, что большая часть населения (около 73 %) не поддерживает гомосексуальность. В сентябре 2013 года семейным судом в Сан-Хосе был отклонен иск однополой пары, прожившей вместе более шести лет. Мужчины хотели признать и узаконить свои отношения, но суд отказал в этом. В настоящее время в парламенте обсуждается вопрос об узаконении однополых (нетрадиционных) браков.
Суд Мексики в июне 2015 года признал, что запрет на гомосексуальные браки противоречит положениям конституции страны. Следовательно, юридически Верховным судом были сняты ограничения на заключение гомосексуальных браков на всей территории Мексики. Ольга Санчес, судья Верховного суда Мексики, потребовала, чтобы все мексиканские штаты, в которых еще существует запрет на заключение нетрадиционных браков, узаконили их как можно скорее. В настоящее время город Мехико и шесть штатов (Морелос, Мичоакан, Кампече, Халиско, Герреро, Наярит, Кинтана-Роо, Чихуахуа, Коауила) выполнили данное постановление и узаконили нетрадиционные браки [6].
Де-факто однополые (гомосексуальные) союзы признаются в следующих государствах: Южная и Северная Корея, Венесуэла, Израиль, Монголия, Япония, Гонконг и Китай. Например, в Израиле не может быть заключен ни однополый брак, ни любая другая форма гомосексуального сожительства. При этом в Израиле признаются однополые браки своих граждан, заключенные за границей. Чаще всего однополые пары заключают брак в США и Канаде, а затем уже в Израиле.
В Арубе признают гомосексуальные браки, заключенные на территории Нидерландов. С июля 2017 года в Армении признаются действительными гомосексуальные браки, которые были заключены за рубежом.
Высшим судом Тайваня 23 мая 2017 года был снят запрет на нетрадиционные браки. Суд решил, что такой запрет нарушает две статьи гражданского кодекса и ущемляет права гомосексуалистов. Согласно судебному решению, правительство страны должно было в течение двухлетнего периода разработать и принять соответствующий закон. В результате в 2019 году Тайвань стал первой в Азии страной, где граждане одно пола могут официально зарегистрировать свой брак в государственных учреждениях [7].
Верховный суд Бермудских островов принял решение о легализации с мая 2017 года однополых браков. Однако решение суда было отрицательно оценено общественностью. Перед зданием парламента были проведены акции протеста, собравшие несколько тысяч противников нетрадиционных браков. В феврале 2018 года губернатором Бермудских островов был подписан закон об отмене права гомосексуалистов заключать браки. Как отметил министр внутренних дел Уолтон Браун, решение было принято в целях соблюдения баланса между интересами консервативной части общества и законодательством Европы: регистрация нетрадиционных браков на Бермудских островах проводиться не будет, но на островах по-прежнему будут защищаться и признаваться права гомосексуальных пар. По сообщению губернатора Бермудов, гомосексуальные пары получат права, схожие с правами официальных супругов. Например, они смогут принимать решения о проведении меди- цинских процедур от лица партнера. В отношении брачных союзов, оформленных до момента подписания запрета, будет по-прежнему признаваться, что они не противоречат законодательству. Однако теперь гомосексуальные пары получат право на зарегистрированное домашнее партнерство [6].
Обобщая вышесказанное, можно говорить о существовании в настоящее время трех видов государств по отношению их к правовой легализации однополых браков: в одних странах однополые браки легализованы и имеют правовые последствия наряду с традиционными; в других подобные союзы не признаются, но существует институт гражданского партнерства, включающий в себя в том числе и однополые браки; в третьих государствах они не признаются на законодательном уровне и попросту запрещены [3, с. 239–240].
Узаконение гомосексуальных браков концептуально затрагивает не только постулаты права, но и нормы морали, которые сложились в обществе. Население конкретной страны, решившей де-юре признать новую концепцию семейно-правовых отношений, должно быть готово воспринять нетрадиционный брак в качестве механизма, ориентированного на достижение равноправия, а не в качестве орудия для уничтожения института традиционной семьи, что, по нашему мнению, демонстрирует уровень толерантности и правовой и психологической гибкости.
На современном этапе сложно судить о том, создают ли однополые семьи реальную угрозу для социально-демографического равновесия и национально-культурного уровня населения того или иного государства. Однако можно смело заявить, что в Российской Федерации семья была и будет одним из тех общественных институтов, устои, история и ценности которого будут охраняться на всех уровнях (в том числе религиозном, культурном и законодательном).
Список литературы Легализация нетрадиционных браков и некоторые аспекты международно-правового статуса однополых союзов
- Исаева А. А. Легализация однополых союзов: конституционно-правовой обзор // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 2 (135). С. 72–87.
- Исаева Е. А., Соколов А. В. Легализация однополых браков: реализация политики равенства или разрушение института семьи? // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 3. Т. I (Гуманитарные науки). C. 109–112.
- Медведев А. А. Правовое регулирование и признание однополых союзов в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020. № 7. С. 238–246.
- Назарова А. С. Правовое регулирование нетрадиционных семейных союзов в США // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 5. С. 81–89.
- Однополые браки в странах мира [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20130412/932321655.html (дата обращения: 15.11.2020).
- Список стран 2018, где на всей территории или в отдельных штатах разрешены и регистрируются однополые браки [Электронный ресурс]. URL: https://proau.info/2013-g-strany-gderazresheny-odnopolye-braki/ (дата обращения: 16.11.2020).
- Тайвань легализовал однополые браки [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cde80259a79476d08d38dec (дата обращения: 16.11.2020).
- Франсуа Олланд: Узаконю однополые браки [Электронный ресурс] // Обещания.ru. URL: http://www.obeschania.ru/documents/promises/gei-brak (дата обращения: 15.11.2020).
- Цацкина А. В., Костромцов А. Е. Проблемы сохранности традиционных семейных ценностей в рамках российского семейного законодательства: правовая оценка создания однополых союзов [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2017. Т. 39. С. 3196–3200. URL: http://e-koncept.ru/2017/970966.htm (дата обращения: 15.11.2020).