Лексическая микроциклизация в русском роке ("Лень" группы "Tequilajazzz" и "Ненастоящий мужчина" группы "Курара")
Автор: Доманский Юрий Викторович
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Михаилу Николаевичу Дарвину
Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.
Бесплатный доступ
В науке принято дифференцировать понятия цикла и циклизации применительно к фактам культуры. Под циклами обычно понимают авторские контексты, элементы в которых соотнесены в довольно строгую систему по целому ряду параметров, среди которых, если говорить, например, о циклах в лирике, заглавие, пространственно-временной континуум, субъектная организация, композиция, изотопия и др. Циклизация же понимается гораздо шире - это сама возможность объединения тех или иных элементов в контексты, которые могу быть и не авторскими. В русском роке благодаря циклизации формируются авторские альбомы, являющиеся по целому ряду параметров аналогами циклов в лирике, формируются микроциклы - дилогии и трилогии. Однако только этим функционирование циклизации в русском роке не ограничивается: существует целый ряд не столь традиционных для культуры и полиавторских способов циклизации - это и рок-концерты, включая сюда их визуальное оформление, и особая циклизация на уровне обложек альбомов, афиш, разного рода баннеров, наконец, большим циклическим контекстом является рок-фестиваль. В данной статье рассматривается пример полиавторской лексической микроциклизации в русском роке, то есть такой случай, когда циклическая связь между принадлежащими одному направлению, но автономными относительно друг друга текстами разных авторов устанавливается через общую лексему «лень». Объектами выступают песни «Лень» с альбома «Целлулоид» (1998) группы «Tequilajazzz» и «Ненастоящий мужчина» с альбома «Кафка» (2019) группы «Курара». Показывается, как оказавшись в единой циклической системе, обе эти песни в смысловом плане взаимообогащают друг друга.
Циклизация, лексическая микроциклизация, рок-поэзия, группа "tequilajazzz", группа "курара"
Короткий адрес: https://sciup.org/149141255
IDR: 149141255 | DOI: 10.54770/20729316-2022-3-57
Список литературы Лексическая микроциклизация в русском роке ("Лень" группы "Tequilajazzz" и "Ненастоящий мужчина" группы "Курара")
- Дарвин М.Н. Поэтический мир лирического цикла: Автор и текст. Москва: РГГУ, 2018. 288 с.
- Доманский Ю.В. Микроциклы в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 5. Тверь: Тверской государственный университет, 2001. С. 237-252.
- (а) Доманский Ю.В. Нетрадиционные способы циклизации в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 4. Тверь: Тверской государственный университет, 2000. С. 217-233.
- (b) Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 3. Тверь: Тверской государственный университет, 2000. С. 99-122.
- Иванов Д.И., Гавриков В.А. Концертная визуализация в песенной поэзии: опыт типологии субтекстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1(79). Ч. 1. C. 18-21.
- Майорова Ю.М. Обложки CD альбомов: уникальное в универсальном // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2011. С. 237-242.
- Никитина О.Э. Где искать двери травы? (Сингл как микро-цикл) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 21. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 69-80.
- Никитина О.Э. Рок-концерт как ритуальное действо // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 10. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2008. С. 48-56.
- Плакущая А.Г. Графическое оформление рок-альбома: сильные позиции ("Для тех, кто свалился с Луны" группы "Алиса") // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2011. С. 227-232.
- Сямина А.А. Немецкое "чужое" слово в сверхцикле рок-фестиваля "Подольск-87" // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 21. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 28-43.