Личность в истории педагогики

Автор: Захарищева М.А.

Журнал: Историко-педагогический журнал @history-education

Рубрика: К юбилею М. В. Богуславского

Статья в выпуске: 3, 2025 года.

Бесплатный доступ

Автор статьи представляет профессора М. В. Богуславского как педагога и наставника, известного учёного в области истории образования и педагогической науки, общественного деятеля и публициста. Содержание статьи основано на анализе многолетней личной профессиональной дружбы между автором и героем публикации.

История образования и педагогической науки, Михаил Викторович Богуславский, учёный, преподаватель, общественный деятель, публицист

Короткий адрес: https://sciup.org/140312107

IDR: 140312107

Текст научной статьи Личность в истории педагогики

Введение. Михаил Викторович Богуславский…

Когда произношу это имя на лекции по истории образования и педагогической мысли, наши бакалавры замирают и слушают, затаив дыхание.

Когда магистрантам, обучающимся по образовательной программе «Историко-педагогический потенциал непрерывного педагогического образования», рекомендую монографии и статьи М. В. Богуславского, часто слышу в ответ, что уже знакомились, уже читали и даже цитировали. Магистранты чётко знают, что эта фамилия занимает своё почётное первое место в ряду других учёных историков образования нашей страны.

Когда в процессе профессионального общения упоминается большой учёный современности М. В. Богуславский, коллеги, особенно молодые, вопросительно и недоверчиво заглядывают в глаза: «Неужели в Вашей жизни и правда случилась дружба с таким человеком?»

Случилась! Судьба подарила дружбу длиной в без малого сорок творческих лет!

Результаты исследования. В одной из телевизионных передач на канале «Культура» за круглым столом в разговоре с коллегами учёными М. В. Богуславский рискнул дать определение классика педагогики. По его словам, такой учёный должен быть одновременно творческим педагогом, известным учёным, практикующим преподавателем, ярким публицистом, общественным деятелем. Попробуем, вооружившись именно этими критериями, проанализировать творческую деятельность доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования Михаила Викторовича Богуславского. Сегодня он почётный работник науки и высоких технологий Российской Федерации, заведующий центром истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО. Достаточен ли его вклад в историко-педагогическую науку, не пора ли признать самого М. В. Богуславского классиком педагогики?

Практикующий преподаватель. Есть у Михаила Викторовича Богуславского педагогический опыт учителя истории, завуча по воспитательной работе. В настоящее время его называли бы советником директора школы по воспитанию. Преподавательская деятельность была продолжена в педагогических аудиториях различных университетов. Доводилось бывать на лекциях профессора, лекции были уникальными. Подобных лекторов больше на встречала, разве что вспомнить занятия со студентами нашего научного руководителя академика Захара Ильича Равкина. Высочайший уровень профессионализма, глубокое проникновение в обсуждаемую проблему, завораживающее ораторское мастерство отличали и отличают встречи с будущими педагогами З. И. Равкина и его лучшего ученика М. В. Богуславского. К чести последнего отметим, что современных студентов из поколения цифрового мира удержать на академической лекции значительно сложнее. Любой современный университет считает особой честью получить согласие Богуславского прочесть цикл лекций по истории образования и педагогической мысли, по методологии историко-педагогического исследования.

С течением лет преподавательская позиция М. В. Богуславского постепенно превращалась в позицию наставника. Как наставник, научный руководитель, научный консультант он приобщил к научным исследованиям, помог утверждению собственных исследовательских позиций не одному десятку молодых учёных. Так достойно продолжилась традиция научной школы историков педагогики в стране, школы З. И. Равкина – М. В. Богуславского. Выпускники этой научной школы становятся не только единомышленниками, все они отмечены ещё и профессиональной дружбой со своим наставником.

Известный учёный. С одной стороны, кажется, ничего нет проще, чем дать оценку Богуславскому как учёному в области истории образования и педагогической науки. Оказалось, ничего нет сложнее. Утверждаю, что объективной оценки его научного творчества пока не может быть. Сделан весомый вклад в науку, а творческие поиски продолжаются.

Аспирант, младший, чуть позже старший научный сотрудник, главный и ведущий специалист, заведующий лабораторией – типичная карьерная лестница советского учёного. Со временем менялись его должности, изменился адрес и название исследовательского института. Стабильно, десятилетиями, не изменяя ни себе, ни любимой науке трудился М. В. Богуславский. Долгая и достойная жизнь в науке получила высокую оценку: благодарности, дипломы, грамоты, общественные и государственные медали и ордена, каждая награда заслужена.

В научной судьбе М. В. Богуславского есть особая «сквозная» тема – творчество Василия Александровича Сухомлинского. От темы кандидатской диссертации до одной из последних монографий [Андреева, 2024]; статьи, конференции, поездки по памятным местам, юбилейные даты. Педагогическую деятельность В. А. Сухомлинского в годы Великой отечественной войны в посёлке Ува Удмуртии изучать довелось и мне [Захарищева, 2013]. Так жизнь и судьба В. А. Сухомлинского объединили нас одной темой.

Книги и ученики – самые важные события в жизни и творчестве учёного. В личной библиотеке любого историка образования и педагогики в стране обязательно найдёте две-три монографии этого автора. В моём доме есть отдельная полка, где более 20 его монографий. И каждая с добрыми словами. К примеру, «Марине Алексеевне, талантливому историку российского образования, на добрую память о совместной творческой деятельности» (2002 год) [Богуславский, 2002], «Уважаемой Марине Алексеевне на добрую память о совместной учёбе в аспирантуре и научной деятельности» (2005 год) [Богуславский, 2005], «Дорогому другу Марине Алексеевне в знак глубокой и искренней признательности за всё» (2025 год) [Богуславский, 2024]. Проходят годы, написаны и выходят в свет новые книги, но добрая память и взаимная искренняя признательность и привязанность между нами остаются неизменными.

Думаю, для каждого, кто знакомится с творчеством известного учёного, М. В. Богуславский становится помощником, собеседником, он может дать консультацию практически по любому вопросу из истории педагогики и её современного состояния. У каждого из нас «свой» Богуславский. Молодым учёным, приступающим к собственным исследованиям, можно посоветовать публикации по методологии историко-педагогического исследования. Весьма полезное чтение.

Общественный деятель. Есть в жизни М. В. Богуславского такая деятельность, которой он занимается добровольно, по зову сердца на протяжении многих лет. Он стал руководителем созданного ещё З. И. Равкиным Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки. Под руководством Богуславского Научный совет получил официальное оформление, в настоящее время совет существует при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, учреждена даже медаль имени

З. И. Равкина «За заслуги в развитии истории педагогики» как общественное признание. Сообщество историков педагогики исчисляется уже не десятками, а сотнями учёных, мы стали друзьями, единомышленниками. И по-прежнему непререкаемым авторитетом пользуется М. В. Богуславский.

Ежегодно проходят сессии Научного совета, всё чаще мы гордо называем их съездами историков педагогики нашей страны и зарубежных друзей. За годы регулярных встреч сложилось научно-педагогическое сообщество объединённых исследовательской деятельностью людей разных поколений. Накануне каждой сессии выпускается сборник материалов, что считается у нас доб- рой традицией и своеобразным делом чести. Научной статьей руководителя Научного совета М. В. Богуславского открывается каждый сборник.

Можно только догадываться, сколько сил, энергии, энтузиазма необходимо для организации каждой сессии Научного совета, которые к тому же проходят в разных регионах России, но ни разу в жизни не слышала ни намёка на усталость, на отсутствие времени. Осознание своей миссии вдохновителя и собирателя идей и людей делает М. В. Богуславского истинным общественным деятелем, придаёт ему сил, его влияние на историко-педагогическую науку и образование в нашей стране трудно переоценить.

Степи ковыльные, холмы могильные.

Сильные помнят - не помнят бессильные.

Впасть в историческое беспамятство -Муромцем быть без щита и без палицы…

Впасть в историческое беспамятство – Это безвёсельно, это беспарусно.

Можно любить без памяти женщину -Только не Родину. Память завещана.

Стихотворением Е. Евтушенко «Память» Михаил Викторович заканчивает свои яркие выступления на пленарных заседаниях каждой сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической мысли. Эти строки стали его своеобразным историко-педагогическим кредо.

Яркий публицист. Сегодня в историко-педагогическом поле нет другого учёного, который умеет придать своим научным исследованиям яркую публицистическую окраску, как это делает М. В. Богуславский. Учительская газета, федеральный телевизионный канал «Культура», региональное телевидение, иные средства массовой коммуникации всегда готовы к сотрудничеству с учёным, журналистом, писателем М. В. Богуславским. Самые острые, дискуссионные проблемы общественной жизни, образования и воспитания подрастающего поколения, любые общественно-значимые темы он может представить в исторической ретроспективе, сделать их историко-педагогическую экспертизу и показать перспективу. Так, в последние несколько лет М. В. Богуславский вступает в дискуссии по проблемам приобщения подростков к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, содержания Разговоров о важном, учебника Истории для общеобразовательной школы. Движение первых, оценка по поведению в школе – актуальные проблемы и явления общественной жизни в стране, волнующие в большей или меньшей степени всех граждан страны.

С развитием интернета и социальных сетей М. В. Богуславским освоены и эти безграничные пространства. Появилась книга, новая публикация в Учительской газете – все события вызывают интерес у пользователей сетей, что делает М. В. Богуславского ещё ближе к учительству и научно-педагогической общественности.

Казалось бы, при такой многогранной и насыщенной профессиональной жизни человек может и подзабыть о всевозможных милых житейских мелочах, но это не про него. Современные способы коммуникации всё крепче связывают старых друзей. Праздники светские и духовные, новые статьи и монографии, анонс выступления по телевидению, защита диссертации, подготовка к новой сессии Научного совета – это поводы выйти на связь, поделиться радостью и доставить радость коллегам. Михаил Викторович интересуется не только профессиональной, но и личной жизнью близких ему людей, готов оказать и помощь, и поддержку.

Давно, ещё в годы обучения в аспирантуре под научным руководством З. И. Равкина в НИИ общей педагогики АПН СССР, складывались наши дружеские отношения. Московские встречи на очередных сессиях Научного совета, поездки на региональные конференции – так начиналась уже самостоятельная творческая жизнь, так она и продолжается до настоящего времени.

В течение десяти лет М. В. Богуславский, оказывается, наблюдал за моей работой над темой докторской диссертации, дал согласие оппонировать, приезжал в Удмуртский государственный университет. Конечно, его выступление на заседании диссертационного совета было не только убедительным, научно обоснованным, но и риторически красивым, деонтологически безупречным.

Постепенно стали подрастать аспиранты, и М. В. Богуславский так или иначе принимал участие в становлении каждого из них. И я, в свою очередь, с удовольствием откликаюсь на любую просьбу об оппонировании, отзыве на авторефераты его подопечных, отзыве ведущей организации.

«О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные» – утверждал академик Д. С. Лихачёв. Об интересном человеке и учёном М. В. Богуславском писать было интересно.

Мне бесконечно дорог этот человек и как профессионал, и как друг. Он уникален и неповторим в своём творчестве и своей судьбе. Статью закончить решила тем самым вопросом о классиках педагогики: не пришло ли время отнести к этому пантеону выдающихся имён М. В. Богуславского.

Статья научная