Личностные особенности курсантов полиции в связи с различиями по темпераменту

Автор: Соловьев Николай Николаевич

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Психология

Статья в выпуске: 12, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье приведены результаты тестирования 266 курсантов полиции мужского пола в возрасте 20-25 лет. Использованы 16-факторный тест Р. Кеттелла, опросник НПН-А (нервно-психическая неустойчивость и акцентуации) и опросник Айзенка. Показатели дифференцированы по критериям «креста Айзенка». Установлены независимые от типа темперамента профессиональные качества личности курсантов полиции: достаточно выраженные общительность, теоретическое мышление, эмоциональная стабильность, социальная смелость и высокий самоконтроль. Две трети выборки составили лица сангвинического темперамента и его сочетаний с холерическим и флегматическим типами. Личностные особенности сангвиника ориентированы на социальные контакты, что больше отвечает требованиям работы участковых уполномоченных полиции. Меланхолики будут комфортно себя чувствовать в условиях кабинетной работы с документацией и в области информационной безопасности. Смешанный тип «холерик + сангвиник» предрасполагает к деятельности в условиях жесткой дисциплины и узкого круга общения, что отвечает действиям сотрудника спецподразделения. Смешанный тип «сангвиник + флегматик» в отличие от сангвиника характеризуется сдержанностью, замкнутостью, подчиненностью, мотивацией одобрения, устойчивостью к стрессу и высоким самоконтролем. Такое сочетание будет оптимально для коллегиальной работы.

Еще

Темперамент, промежуточный тип темперамента, курсанты полиции, профессиональные качества личности курсантов

Короткий адрес: https://sciup.org/14940031

IDR: 14940031   |   DOI: 10.24158/spp.2017.12.24

Текст научной статьи Личностные особенности курсантов полиции в связи с различиями по темпераменту

С РАЗЛИЧИЯМИ ПО ТЕМПЕРАМЕНТУ

Формируясь под влиянием общей конституции и свойств нервной системы, темперамент проявляется с детства в любой деятельности как «надлежащее соотношение частей» [1].

Со времен Гиппократа большинство психологических подходов к пониманию темперамента исходят из функционального соотношения интенсивности непосредственной реакции на ситуацию и последующего восстановления энергетического потенциала. В зависимости от силы и длительности этих первичных и вторичных функций проявляется определенный тип темперамента. В экстремальных условиях (при угрозе жизни, психофизической нагрузке или достижении значимой цели) темперамент обусловливает «геноспособ» реагирования или приспособления – атаку, защиту и контратаку, т. е. индивидуальный стиль деятельности [2].

Известна классификация темперамента по двум типам – А (6 поведенческих свойств) и Б (5 свойств) [3]. В.С. Мерлин [4] исходит не из свойств темперамента, а из сочетания свойств нервной системы и предлагает классифицировать их на 24 типа.

Ставшая классической методика определения темперамента с помощью опросника Айзенка по соотношению двух свойств – экстраверсии и нейротизма – еще не исчерпала своих возможностей. Как правило, трудности состоят в установлении меры промежуточных типов. Однако система координат дает возможность четко различить все варианты. Центральная зона в диапазоне 11–14 баллов по экстраверсии/нейротизму относится к смешению всех типов (амби-верт/нормостеник) (рис. 1).

холерик + меланхолик

Рисунок 1 – Спектр темпераментов в «кресте Айзенка»

Закономерно возникает вопрос о личностных особенностях людей с промежуточными ти- пами темперамента, что и послужило основанием для экспериментального исследования.

В исследовании проанализированы результаты тестирования 266 курсантов полиции мужского пола в возрасте 20-25 лет. Изучались особенности темперамента по опроснику Айзенка, свойств личности по 16-факторному опроснику Р. Кеттелла, нервно-психической неустойчивости и акцентуаций характера по опроснику НПН-А [5]. Показатели дифференцированы в соответствии с так называемым «крестом Айзенка» по сочетанию интроверсии/экстраверсии и нейро-тизма / эмоциональной устойчивости.

Согласно полученным данным, в исследуемой выборке не оказалось лиц, имеющих флегматический тип и сочетание монофильного меланхолика с флегматиком. Соотношение других типов темперамента представлено на рисунке 2.

монофильный меланхолик; 15

холерик; 5

флегматик; 20

сангвиник + реактивный меланхолик; 11

сангвиник; 24

холерик + сангвиник; 25

Рисунок 2 – Процентное соотношение типов темперамента и их сочетаний у курсантов полиции мужского пола (n = 266)

Основной контингент исследуемой группы курсантов составляют представители сангвинического темперамента и сочетаний «холерик + сангвиник», «сангвиник + флегматик» (68,8 %). Возможны как общие характеристики, так и различия свойств личности этих типажей (рис. 3 и 4).

Лица холерического темперамента по сравнению с сангвиниками достоверно более тревожны (t = 2,04), фрустрированы (t = 2,56), подозрительны (t = 1,99), истеричны (t = 2,26), психопатичны (t = 3,31), психастеничны (t = 2,90), нервно-психически неустойчивы (t = 4,77). У них развито теоретическое мышление (t = 2,16), но менее выражена смелость (t = 2,29). Везде р < 0,05 * 0,01.

По сравнению с реактивным меланхоликом у холериков выше только показатели теоретического мышления (t = 2,62) и экспрессивности (t = 3,42).

Условные обозначения: A – общительность, B – теоретическое мышление, C – эмоциональная стабильность, E – доминантность, F – экспрессивность, G – нормативность поведения, H – смелость, I – сенситивность, L – подозрительность, M – мечтательность, N – проницательность, O – тревожность, Q 1 – радикализм, Q 2 – самодостаточность, Qз – самоконтроль, Q 4 – фрустрированность.

Рисунок 3 – Профиль личности по 16-FLO Кеттелла курсантов полиции мужского пола сангвинического темперамента и его сочетаний в стенах

^^к^^ехолерик и реактивный меланхолик

— ^— - холерик + сангвиник

^^^w ■ сангвиник

^^■э • сангвиник + флегматик

Рисунок 4 – Профиль личности по шкалам НПН-А курсантов полиции мужского пола с разным темпераментом в стенах

По сравнению с промежуточными сочетаниями «холерик + сангвиник» и «сангвиник + флегматик», холерики более экспрессивны, подозрительны, интеллектуальны и акцентуированы по тем же шкалам НПН-А (табл. 1).

Таблица 1 – Различия по t-критерию Стьюдента свойств и типов личности у курсантов полиции с разными типами темперамента и их сочетаниями (ν – число степеней свободы)

Показатель

1/2 ν = 76

1/4

ν = 63

2/3

ν = 126

2/4 ν = 117

3/4 ν = 115

А – общительность

2,47 **

В – теоретическое мышление

2,39 **

2,18 *

Е – доминантность

2,30 *

F – экспрессивность

2,26

2,51 **

3,43 ***

Н – смелость

–2,75 **

3,48 ***

I – сенситивность

2,16 *

2,18 *

L – подозрительность

2,22 *

2,14 *

O – тревожность

2,57 **

Q 2 – самодостаточность

–1,99 *

Q 3 – самоконтроль

–3,00 **

–2,21 **

Q 4 – фрустрированность

3,43 ***

2,98 **

2,06 *

Нервно-психическая неустойчивость

2,64 **

5,26 ***

3,94 ***

4,80 ***

Истерия

2,04 *

3,69 ***

2,80 **

4,13 ***

Психастения

1,87 *

3,16 **

2,99 **

3,63 ***

Психопатия

1,93 *

4,69 ***

2,49 **

4,87 ***

3,65 ***

Шизотимия

2,82 **

3,39 ***

5,10

* р ≤ 0,05; ** р ≤ 0,01; *** р ≤ 0,001.

Примечание . 1 – холерик, 2 – холерик + сангвиник, 3 – сангвиник, 4 – сангвиник + флегматик.

В целом описанные закономерности характерны для холерического темперамента в его традиционном понимании. Но учтем, что данная категория составляет лишь 5 % от всей выборки. Поэтому основной интерес представляют сангвинический темперамент и его сочетания. Из таблицы 1 следует, что сангвиники отличаются от лиц со смешанным типом «холерик + сангвиник» большей смелостью и нервно-психической устойчивостью, но меньшей сенситивностью и акцен-тированностью по шкалам психастении и психопатии.

От смешанного типа «сангвиник + флегматик» сангвиники отличаются 10 показателями, из которых с предыдущими различиями совпадает только один: психопатичность. Это означает, что основной вклад в различия сделан характеристиками сугубо флегматического темперамента. В данном случае у сангвиников выше общительность, доминантность, экспрессивность, смелость, зависимость, фрустрированность, истеричность и более снижен самоконтроль.

Наконец, противоположные типы сочетаний «холерик + сангвиник» и «сангвиник + флегматик» говорят о большей выраженности у первых сенситивности, фрустрированности и показателей всех шкал опросника НПН-А при пониженном самоконтроле.

В рамках меланхолического темперамента различия между реактивным и монофильным меланхоликом следующие. «Реактивные» более тревожны (t = 2,12), фрустрированы (t = 2,49), истеричны (t = 2,61), психастеничны (t = 2,13), психопатичны (t = 4,44), шизотипичны (t = 2,46) и нервнопсихически неустойчивы (t = 4,53), а также зависимы (t = 2,41) и эмоционально неустойчивы (t = 2,05).

Далее проведено сравнение показателей лиц сангвинического темперамента и противоположных ему видов меланхолического.

Общей закономерностью отличия сангвинического темперамента от видов меланхолического являются более выраженные экспрессивность, доминантность, смелость, нервно-психическая устойчивость и, безусловно, низкая психастеничность, что согласуется с многочисленными научными данными и отражено в учебниках.

Объединяет сангвиника и реактивного меланхолика отсутствие различий в общительности и самодостаточности, а с монофильным меланхоликом – эмоциональная стабильность, нетревож-ность и низкие значения фрустрированности, истеричности, психопатии и шизотимии (табл. 2).

Таблица 2 – Различия по t-критерию Стьюдента свойств и типов личности у курсантов полиции сангвинического темперамента с видами меланхолического (ν – число степеней свободы)

Показатель Сангвиник / реактивный меланхолик ν = 92 Сангвиник / монофильный меланхолик ν = 103 А – общительность 2,29 * С – эмоциональная стабильность 3,43 *** Е – доминантность 1,97 * 2,05 * F – экспрессивность 3,49 *** 4,68 *** Н – смелость 3,26 ** 3,15 ** O – тревожность –3,51 *** Q2 – самодостаточность –2,75 ** Q4 – фрустрированность –3,68 *** Нервно-психическая неустойчивость –7,61 *** –2,25 * Истерия –2,30 * Психастения –5,21 *** –4,46 *** Психопатия –5,37 *** Шизотимия –3,02 ** p ≤ 0,05; ** р ≤ 0,01; *** р ≤ 0,001.

Таким образом, независимо от типа темперамента характерными особенностями исследуемых 266 курсантов полиции являются достаточно выраженные показатели таких свойств личности, как общительность, теоретическое мышление, эмоциональная стабильность, социальная смелость и особенно – высокий самоконтроль. В диапазоне средних значений находятся мечтательность, проницательность и радикализм, а также весьма слабая симптоматика паранойяль-ности. При этом преобладают лица сангвинического темперамента и его сочетании с холерическим и флегматическим типами (две трети выборки). В целом такие признаки отвечают требованиям профессиональной пригодности к деятельности сотрудника полиции.

Полученные данные указывают на необходимость не только уточнения общепринятых критериев типов темперамента по сочетанию экстраверсии и нейротизма «креста Айзенка». Понятно, что в «чистом» виде тот или иной темперамент малочислен. Однако в нашем случае холериков действительно 5 %, а сангвиников – 24 % всей выборки. Это обусловлено контингентом – сотрудники полиции ориентированы преимущественно на профессию сферы «человек – человек». Именно поэтому среди исследованных курсантов полиции не оказалось «чистых» флегматиков и сочетания «флегматик + монофильный меланхолик». Требования профпригодности не предполагают наличия выраженной инертности нервной системы и явного преобладания торможения над возбуждением.

Различия по темпераменту, значимые не только для дифференциации в узких специальностях, но и для прогноза успешности профессиональной деятельности, проявляются по-разному. Личностные особенности сангвиника ориентированы на социальные контакты с присущей экспрессивностью, социальной смелостью, нетревожностью и нервно-психической устойчивостью, что больше отвечает требованиям работы участковых уполномоченных полиции. Напротив, реактивный меланхолик с его высоким нейротизмом, сенситивностью и акцентуациями будет комфортно себя чувствовать в условиях кабинетной работы. Монофильному меланхолику при высокой самодостаточности предпочтительнее работать с документацией и в области информационной безопасности.

Смешанный тип «холерик + сангвиник» отличается от сангвиника сенситивностью, псих-астеничностью, психопатичностью и нервно-психической неустойчивостью, что предрасполагает к деятельности не только в узком кругу общения. Лица этого типа высокоэффективны в условиях жесткой дисциплины, поэтому многие входят в состав спецподразделений полиции.

Смешанный тип «сангвиник + флегматик» в отличие от сангвиника характеризуется сдержанностью, замкнутостью, подчиненностью, мотивацией одобрения, устойчивостью к стрессу и высоким самоконтролем. Такое сочетание будет оптимально для коллегиальной работы.

Ссылки:

  • 1.    Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988. С. 185–235.

  • 2.    Социально-психологический климат в служебных коллективах : метод. пособие / ред. М.И. Марьин, Е.А. Мешалкин. М., 2001. 312 с.

  • 3.   Белоус В.В. Темперамент и деятельность : учеб. пособие. Пятигорск, 1990. С. 26–52.

  • 4.   Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. С. 86–110.

  • 5.    Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2003. 240 с.

Список литературы Личностные особенности курсантов полиции в связи с различиями по темпераменту

  • Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988. С. 185-235.
  • Социально-психологический климат в служебных коллективах: метод. пособие/ред. М.И. Марьин, Е.А. Мешалкин. М., 2001. 312 с.
  • Белоус В.В. Темперамент и деятельность: учеб. пособие. Пятигорск, 1990. С. 26-52.
  • Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. С. 86-110.
  • Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2003. 240 с.
Статья научная